Социальная работа с мигрантами: модели социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:28, реферат

Краткое описание

Большое значение в социальной адаптации мигрантов в месте переселения имеет возможность трудоустройства и преодоления языкового барьера.Этнические мигранты зачастую сталкиваются с проблемой трудоустройства и проблемой невозможности реализации профессионального потенциала. Также мигранты имеют затруднения в преодолении языкового барьера. Рассмотрим основные модели социальной работы, и возможность их применения в социальной работе с этническими мигрантами.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа с мигрантами.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

Социальная  работа с мигрантами:

модели  социальной помощи 

 

Большое значение в  социальной адаптации мигрантов  в месте переселения имеет  возможность трудоустройства и  преодоления языкового барьера.Этнические мигранты зачастую сталкиваются с проблемой трудоустройства и проблемой невозможности реализации профессионального потенциала. Также мигранты имеют затруднения в преодолении языкового барьера. Рассмотрим основные модели социальной работы, и возможность их применения в социальной работе с этническими мигрантами.

Рассматривая ситуацию клиента с позиции теории систем, следует определить характер действий социального работника, основанных на данной теории. Применяя в своей  практике теорию систем, «социальный  работник выявляет факторы окружения  клиента, фиксирует наличие воздействия  на клиента других людей, а также  влияние различных социальных факторов» [5, с. 60]. Таким образом, рассматривая ситуацию мигранта – клиента социальной службы, социальный работник определяет внешние социальные факторы, факторы  окружения, влияющие на возможность  трудоустройства клиента.

Модели социальной работы, основанные на теории систем, предполагают наличие помогающих систем, на которых  должна фокусироваться социальная работа: неформальные или естественные системы, формальные системы, системы учреждений, ведомств [2]. Предлагая модель помощи клиенту в ситуации затруднений  в трудоустройстве, социальный работник должен учитывать возможность доступа  к этим системам самого клиента, вынужденного переселенца. Рассматривая подобную ситуацию клиента, можно предложить схему  действий с учетом возможностей помогающих систем:

1. Неформальные  системы (знакомые; земляки, уже  переехавшие в этот город), оказывающие  неформальную помощь в трудоустройстве  и доступе к информации.

2. Формальные системы  (некоммерческие организации мигрантов;  объединения предпринимателей), оказывающие  помощь в трудоустройстве и  доступе к информации.

3. Системы учреждений, ведомств (социальная служба; служба  занятости; паспортно-визовая служба), проводящие языковую и профессиональную  переподготовку, осуществляющие трудоустройство,  официальную регистрацию и оказывающие  юридические услуги.

Применяя ту или  иную модель помощи, социальный работник и клиент могут столкнуться с  определенными трудностями. Рассматривая данную ситуацию можно предположить возможные трудности в реализации основной цели клиента: у клиента может не быть доступа к неформальной системе (в новом городе отсутствуют друзья или родственники, а члены семьи находятся в таком же положении, как и сам клиент); появление зависимости от социального работника при неудачном или недостаточном установлении контактов с формальными системами; причинами невозможности трудоустройства клиента могут быть дискриминация по этническому признаку и стереотипные взгляды на трудовую деятельность мигрантов. Таким образом, для социального работника, важно учитывать все факторы, влияющие на возможность трудоустройства клиента, для создания оптимальной стратегии помощи.

При рассмотрении проблемы трудоустройства клиента социальный работник может применять коммуникативную  модель, способствуя клиенту успешно  общаться в группе, для создания условий трудоустройства и возможностей находить контакт в новом коллективе. В рамках социально-радикальной  модели в центре внимания социальной работы находятся «положение этнических меньшинств, инвалидов, умственно отсталых людей, беженцев, женщин и многих других групп, механизмы установления „неполноценности“  той или иной группы в языке, социальном символизме» [3, с. 137]. Рассматривая проблему клиента, социальный работник при применении данной модели выявляет причины невозможности  трудоустройства клиента (дискриминация  по этническому признаку, стереотипные взгляды на трудоустройство мигрантов), осуществляет контроль за соблюдением прав клиента в обществе.

В основе марксисткой  модели социальной работы лежит понимание  деятельности социального работника  как силы, способствующей осуществлению  коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления  перемен в обществе [5]. Решая проблему трудоустройства, социальный работник привлекает общественные правозащитные  организации для защиты интересов  клиента. Признавая основные права  человека, сторонники марксистской модели отмечают значение «права на труд, достойное  жилище, свободу от материальной нужды  и возможность совместно решать проблемы отдельных людей» [3, с. 137]. Рассматривая проблему клиента, социальный работник учитывает влияние социальных структур на возможность трудоустройства, при этом «мерам общего характера отдается предпочтение перед мерами особенными, индивидуальными» [3, с. 137]. Возможным вариантом решения проблем клиента может быть разработка программы социальной адаптации вынужденных переселенцев, включающая в себя трудоустройство мигрантов, контроль за соблюдением трудового законодательства и прав человека.

Подводя итого вышесказанному, следует отметить значение антидискриминационного подхода в практике социальной работы. Важным является рассмотрение понятия «дискриминация». Согласно данным «Словаря по правам человека» [4], дискриминация означает любое различие, исключение или предпочтение, которое отрицает равное осуществление прав по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения и других социальных факторов. Данное определение следует дополнить такими поводами для отрицания прав, как пол, возраст, материальное положение, идейные убеждения. Особое значение в практике предупреждения и борьбы с дискриминацией имеет социальная работа. З.Бауман говорит о том, что социальная работа является этическим жестом принятия ответственности за судьбу и благосостояние других [1]. Таким образом, умение сопереживать клиенту и активно участвовать в его судьбе является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности социального работника.

Социальный работник в своей практике при решении  проблемы клиента может столкнуться  с тем фактом, что невозможность  трудоустройства клиента может  быть объяснена дискриминацией по этническому  признаку, следовательно, особое значение приобретает подготовленность социального  работника к решению подобных ситуаций. Е.Р.Ярская-Смирнова отмечает, что существуют факты размытости понятий профессиональной этики у специалистов социальной службы, применение языка дискриминирующего клиента, дискриминации в более широкой культурной среде: СМИ, специальная литература, образовательная среда [6]. Особенно важным при реализации антидискриминационного подхода в практике социальной работы является признание нравственно-этических норм специалистами социальных служб. З.Бауман отмечает, что зачастую в практике социальной работы процедурные вопросы превалируют над нравственными требованиями [1].

Следует отметить, что недопустимость дискриминации  и ущемлений по признакам пола, этническим, религиозным, расовым признакам, по поводу отличимости человека от большинства – является основополагающим понятием в деятельности социальных служб и социальных работников. Отмечая необходимость соблюдения антидискриминационного подхода в практике социальной работы, следует сделать акцент на характере процесса обучения будущих специалистов социальных служб. Таким образом, перспективы реализации антидискриминационного подхода в практике социальной работы, зависят как от самих специалистов социальных служб, так и от качества обучения будущих специалистов.

Рассматривая проблему клиента с позиций антидискриминационного подхода, можно предложить следующую программу действий: юридические консультации для клиента, по поводу защиты собственных прав; привлечение общественных и правозащитных организации по поводу возможного несоблюдения прав человека и трудового законодательства; контроль за соблюдением прав клиента; предложения по усовершенствованию трудового законодательства в плане недопустимости дискриминационных практик.

Таким образом, следует  отметить, что при решении проблемы клиента, социальный работник может  использовать различные модели социальной работы, комбинировать составляющие, однако следование антидискриминационному подходу является необходимой составляющей успешной деятельности по решению социальных проблем. От этого зависит как успешное решение проблемы конкретного человека, так и в целом социальных проблем современного российского общества. 

 

Библиографический список 

 

1.      Бауман З. Индивидуализированное общество. «Разве я сторож брату своему?» М., 2002.

2.      Вырщиков А.Н., Кузнецова М.А., Новак Е.С., Чернов А.Ю. Теория социальной работы: Учеб.-метод. пособие. Волгоград, 1999.

3.      Модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности: Сб. /Под ред. Р.И.Данилевской. Архангельск, 1999.

4.      Словарь по правам человека // http://www.hro.org/editions/glossary/5/ discrim.html

5.      Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1999.

6.      Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социол. исслед. 2001. № 5.

3.2. Социальная работа с мигрантами   

 Одной из характерных  особенностей современного общества  и современного мира является  значительное повышение степени  “открытости” как социальных, так  и территориальных структур. Это  явление влечёт за собой большой  спектр возможных последствий,  одно из которых - различные  по своим масштабам, интенсивности,  направлениям и темпам миграционные  потоки. Сегодня миграция стала  одной из важнейших черт общественной  жизни и одним из оснований  для возникновения, существования  и обострения многих социальных  и личностных проблем. 
   Для успешного решения этих проблем необходимы не только политическая воля, наличие соответствующих ресурсов, возможностей и опыта, но и определённые теоретические изыскания и наработки, которые позволяют, во-первых, достаточно чётко определить сами понятия “миграция”, “миграционный процесс”, “мигрант” и другие. Во-вторых, очертить предметную область исследования и практической деятельности, в-третьих, вскрыть внутреннюю неоднородность рассматриваемого явления, его основные тенденции и закономерности. 
   Миграция, миграционный процесс - это перемещение, переселение людей, связанное с изменением места пребывания и проживания сроком не менее чем на шесть месяцев (30.С.285). Такие перемещения могут быть следствием разнообразных причин, как социального характера (войны и притеснения по каким-либо признакам и основаниям), так и природного (стихийные бедствия) и осуществляться в не менее разнообразных границах. 
   Будет ошибкой рассматривать миграцию как явление, которое свойственно только современному обществу. Примеры более чем масштабных миграционных процессов можно найти в истории многих стран и народов: исход евреев из Древнего Египта, Великое переселение народов, происходившее на европейском континенте в VIII-IX веках и сформировавшее во многом этническую карту современной Европы, потоки эмигрантов и беженцев, явившихся следствием войн и революций в XX веке. В современном мире, по оценкам ряда экспертов, в миграционные потоки вовлечено около 60-ти миллионов человек. С конца 80-х - начала 90-х годов в эти процессы активно включилась и Российская Федерация, причём, участие россиян в современных миграционных процессах приобретает массовый характер. Так, отдельные виды миграционных потоков, начиная с 1988 г., выросли по таким показателям как численность мигрантов и интенсивность их перемещения от 3-х до 5-ти раз (33.С. 169). Эти и подобные им обстоятельства заставляют внимательно исследовать такое социальное явления как миграция и его возможные последствия, как для общества в целом, так и для отдельного человека. 
   Миграция достаточно сложный и неоднозначный социальный феномен. Одним из проявлений этих его качеств является многообразие основных типов миграционных процессов. В современных исследованиях(16,17) принято выделять и анализировать следующие типы миграции. 
   1. По направлению миграционных перемещений: 
   - эпизодическая, разовая миграция. Например, поездка в другой регион для получения образования, на лечение и т.п.; 
   - маятниковая миграция, т.е., перемещение людей по относительно стабильным маршрутам, предполагающее возвращение на прежнее место жительства. Например, перемещение больших масс людей в южные и западные регионы страны летом и столь же массовое возвращение обратно осенью; 
   - сезонная миграция, перемещение людей в определённых направлениях, связанное с необходимостью или желанием участвовать в каком-либо сезонном виде деятельности. Например, участие в рыбной путине, уборке урожая и т.п. 
   2. По возможностям возвращения на прежнее место жительства: 
   - возвратная миграция, с необходимостью предполагающая возвращение людей на прежнее, постоянное место проживания. Например, все рассмотренные выше виды миграционных процессов; 
   - безвозвратная миграция, связанная с окончательным изменением места пребывания и проживания человека или группы людей. 
   З. По отношению людей к процессам перемещения: 
   - добровольная миграция, перемещения людей на новое место пребывания по собственной воле, по собственному желанию. Например, участие в освоении новых территорий, переезд на новое место жительства; 
   - вынужденная миграция, процессы перемещения людей по собственной воле, но против собственного желания, это ситуация, когда человек понимает, что ему необходимо оставить место своего прежнего проживания, т.к. дальнейшее пребывание здесь невозможно по независящим от него обстоятельствам (стихийное бедствие и вооружённый конфликт); 
   - принудительная миграция, или перемещение людей под давлением, по приказу или под угрозой (насильственная депортация, вывоз в другую страну или регион, насильственное переселение или изгнание). 
   4. По степени управляемости миграционных процессов: 
   - организованная миграция, миграционные процессы, которые осуществляются при участии государственных, общественных и других учреждений и организаций. Например, организация массового притока населения в какие-либо регионы; 
   - неорганизованная, стихийная миграция, которая осуществляется силами самих мигрантов. Например, бегство от какой-либо опасности (война, стихийное бедствие). 
   5. По отношению к государственным или региональным границам: 
   - внутренняя миграция, которая осуществляется в пределах одной страны или одного региона, например, поездка на учёбу; 
   - внешняя миграция, осуществляется за пределы государственных или региональных границ, например, переезд на постоянное место жительства в другой регион и за границу. 
   Типология миграционных процессов может быть осуществлена и по другим основаниям, однако, даже вышеприведённый перечень позволяет убедиться в том, что миграционные процессы занимают очень важное место в жизни человеческого общества. 
   Причинами, побуждающими или вынуждающими людей втягиваться в процессы перемещений по территориям, могут быть явления и факторы разного порядка. Чаще всего, к основным причинам миграции относят следующие: 
   - социально-экономические (поиск рабочих мест, возможностей для самореализации, получения образования, вступление в брак и т.п.); 
   - политические (преследование по политическим мотивам, политический протест, стремление к распространению своих политических взглядов и принципов); 
   - этнические (этническая рознь, угнетение и преследование по этническим признакам, стремление к этническому воссоединению); 
   - религиозные (религиозная нетерпимость и рознь, религиозное паломничество); 
   - военные (военные действия на определённой территории и желание людей избежать их возможных последствий); 
   - экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологические катастрофы и т.п.). 
   Безусловно, в каждом конкретном случае процесс перемещения больших или малых групп людей может иметь и свои специфические причины, не относящиеся к другим участникам миграционных процессов. 
   Независимо от своей видовой принадлежности и побуждающих причин, большая часть миграционных процессов и потоков подчиняется определённым внутренним закономерностям и тенденциям. В условиях современного общества таковыми являются: 
   1. глобализация миграционных процессов; в настоящее время в них вовлечено от 60-ти до 130-ти миллионов человек, и эти цифры имеют устойчивую тенденцию к росту; 
   2. Увеличение роли миграционных процессов в демографическом развитии большинства стран мира. Так, в России через миграционные перемещения почти на 65% восполняется убыль населения (22,33); 
   3. Феминизация миграционных потоков. Доля женщин среди мигрантов сегодня составляет до 48%, а в отдельных случаях - до 60%. 
   4. Становление и развитие миграционного рынка труда. По данным ряда экспертов до 90 миллионов современных мигрантов являются его участниками (16.С.27). 
   5. Рост вынужденной и нелегальной миграции, основная часть участников которой - это люди, проживающие в слаборазвитых странах и регионах, в государствах и стремящиеся к поиску новых, более благоприятных условий для своей жизни. Значительное число вынужденных и нелегальных мигрантов составляют сегодня выходцы из стран Африки, Южной Америки, Средней Азии и Закавказья, Афганистана и бывшей Югославии. 
   6. Рост масштабов экологической миграции, в которую по некоторым данным вовлечено от 50 до 70 миллионов человек (16). 
   Такое значительное разнообразие типов, причин и тенденций, свойственных миграционным процессам, порождает не менее значительное разнообразие проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые необходимо решать, зачастую, в условиях острого дефицита времени и других необходимых ресурсов. Для реального и эффективного решения этих проблем необходимы соответствующие правовые основа и база. 
   В условиях современного общества, осознающего проблемы миграции как универсальные, сложилась и действует правовая база решения социальных проблем мигрантов, которая включает в себя как международное, так и государственное законодательство. К основным актам международного права, предназначенных для социальной защиты мигрантов, можно отнести, во-первых, Конвенцию ООН о статусе беженцев, принятую в 1951 г., которую к настоящему времени ратифицировали большинство государств - членов ООН. Во-вторых, это отдельные статьи и положения Заключительного акта совещания по европейской безопасности и сотрудничеству, подписанном в 1975 г. в Хельсинки главами всех европейских государств, США и Канады. Это, в первую очередь, те статьи и положения, которые касаются права свободного выезда и въезда в страну, права на политическое убежище и другие. 
   В законодательстве современной России на защиту прав мигрантов и на регулирование вопросов, связанных с их пребыванием в стране направлены такие законодательные акты как законы “О беженцах” (1993 г.), “О вынужденных переселенцах” (1993 г.), федеральная миграционная программа, Закон “О гражданстве Российской Федерации” (2001 г.). Необходимо отметить, что подобные законы являются для Российской Федерации сравнительно новыми и их можно рассматривать как более или менее адекватную реакцию на ситуацию, при которой она превратилась в один из крупнейших центров миграционной активности. 
   Отмеченные выше масштабы и многообразие миграционных процессов и потоков приводят к тому, что сегодня уже можно говорить о новой социальной общности - мигранты, имеющей свою внутреннюю структуру, свою систему ценностей, потребностей и интересов. Однако, эта общность внутренне неоднородна, что находит выражение даже в неоднозначности понятий, которые используются для её обозначения: “мигранты”, “беженцы”, “вынужденные переселенцы”, “перемещённые лица” и другие. Это обстоятельство создаёт дополнительные трудности и для решения проблем мигрантов на всех уровнях социальной организации. Дело в том, что содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом определяются тем, к какой категории этих лиц они принадлежат. 
   Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать её по таким основаниям как, во-первых, по направлениям перемещения людей и, во-вторых, по причинам, которые вынудили их к перемещению. 
   По первому основанию можно выделить такие категории мигрантов как эмигранты (выезжающие из страны) и иммигранты (въезжающие в страну). В этих случаях возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так как человек, сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённую поддержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников или друзей, у которых можно найти пристанище и т.п.). Безусловно, проблемы возникают и здесь, но, одновременно, имеется и определённая основа для их скорейшего решения. 
   По второму основанию выделяются беженцы и вынужденные переселенцы. Это наиболее тяжёлые категории мигрантов с точки зрения обременённости различными сопутствующими проблемами. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства и общества, в которое они попадают. Для того, чтобы такая помощь была организована как можно более эффективно, необходимо учитывать следующие обстоятельства. 
   Согласно Конвенции ООН о статусе беженцев, беженцы - это мигранты, которые были вынуждены покинуть свою страну из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по каким-либо причинам (расовым, религиозным, политическим, за принадлежность к какой-либо группе или организации) (23.С.181). Иначе говоря, согласно основополагающему международно-правовому акту, направленному на защиту прав мигрантов, беженец - это иностранец, прибывший в чужую страну. Такая же категория мигрантов, но уже внутри страны считается перемещёнными лицами или вынужденными переселенцами (30.С.187). Эти категории мигрантов нуждаются в том, чтобы необходимые им социальная поддержка и помощь были оказаны как можно быстрее. Поэтому, социальная работа с мигрантами - это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи. 
   Основным способом решения социальных проблем мигрантов и регулирования миграционных потоков на территории Российской федерации является миграционная политика, представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов (23.С.173,13).Основными направлениями реализации миграционной политики являются: 
   - учёт и постоянный анализ миграционной ситуации в обществе; 
   - деятельность по оказанию практической помощи, необходимой конкретным категориям мигрантов; 
   - реорганизация социальной среды для более эффективной адаптации мигрантов в новых условиях (23.С. 174.). 
   Организуя и осуществляя социальную работу с беженцами и вынужденными переселенцами необходимо учитывать ряд обстоятельств, которые во многом определяют потребности этих категорий людей. 
   Во-первых, мигранты в той или иной степени попадают в ситуацию маргинализации в силу утраты ими “территориальных корней”. При этом, разрушается привычная для человека природная и социальная среда жизнедеятельности, нарушаются его важнейшие естественно-антропологические права, такие как право на этническую идентификацию, на определённый уровень жизни, жильё, семью и т.п. Реализация этих и им подобных прав в значительной степени связана с возможностью постоянного или длительного проживания в определённом месте (29.С.99). 
   Во-вторых, мигранты - это люди, находящиеся в состоянии психологической, культурной и социальной дезадаптации, что во многом определяет содержание необходимой им социальной поддержки и помощи. 
   Социальная работа с мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям. 
   1. Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях. Эта деятельность может и должна включать в себя такие элементы как трудоустройство мигрантов с учётом имеющейся у них квалификации и потребностей рынка труда в месте их нового пребывания, создание новых рабочих мест, которые могут быть предложены мигрантам, развитие системы самозанятости и организация системы профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов. 
   2. Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённого ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации. 
   3. Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением. Как показывает опыт нашей страны и многих стран мира, это одно из самых сложных и болезненных направлений работы по социальной поддержке мигрантов. Резкий наплыв мигрантов в регион создаёт для живущих в нём людей серьёзные проблемы, связанные с напряжением, которое испытывает инфраструктура, с обострением конкуренции на рынке труда, с возникновением социокультурных конфликтов и т.п. Однако, если эти проблемы своевременно не решаются, то ситуация в регионе пребывания мигрантов существенно обостряется. Вместе с тем, реализация данного направления деятельности предполагает, что значительные усилия по преодолению негативной реакции со стороны местного населения должны предпринимать и сами мигранты, принимая те правила, традиции и образ жизни, которые характерны для него (33.С. 178). 
   4. Формировнаие и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т.п. 
   5. Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае речь идёт о профессиональной деятельности таких специалистов как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты. Эта работа должна быть направлена на преодоление негативных психических и психологических последствий причин, побудивших человека оставить прежнее место жительства, создание условий и возможностей для последующей, активной и полноценной жизни. 
   6. Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п. (17.С.271). 
   Реализуя на практике эти и другие возможные направления деятельности по социальной защите и социальной поддержке мигрантов, социальные работники и сотрудники миграционных служб должны учитывать их демографические, этнические, социокультурные и т.п. характеристики. Международный опыт показывает, что успешное решение социальных проблем мигрантов без ущерба для страны или региона, которые их принимают, возможно при соблюдении основополагающих принципов, перечисленных далее. 
   1. Необходимо исходить из предположения, что большинство мигрантов останется в стране или регионе пребывания навсегда либо надолго и, следовательно, может внести существенный вклад в их последующее развитие. 
   2. Основными субъектами деятельности по решению большинства социальных проблем мигрантов (реабилитация, адаптация и интеграция) являются органы государственной власти на различных уровнях её организации. 
   3. Необходимо поощрять в мигрантах стремление развить в себе чувство принадлежности к новым обществу, культуре и государству. 
   4. Важнейшим и необходимым условием эффективной социальной поддержки мигрантов является достижение и сохранение реального равенства между мигрантами и местным населением. 
   5. Необходимо учитывать, что интеграция мигрантов в новое общество, гармонизация системы социальных связей и отношений между ними и местным населением - это процесс, рассчитанный на длительное время (17.С.271). 
   Соблюдение этих принципов позволит решать социальные проблемы мигрантов своевременно и эффективно, используя тот потенциал и те возможности, которые имеются в распоряжении общества и государства.


Информация о работе Социальная работа с мигрантами: модели социальной помощи