План
Введение
- Виды делового общения
- Сущность и значение Хоторнских экспериментов.
Заключение
Список
литературы
Введение
Деловое
общение - это сложный многоплановый
процесс развития контактов между
людьми в служебной сфере. Его
участники выступают в официальных
статусах и ориентированы на достижение
цели, конкретных задач. Специфической
особенностью названного процесса является
регламентированность, т. е. подчинение
установленным ограничениям, которые
определяются национальными и культурными
традициями, профессиональными этическими
принципами.
1. Виды делового общения
По
способу обмена информацией различают
устное и письменное деловое общение.
Устные виды
делового общения, в свою очередь, разделяются
на монологические и диалогические.
К монологическим видам
относятся:
- Приветственная речь;
- Торговая речь (реклама);
- Информационная речь;
- Доклад (на заседании, собрании).
- Диалогические виды:
- Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
- Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
- Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
- Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
- Дискуссия;
- Совещание (собрание);
- Пресс-конференция.
- Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
- Телефонный разговор - исключающий невербальную коммуникацию.
В
прямом контакте и непосредственной
беседе наибольшее значение имеют устная
и невербальная коммуникации. Беседа
или передача сообщений по телефону
являются самыми распространенными
формами коммуникаций, их отличает
непосредственный контакт и большое
разнообразие способов общения, что
позволяет без труда сочетать
деловую (формальную) и личную (неформальную)
части всякого сообщения.
Письменные виды
делового общения - это многочисленные
служебные документы: деловое письмо,
протокол, отчет, справка, докладная и
объяснительная записка, акт, заявление,
договор, устав, положение, инструкция,
решение, распоряжение, указание, приказ,
доверенность и др.
По
содержанию общение может быть разделено
на:
- Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
- Когнитивное - обмен знаниями;
- Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
- Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По
средствам общения возможно деление
на такие четыре вида:
- Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
- Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
- Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
- Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
- Сущность и значение Хоторнских экспериментов
Хоторнские
эффекты представляют серию экспериментов,
проведенных в 1924-1933гг. и проанализированных
профессором Elton Mayo в 1927-1932гг.
Хоторнские
эксперименты представляют собой серию
исследований по производительности работников,
в котором различные условия подвергались
манипуляции (зарплата, уровень освещения,
влажность, перерывы на отдых и т.д.). Удивительно
то, что каждое изменение вело за собой
изменение в производительности, включая,
в конечном итоге, возврат к изначальным
условиям. Это было справедливо как для
отдельных работников, так и для среднего
значения для группы.
Для
правильного и точного понимания
Хоторнского эффекта важно знать
еще 2 концепции. Закон Yerkes-Dockson и закон
убывающей предельной полезности.
Тогда
как мотивирование, действительно,
увеличивает производительность до
определенного уровня, дополнительное
мотивирование (например, зарплата) перестает
быть эффективным из-за насыщения
полезности. Таким образом, не следует
полагаться исключительно на модель
Hawthorne с целью повышения производительности,
а скорее необходимо дополнять ее
другими мотивировационными факторами,
такими как перераспределение работы,
расширение задач и увеличение возможностей
производства посредством культуры,
обучающейся организации.
К
хоторнскому эффекту имеют отношение:
- Эффект пигмалиона. Это явление относится к ситуации само реализующегося прогноза, когда одни студенты показывают лучшие результаты, чем другие студенты, просто потому что от них этого ожидали преподаватели.
- Эффект плацебо. Это явление относится к ситуации, когда симптомы пациента облегчаются, в действительности неэффективным средством, потому что человек надеется или верит в то, что оно сработает. Это явление становится явным при использовании двойного тестирования вслепую.
Преимущества
Хоторнских экспериментов:
- Метод позволяет ясно идентифицировать интересы работников.
- Он разрешает вопросы производительности в устойчивой и долгосрочной форме при правильном и точном моделировании.
- Он привносит последовательность в оценку рабочей ситуации, когда менеджмент выполняет долгосрочное планирование.
Недостатки
Хоторнских экспериментов:
- Трудно определить важные свойства рабочей среды, так как некоторое из них внутренние, например, динамика организации;
- Квантификация параметров, a, b и c в модели производительности также очень субъективна и зависит от проницательности менеджмента;
- Важные рабочие свойства динамичны, и модель нуждается в постоянном обновлении для отражения фактической ситуации;
- В целом, точность модели производительности взаимосвязана с суждениями и проницательностью менеджера.
Первоначально
исследования проводились с целью
оценки степени влияния различных факторов
технического плана на эффективность
труда рабочих.
Были
предложены пять гипотез управления
для объяснения недостатков первоначального
исследования освещения:
- увеличение производительности труда было вызвано улучшением условий работы в испытательной комнате;
- сокращенные рабочие дни обеспечили отсутствие пере утомляемости;
- рабочие перерывы устранили монотонность в работе;
- сдельная оплата труда стимулировала производительность;
- улучшение взаимоотношений рабочих и руководителей стимулировало производительность труда.
Одна
за другой, каждая гипотеза была проверена.
Первое объяснение было отклонено, так
как выпуск продукции увеличился,
несмотря на преднамеренное ухудшение
уровня освещения. Длина рабочего дня
и перерывы также не могли объяснить
результатов исследований, т.к. производительность
труда продолжала расти, несмотря на
отмену этих привилегий. Третья гипотеза
тоже была неубедительна. Монотонность
рассматривалась скорее как чувство,
а не материальный показатель. Исследователи
пришли к выводу, что улучшение
взаимоотношений рабочих и руководителей
стимулировало повышение производительности
труда.
Гипотеза
поощрительных платежей ударила
по сути традиционных теорий поощрения
и повлекла более глубокое исследование.
Были сформированы две новых группы,
вторая испытательная группа и цех
по обработке руды. Были отобраны пять
опытных рабочих, для формирования
новой группы для изучения.
Заключение
Умение вести себя с людьми надлежащим
образом является одним из важнейших,
если не важнейшим, фактором, определяющим
шансы добиться успеха в бизнесе,
служебной или предпринимательской
деятельности. Дейл Карнеги еще в
30-е годы заметил, что успехи того
или иного человека в его финансовых
делах даже в технической сфере
или инженерном деле процентов на
пятнадцать зависят от его профессиональных
знаний и процентов на восемьдесят
пять - от его умения общаться с людьми.
В этом контексте легко объяснимы
попытки многих исследователей сформулировать
и обосновать основные принципы этики
делового общения или, как их чаще
называют на Западе, заповеди personal public
relation (весьма приближенно можно перевести
как "деловой этикет").
Список использованной литературы
- Волгин Б. Деловые совещания. - М., 1991.
- Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. - Воронеж, 1991.
- Дебольский М. Психология делового общения. - М., 1992.
- В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.
- История экономических учений. Ч. I и II: Учебник/ Под редакцией А.Г. Худокормова. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Конотопов М.В., С.И. Сметанин Очерки истории экономики. - М.:ВЛАДАР, 1993.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело», 1992.
- Одегов Ю.Г Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997.
- Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 1996.
- Психология управления. - М.:, 1996/97.