Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:51, реферат
Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.
Определение результатов выборов 
по данным голосования происходит на 
основе двух главных систем: пропорциональн
 
Пропорциональная 
система подразумевает голосование 
по партийным спискам и распределение 
мандатов (от лат. mandatum – поручение – документ, 
удостоверяющий права или полномочия 
какого-либо лица, например депутата) между 
партиями строго пропорционально числу 
поданных голосов. При этом определяется 
так называемый “избирательный метр” 
- наименьшее количество голосов, необходимое 
для избрания единого депутата. Пропорциональная 
система наиболее распространенная избирательная 
система в современном мире. В странах 
Латинской Америки, например, выборы проводятся 
только по пропорциональной системе. Она 
используется в Бельгии, Швеции и во многих 
других странах. Пропорциональная система 
имеет две разновидности:  
 
а) пропорциональная избирательная система 
на общегосударственном уровне (избиратели 
голосуют за политические партии в масштабе 
всей страны; избирательные округа не 
выделяются);  
 
б) пропорциональная избирательная система, 
основывающаяся на многомандатных округах 
(депутатские мандаты распределяются 
на основе влияния партий в избирательных 
округах).  
 
Мажоритарная 
система характеризуется тем, что 
победившим считается кандидат (или список 
кандидатов), набравший предусмотренное 
законом большинство голосов. Большинство 
бывает разным. Существуют избирательные 
системы, требующие абсолютного большинства 
(50% плюс 1 голос и более). Такая система 
существует, например, в Австралии. Мажоритарная 
система относительного большинства означает, 
что побеждает на выборах тот, кто набирает 
голосов больше, чем каждый из его соперников. 
Ее называют “системой первого пришедшего 
к финишу”. В настоящее время такая система 
используется в США, Канаде, Великобритании, 
Новой Зеландии. Иногда практикуются обе 
разновидности мажоритарной системы. 
Например, во Франции при выборах депутатов 
парламента в первом туре голосования 
применяется система абсолютного большинства, 
а во втором - относительного. Вообще при 
мажоритарной системе возможно голосование 
в один, два и Даже три тура.  
 
Пропорциональная и мажоритарная 
системы имеют свои достоинства и недостатки.  
 
К числу достоинств мажоритарной системы 
относится то, что в нее заложены возможности 
формирования эффективно работающего 
и стабильного правительства. Она позволяет 
крупным, хорошо организованным партиям 
легко побеждать на выборах и создавать 
однопартийные правительства.  
 
Основные недостатки мажоритарной системы:  
 
1) значительная часть избирателей страны 
(иногда до 50%) остается не представленной 
в органах власти;  
 
2) партия, получившая на выборах меньше 
голосов, чем ее соперники, может оказаться 
представленной в парламенте большинством 
депутатских мест;  
 
3) две партии, набравшие равное или близкое 
к равному количество голосов, проводят 
в органы власти неодинаковое число кандидатов 
(не исключена ситуация, при которой партия, 
набравшая больше голосов, чем ее соперник, 
не получает вообще ни одного мандата).  
 
Таким образом, мажоритарная система способствует 
формированию большинства в органах власти 
и мирится с диспропорцией между набранными 
голосами и полученными мандатами.  
 
К достоинствам пропорциональной системы 
относится то, что в сформировавшихся 
при ее посредстве органах власти представлена 
реальная картина политической жизни 
общества, расстановка политических сил. 
Она обеспечивает систему обратной связи 
между государством и организациями гражданского 
общества, в итоге способствует развитию 
политического плюрализма и многопартийности.  
 
Основные недостатки пропорциональной 
системы:  
 
1) возникают сложности в формировании 
правительства (причины: отсутствие доминирующей 
партии; создание многопартийных коалиций, 
включающих партии с разными целями и 
задачами, и, как следствие, нестабильность 
правительств);  
 
2) непосредственная связь между депутатами 
и избирателями весьма слабая, так как 
голосование осуществляется не за конкретных 
кандидатов, а за партии;  
 
3) независимость депутатов от своих партий 
(такая несвобода парламентариев может 
негативно сказаться в процессе обсуждения 
и принятия важных документов).  
 
Трудно однозначно ответить, какая система 
адекватнее, а следовательно, и демократичнее 
учитывает мнение избирателей, тот самый 
vox populi (глас народа - лат.). На первый взгляд, 
как будто пропорциональная. Она улавливает 
весь спектр мнений. Зато мажоритарная 
система оценивает это мнение глубже - 
заставляет избирателей более основательно 
подумать перед окончательным выбором. 
И результаты подчас получаются неожиданными, 
парадоксальными. Так, на президентских 
выборах 1986 г. в Португалии социалист М. 
Соареш набрал в первом туре лишь 25,4% голосов, 
тогда как его противник консерватор Д. 
Фрейташ ду Амарал почти в два раза больше 
- 46,3%. Однако последний оказался неприемлем 
для сторонников других кандидатов. И 
вот во втором туре М. Соареш одерживает 
сенсационную победу, получив 51,4% против 
48,6% у его оппонента и становится президентом 
Португалии. 
Избирательные системы в своем 
развитии прошли достаточно большой 
путь. В ходе этого процесса (в 
послевоенный период) началось формирование смешанной избирательной системы, 
т.е. системы, которая должна вобрать в 
себя положительные характеристики и 
мажоритарной, и пропорциональной систем. 
В рамках смешанной системы определенная 
часть мандатов распределяется по мажоритарному 
принципу. Другая часть распределяется 
пропорционально. Опыт совершенствования 
избирательных систем свидетельствует 
о том, что данная система более демократична 
и эффективна в достижении политической 
стабильности.  
 
Поиск более совершенных систем, которые 
гарантировали бы возможно более справедливое 
представительство в органах власти различных 
политических сил, продолжается во многих 
странах. Решение этой задачи, помимо прочего, 
важно и потому, что политические движения 
и партии, не имеющие парламентского представительства, 
нередко ориентируются на внепарламентские 
методы борьбы. В качестве удачных находок 
можно привести пример ограниченно мажоритарной 
системы с установлением квот для меньшинства. 
В других случаях предусматривается учет 
всех голосов, поданных за малые партии 
либо в рамках крупных регионов, либо в 
рамках страны. Мандаты при такой системе 
распределяются пропорционально.  
 
Ряд зарубежных политологов считает наилучшей 
так называемую систему единого переходящего 
голоса (ЕПГ), именуемую также квотно-преференциальной, 
или системой Хэр-Кларка. В соответствии 
с правилами этой системы избиратель получает 
бюллетень с фамилиями кандидатов, которых 
он должен пронумеровать в порядке своего 
предпочтения (ординарный бюллетень). 
Цель подобной системы, практикуемой в 
Австралии, Ирландии, на Мальте - максимально 
эффективное использование каждого голоса, 
недопущение их “пустой траты”, что является 
идеалом для избирательной системы. Однако 
система ЕПГ чересчур громоздка, она эффективна 
лишь в очень небольших избирательных 
округах и потому не получила широкого 
распространения в мире.  
 
В нем по-прежнему господствует пропорциональная 
и мажоритарная системы в их классическом 
виде.  
В Российской Федерации действует смешанная избирательная система. 
В одномандатных округах выборы осуществляются 
на основе мажоритарной системы 
относительного большинства.  
 
В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному 
принципу, но пропорциональность эта 
касается только тех партий, блоков и т.п., 
которые перешагнули 5%-й барьер, т.е. получили 
не менее 5% голосов из числа участвовавших 
в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, 
теряет все свои голоса, а также право 
на представительство в Думе.
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная 
Различают 3 типа мажоритарной системы:
Мажоритарная система абсолютного большинства – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток – существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство. С целью сокращения расходов в отдельных странах вводится механизм перебаллотировки, которая означает определение победителя в двухтуровом голосовании: в 1 туре для победы необходимо абсолютное большинство, во 2 туре требуется простое большинство, т.е. надо просто опередить конкурентов. Мажоритарная система относительного большинства – способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток – значительная степень неучтенных голосов. Данная система возникла в Великобритании и действует в 43 странах. Мажоритарная система квалифицированного большинства – это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.
Преимущества
1. Относительная простота подсчета голосов;
2. Определенность результата, соревновательный характер выборов;
3. Тесная связь депутата с избирательным округом;
4. Политическая ответственность депутата перед избирателями;
5. Взаимосвязь общенациональных проблем с местными;
6. Создание стабильного однопартийного правительства и монолитного большинства в парламенте, способных работать сообща и проводить преемственную политику;
Недостатки
1. Слабая представленность;
2. Неучастие голосов проигравших в распределении парламентских мест;
3. Существует возможность злоупотреблений, манипулирование избирательными округами;
4. Победитель в реальности может не располагать большинством голосов в масштабах страны;
5. Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, несмотря на регулярно получаемую высокую долю голосов.
Пропорциональная 
Пропорциональная 
Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды.
Отличительные черты пропорциональной системы:
Существует 2 основных типа пропорциональной системы:
Пропорциональная система партийных списков. Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.
Преимущества
1. Учитывает голоса большинства избирателей, т.е. «справедливость»;
2. Способствует становлению многопартийной системы;
3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;
4. Защищает интересы политических меньшинств;
5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.
Недостатки
1. Сложность определения результатов;
2. Передача партиям права назначать депутатов;
3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;
4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;
5. Тенденция к установлению партийной олигархии;
6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.
Смешанная избирательная система
Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы: