Тоталитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

"Политический тоталитаризм" это - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.docx

— 30.01 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра философии и социологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

на тему: «Тоталитарный  политический режим»

 

 

 

Студент: Коледова.П.И

курс: 1

группа: вечерняя 2c

специальность: Финансово-Кредитный

№ зачетной книжки: 100.31/120097

Преподователь: ПРОФ. Головин Ю.А

 

Ярославль 2013

 

1)Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима

"Политический тоталитаризм" это - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Условиями возникновения  тоталитарного режима обычно является относительная бедность, монотонность, рутинность существования. Примитивные  общества- тоталитарные общества. Общества богатые, с развитой имущественной  дифференциацией, обычно не тоталитарны. Вторым условием является общая опасность, объединяющая всех членов общества или  большую ее часть, которые сплачиваются вокруг государства. Третьим условием , способствующим возникновению тоталитарного  государства, является зависимость  общества от общего источника жизни (например: вода в восточных государствах древности и средневековья)  Так называемые "смутные" времена, являющейся питательной средой для формирования тоталитарных настроений в обществе и тоталитарной роли государства.

Этот режим возникает  в XX веке происходит это из-за следующих  обстоятельств: 
1. Нарастание могущества идеологий. Тоталитаризм предполагает установление в качестве обязательной одной, единственной идеологии. В ситуации ожесточенной борьбы политических доктрин в начале XX-го века, победа одной из них увеличивала вероятность установления идеологической монополии.  
2. Ломка структуры традиционных и меняющихся обществ. Тоталитаризм возникает на руинах прежнего социального уклада. Новой силой, при этом, становится тотальная идеология. Рухнувшие своды царской России и кайзеровской Германии позволили на разрушенной земле выстроить цитадели устрашающей силы, которых не знала История - советский и нацистский тоталитаризм.  
3. Кризис религии, науки. Реконструкция общества (что является целью тоталитаризма) предполагает, прежде всего, реконструкцию сознания человека. Однако рождению новых стереотипов поведения и восприятия должно предшествовать очищение сознания людей от старых ориентаций - от их духовных "точек опоры". Нигилизм, скепсис, атеизм отлично справились с этой задачей.      

     4. Общая милитаризация международных отношений. После первой мировой войны - казавшейся тогда апофеозом механизированного истребления народов - каждое государство считало необходимым превратить себя в крепость.

Признаками тоталитарного  режима является:

1) сильно централизованная, монистическая  структура власти, в которой господствующая  группа «не несет ответственности  ни перед каким выборным органом  и не может быть лишена власти  институциональными мирными средствами».  Структура власти в таких режимах  имеет пирамидальную форму, вершину  которой венчает лидер (вождь)  или группа. Все виды власти (законодательная,  исполнительная, судебная) фактически  сконцентрированы в руках правящей  группы или вождя. Непременным  условием функционирования пирамидальной  структуры власти является сакрализация  вождя;

2) монопольная, детализированная  идеология.. Значение монопольной идеологии в подобных системах огромно, поскольку именно она выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивации людей, объединяет общество вокруг приоритетных целей. С подчинения общества достижению общей для всех идеи, коллективной цели начинает формироваться тоталитарный режим. Сведение всего многообразия потребностей к достижению единой цели не оставляет места для свободы и автономности отдельной личности;

3) активная мобилизация населения  на выполнение политических и  социальных задач с помощью  целого ряда монополистических  институтов, включая единственную, массовую партию, которые запрещают любую форму автономной общественной и политической организации.

 

В основе тоталитарного режима лежит  революционная по содержанию политическая утопия, взрывающая старые порядки  о обещающая скорейшее переустройство общества на справедливых началах. Так  было в СССР когда советские люди охваченные одной идеей строили  коммунизм который давал в  мыслях людей новые надежды и  безоблачное будущее.

 

Но как и у каждого политического  режима существуют как минусы так  и 

плюсы: 
1)рост числа промышленных предприятий (с 1928-1932 было 1500 прдприятий, а с 1933-1937 стало 4500) 
2)к 1940 году СССР занимает 2-е место в мире по производству важнейших видов пром. продукции (после США)

3) большая роль государства в экономике, следовательно больший удельный вес общественных товаров, а именно  бесплатное образование, бесплатная медицина, сильная армия, низкая квартплата 
4) социальные гарантии, низкая безработица, низкая инфляция  
минусы: 
1)массовые ограбления как среди крестьян, так и со стороны власти. 
2)низкий жизненый уровень горожан.

3)хроническая нехватка  предметов первой необходимости. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.

 

Демократизация является одним из видов политического  процесса, который приобрел особую актуальность в последние десятилетия  в связи с падением авторитарных режимов и попыткой утверждения  демократических институтов во многих государствах мира.

Среди политологов нет  единства в определении термина  «демократизация». Чаще всего в самом  общем смысле демократизацию рассматривают  как переход от недемократических  форм правления к демократическим.

 

Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Тоталитаризм и демократия являются принципиально несовместимыми по определению, отсюда и трудности  перехода от одного типа политического  режима к другому, прямо противоположному.

Современный этап исторического  развития характеризуется тем, что  в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции.

С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих  большей части населения влиять на принятие основных решений.

 

Понятие «модернизация» используется в западной социологии для характеристики как социально-экономического, так  и в целом общественного развития. Необходимо учитывать, что термин модернизация собирательный: он отражает, во-первых, различные ступени развития современного индустриального общества, начиная  с эпохи первой промышленной революции; во-вторых, процесс превращения развивающихся  стран из традиционных (или аграрных) в промышленно развитые.

Возникновение концепций  политической модернизации относится  к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению  к развивающимся странам. Её основой  послужила теория модернизации, которая  определила: а) направление развития: от традиционного общества к рациональному; б) пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные  изменения, преобразования нормативных  и ценностных систем. Была создана  общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представителями  теорий политической модернизации являются Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, С.Х антингтон, Д. Дарендорф, Р. Даль.

 

Выделяя стержневое направление  в рамках общей модели глобального  процесса, теория модернизации учитывает  специфику его проявления в различных  социально-политических условиях. Эта  дифференциация нашла отражение  в обосновании двух типов модернизации: оригинальная модернизация – она  присуща странам, которые совершают  переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов; вторичная (отраженная) – она свойственна  странам, которые отстали в своем  развитии и совершают «осовременивание» вдогонку.

Первоначально модернизация по существу сводилась к идее заимствования  отсталыми странами Азии, Африки, Латинской  Америки передовой технологии и  способов и способов социальной организации  у более развитых стран. Был распространен  подход к модернизации как к всемирному процессу вытеснения традиционных форм универсальными формами современности, что, по существу, означало отождествление модернизации с «американизацией», «европеизацией». Процесс демократизации практически приравнивался к  привнесению в жизнь общества уже сложившихся и функционирующих  в развитых странах политических институтов и ценностей.

Однако реальность оказалась  значительно сложнее тех подходов, которые были сформулированы в 50-е  годы. Учитывая многообразие уровней  социально-экономического развития, специфику  внутриполитических факторов, в конце 60-х годов, а затем и в последующие  годы исследователи, во-первых, расширили  географию изучения объектов модернизации, во-вторых, сместили акцент на изучение проблем объективной обусловленности  кризисов политических изменений, путей  и форм их преодоления, в-третьих, политические процессы стали исследоваться с  учетом их национального, культурного  контекста.

В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и  направлений политических изменений  в посттоталитарном мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современной России.

 

В определениях политической модернизации, как правило, акцент делается на следующем:

- речь идет о способности  политической системы отвечать  потребностям изменяющихся общественных  условий, 

- эти условия и социальные  цели связаны с необходимостью  нового качества взаимодействия  власти и общества: эффективного  диалога, 

- реальность диалога обеспечивается  созданием новых видов институтов, дифференциацией политических структур, верховенством закона.

Среди закономерностей переходного  периода отмечается прежде всего  в качестве исходного уровня –  вызревание внутреннего кризиса  тоталитаризма, который охватывает государственные институты и  порядок их функционирования, а также  политическую элиту. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть  элиты считает неизбежным приспособление режима к меняющейся реальности. Переходный период развивается тогда, когда  в элите берут верх сторонники данной позиции, которые и начинают либерализацию.

Опыт показал, что своеобразие  процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика  до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического  реформирования; каков тип предшествующего  недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение  демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного  сознания.

 

Необходимо учитывать, что  в период модернизации приходят в  движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать  один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание  оппозиции, не только формальное признание  оппозиции, но и сотрудничество с  ней. Кризис участия возникает в  той ситуации, когда правящая элита  препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти.

 

Одним из ключевых показателей  эффективности и результативности политической системы является легитимность. Это понятие означает признание  обществом правомерности официальной  власти. Поскольку в ходе модернизации создается угроза статусу основных традиционных институтов, а динамизм изменения социальной структуры  порождает такую ситуацию, что  не все группы получают доступ к  сфере принятия решений, то взаимодействие общества и власти может принять  конфликтную форму, выливающуюся в  кризис легитимности. Он означает отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти.

Для обозначения ослабления способности государства проводить  свою политику используется понятие  кризис регулирования конфликтов, или  кризис проникновения.

Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс  демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются  кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.

Информация о работе Тоталитарный политический режим