Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:27, лекция
Важнейшим условием функционирования местного самоуправления является законодательно закрепленная система гарантий. Под гарантиями местного самоуправления принято понимать совокупность средств и условий, обеспечивающих реализации прав местного самоуправления.
Законодательное закрепление гарантий прав местного самоуправления позволяет действенно и эффективно реализовывать права граждан на местном территориальном уровне.
1. Понятие гарантий местного самоуправления и их система.
2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления.
3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.
4. Судебные и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
Тема
«ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
План:
1. Понятие гарантий местного самоуправления и их система.
2. Гарантии,
обеспечивающие
3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.
4. Судебные и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
Важнейшим условием функционирования местного самоуправления является законодательно закрепленная система гарантий. Под гарантиями местного самоуправления принято понимать совокупность средств и условий, обеспечивающих реализации прав местного самоуправления.
Законодательное закрепление гарантий прав местного самоуправления позволяет действенно и эффективно реализовывать права граждан на местном территориальном уровне.
Статья 45 Конституции Российской Федерации
гарантирует государственную
Гарантии местного самоуправления закреплены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
В Конституции РФ впервые местное самоуправление было определено как одна из основ конституционного строя России. Статья 12 установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Более подробно конституционно-правовой статус местного самоуправления был определен в гл. 8 Конституции РФ и Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Данный Закон в соответствии с его преамбулой определяет государственные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.
Следует отметить, что, в отличие от ранее действующей редакции, в новом Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 2003 г. не содержится специальной главы о гарантиях местного самоуправления. Однако это не означает, что федеральный законодатель отказался от установления законом таких гарантий. Правовые гарантии местного самоуправления закреплены в различных статьях данного Федерального закона, а также в иных федеральных законах.
Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. К таким правам в юридической литературе относятся:
- самостоятельность местного
- право граждан осуществлять
местное самоуправление путем
прямого волеизъявления и
- право граждан участвовать
в референдуме, избирать и
- право граждан самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);
- право граждан на участие
в решении вопроса об
- право граждан самостоятельно владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130);
- право органов местного
- право местного самоуправления
на компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых органами
- право органов местного
Гарантии организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации определяются и обеспечиваются государством, как в лице его федеральных органов, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом №131 от 2003 года (ст. 3) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, включает совокупность общих и специальных (юридических) гарантий.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.
1.Общие гарантии. Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляются в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;
обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Основа общих гарантий – общественные отношения и принятые в обществе духовные ценности, являющиеся предпосылками стимулирования развития местного самоуправления и обеспечивающие стабильность в реализации полномочий органами местного самоуправления. К общим гарантиям наукой предлагается отнести экономические, политические и духовные.
Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы: свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.
Политические гарантии местного самоуправления — это политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.
Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Местное самоуправление не станет эффективным, пока социальная ценность самоуправления не будет в полной мере воспринята населением. Самоуправление предполагает широкое вовлечение населения в решение местных задач, развитие собственных гражданских инициатив в сфере местного самоуправления, в широком смысле — формирование в рамках муниципальных образований реальных институтов гражданского общества. Впрочем, развитие гражданской инициативы неотделимо от финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления и повышения уровня жизни населения.
2.Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены как на уровне федеральном, так и субъектов Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.).
Основа специальных (юридических) гарантий – конституционные принципы организации местного самоуправления, обеспечивающие правовыми средствами защиту прав населения на реализацию конституционного права на местное самоуправление, организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. К специальным (юридическим) гарантиям наукой предлагается отнести следующие: запрет на ограничение прав местного самоуправления; обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, а также самими органами местного самоуправления и гражданами; рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, организациями, к которым эти обращения направлены; гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления; судебная защита местного самоуправления.
Целевое назначение гарантий - обеспечить правовыми средствами:
организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.
К гарантиям,
обеспечивающим организационную
Статья 3 Конституции РФ устанавливает; что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособлена от государственной власти и действовать в известных пределах автономно.
Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:
1) закрепляемое cт. 12 Конституции РФ положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской организации власти на местах).
Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» развивает конституционные положения, закрепляя гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем устанавливая основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;
2) самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ). Население вправе непосредственно, а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.
Субъекты Федерации, регулируя деятельность органов местного самоуправления, не вправе предусматривать обязательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления.
3) организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления. Это означает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведения муниципальных образований.
Вместе с тем Закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления допускает:
а) осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами (органами государственной власти и в соответствии с ними законами субъектов Федерации);
б) участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления только в случаях и порядке, установленных ч. 5 и 11ст. 37 указанного Федерального закона;