Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:27, доклад
Нормы национального законодательства об иммунитетах и привилегиях формируются под непосредственным влиянием норм международного права. И институт дипломатического иммунитета и привилегий в большей степени, чем другие институты, является отражением взаимодействия международного и внутригосударственного права.
Сагындык Б.О.
Карагандинский государственный университет, Казахстан
Конституционное и текущее законодательство Республики Казахстан об институте дипломатического иммунитета и привилегий
В дипломатической 
литературе и в современной практике 
государств под дипломатическим 
иммунитетом и привилегиями подразумевают 
совокупность, определенный комплекс 
особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых 
иностранным дипломатическим представительс
Однако с точки зрения теории между понятиями "дипломатический иммунитет" и "дипломатические привилегии" существуют определенные различия.
Дипломатический иммунитет - это особое право на освобождение дипломатов от местной юрисдикции, неприменимости к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.
Дипломатические 
привилегии - это дополнительные льготы 
и преимущества, направленные 
на облегчение работы дипломатических представительс
Иммунитеты 
и привилегии предоставляются РК 
дипломатическим представительс
Нормы национального законодательства об иммунитетах и привилегиях формируются под непосредственным влиянием норм международного права. И институт дипломатического иммунитета и привилегий в большей степени, чем другие институты, является отражением взаимодействия международного и внутригосударственного права. И поэтому правовое регулирование вопросов дипломатического иммунитета и привилегий в национальном законодательстве можно всесторонне рассмотреть только через призму международно-правовых норм.
При 
предоставлении привилегий и иммунитетов 
дипломатическим представительс
Поэтому институт 
дипломатического иммунитета и привилегий 
в законодательстве 
РК, неразрывно связан с проблемой обеспечения условий 
для деятельности иностранных дипломатических 
Другими словами, речь идет о правовых гарантиях, которые призваны обеспечить спокойные и нормальные условия для деятельности дипломатических представительств зарубежных государств и их дипломатов; оградить их от всяких посягательств на территории РК и от принудительного подчинения юрисдикции казахстанских органов власти.
Законодательство РК, также как Венская Конвенция 1961 года, подразделяет дипломатические иммунитеты и привилегии на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.
К первой категории относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства; иммунитеты средств передвижения и имущества; фискальный иммунитет (налоговые льготы и изъятия); неприкосновенность архивов и документов; право на беспрепятственные сношения представительства с центральным ведомством и другими представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии, право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства.
Из анализа содержания нормативных актов можно резюмировать, что законодательство РК не допускает возможности предоставления дипломатического убежища иностранными представительствами на территории Казахстана.
Недвусмысленная 
четкая позиция казахстанского законодательства 
в отношении вопроса о 
Касаясь 
вопросов иммунитета дипломатического представитель
В Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года говорится: "средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий" (ст.22п.3)/3/; "Его (дипломатического агента) бумаги, корреспонденция и ... его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью" (ст.30 п.2)/3/. Под имуществом понимаются и средства передвижения.
Иммунитет 
средств передвижения иностранных 
дипломатических представительс
Не менее важным является вопрос о неприкосновенности архивов и документов дипломатического представительства. Как и неприкосновенность дипломатических помещений, она носит абсолютный характер и не содержит каких-либо исключений.
Казахстан берет на себя обязанность обеспечить освобождение архивов и документов от каких-либо воздействий со стороны собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, а также защиту архивов и документов от посягательств со стороны частных лиц; запрещение их использования местными властями в судебном или административном разбирательстве, либо для иных официальных целей.
Ко второй группе дипломатических привилегий и иммунитетов, предусмотренных Венской Конвенцией 1961 года, относятся личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей. Это: неприкосновенность жилища, фискальный иммунитет; таможенные привилегии; иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции; освобождение от личных повинностей.
Фундаментальным принципом и основной нормой дипломатического права является личная неприкосновенность дипломата.
В юридической литературе, в доктрине международного права, как известно, предметом острых дискуссий является вопрос об изъятиях дипломатов от гражданской юрисдикции в сопоставлении с абсолютным иммунитетом дипломата от уголовной юрисдикции страны пребывания. Позиции ученых расходятся в вопросе относительно числа и объема исключений их иммунитета от гражданской юрисдикции и в вопросе о целесообразности этих исключений вообще. Практика государств в этом вопросе также неоднозначна. Законодательство одних государств как Англия, Франция устанавливают полный иммунитет дипломатов от гражданской юрисдикции, тогда как другие государства как Польша, Швейцария, Норвегия, Индия и другие в своем национальном законодательстве предусматривают отдельные изъятия из иммунитета от гражданской юрисдикции.
Право на дипломатический иммунитет и привилегии не дает основания дипломатическим представительствам иностранных государств и их персоналу нарушать законы страны пребывания.
Конституция РК устанавливает: "1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц", (ст. 34)/4/.
Нормы международного 
права о дипломатических 
При 
регулировании отдельных 
Если в отдельных случаях Казахстан идет на ограничение дипломатических иммунитетов и привилегий, то это проводится на основе международных документов.
Существенным пробелом законодательства РК является то, что в Республике Казахстан нет единого нормативного акта, регулирующего вопросы правового статуса иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Казахстана. Отдельные стороны их правового положения рассматриваются в немногочисленных нормативных актах, не имеющих прямого отношения к иностранным дипломатическим представительствам и консульствам.
Принятие специального Положения о правовом статусе иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, пребывающих на территории Казахстана, позволит урегулировать многие вопросы дипломатических и консульских отношений Республики Казахстан с другими государствами, а также основные вопросы дипломатических иммунитетов и привилегий в РК, что послужит основой для более детального их урегулирования в двусторонних дипломатических соглашениях РК с другими государствами, четко и ясно определить позицию Казахстана по ряду вопросов, касающихся статуса дипломатических представительств и консульств.
Литература:
Информация о работе Казахстан об институте дипломатического иммунитета и привилегий