Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:46, реферат
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются: оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показа¬телей; выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции; разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.
Введение                                                                                                                   3
1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации 
продукции                                                                                                                 4
2 Анализ ассортимента и структуры продукции                                                  6
3 Анализ качества произведенной продукции                                                      10
Список использованной литературы                                                                     13
Содержание
Введение                      
1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
продукции                     
2 Анализ ассортимента и структуры продукции                     
3 Анализ качества произведенной 
продукции                     
Список использованной литературы                    
 
Введение
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются: оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции; разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.
Объем производства может выражаться в натуральных, условно натуральных и стоимостных показателях, в единицах трудоемкости. Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция.
Валовая продукция это стоимость всей 
произведенной продукции и выполненных 
работ, включая незавершенное производство 
и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее 
не включают остатки незавершенного производства 
и внутрихозяйственный оборот и выражается 
в действующих отпускных ценах (без налога 
на добавленную стоимость). В настоящее 
время на многих предприятиях, если нет 
внутрихозяйственного оборота и остатков 
незавершенного производства, валовая 
продукция совпадает с товарной. 
1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Объем производства и реализации 
промышленной продукции может выражаться 
в натуральных, условно-натуральных, 
трудовых и стоимостных измерителях. 
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные 
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
 
2 Анализ ассортимента и структуры продукции
Номенклатура - это перечень наименований 
изделий и их кодов (в кодификаторе) 
установленных для 
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает: полный; групповой; внутригрупповой.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты: определение текущих и перспективных потребностей покупателей: оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий; оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Основными причинами, влияющими на 
невыполнение плана по ассортименту 
продукции, являются: внутренние причины: 
недостатки в организации производства; 
плохое техническое состояние 
Внешние причины: конъюнктура рынка; 
изменение спроса на отдельные виды 
продукции; состояние материально-
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Увеличение объема производства (реализации) 
по одним видам и сокращение по 
другим видам продукции приводит 
к изменению ее структуры, т.е. соотношения 
отдельных изделий, в общем, их выпуске. 
Выполнить план по структуре производства 
- значит сохранить в фактическом 
выпуске продукции 
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность.
Если увеличивается удельный вес 
более дорогой продукции, то объем 
ее выпуска в стоимостном 
Расчет влияния структуры 
Расчет влияния структурного фактора 
на изменение выпуска продукции 
в стоимостном выражении можно 
произвести с помощью средневзвешенных 
цен (если продукция однородная). Для 
этого сначала определяется средневзвешенная 
цена при фактической структуре 
продукции, а затем при плановой 
и разность между ними умножается 
на фактический объем производства 
продукции в условно-
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации) 
по одним видам и сокращение по 
другим видам продукции приводит 
к изменению ее структуры, т.е. соотношения 
отдельных изделий, в общем, их выпуске. 
Выполнить план по структуре - значит 
сохранить в фактическом 
Изменение структуры производства 
оказывает большое влияние на 
все экономические показатели: объем 
выпуска в стоимостной оценке, 
материалоемкость, себестоимость товарной 
продукции, прибыль, рентабельность. Если 
увеличивается удельный вес более 
дорогой продукции, то объем ее выпуска 
в стоимостном выражении 
 
3 Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем 
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, 
соответствующей мировым 
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания); б) надежность (долговечность, безотказность в работе); в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта
Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ТП), выручку от реализации продукции ( В) и прибыль ( П). Расчет производится следующим образом
Где цо и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества; Со и C1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; k1 - количество произведенной продукции повышенного качества; Vрп1 - объем реализации продукции повышенного качества.
Информация о работе Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции