Европейская безопасность с 2000 года. Инициативы России и возможности их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:09, реферат

Краткое описание

Такое понимание безопасности уже утвердилось в современной науке и находит полное понимание среди большинства политиков. В Европе не будет мирных, стабильных отношений, если не будут решены экономические проблемы, не будут преодолены различия в уровнях развития; если будет углубляться разница между живущими богато и пребывающими на грани нищеты; если мы разрушим окружающую среду; если будут нарушаться права человека, а народы будут лишены возможности полноценного развития в условиях демократии.

Содержание

1.Основная часть………………………….………………………………….....3
2. Список использованной литературы……………………………………….9

Вложенные файлы: 1 файл

Прошло уже почти 20 лет после того как.docx

— 30.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 предмет Международные отношения

Реферат на тему:

Европейская безопасность с 2000 года. Инициативы России и возможности  их реализации.

1.Основная часть………………………….………………………………….....3

2. Список использованной литературы……………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основная часть

Суть вопроса европейской  системой безопасности определяется тем  фактом, что категория безопасности уже не относится только к сфере  военной угрозы, но включает в себя экономические, политические, социальные, экологические и культурные проблемы.

Такое понимание безопасности уже утвердилось в современной  науке и находит полное понимание  среди большинства политиков. В Европе не будет мирных, стабильных отношений, если не будут решены экономические проблемы, не будут преодолены различия в уровнях развития; если будет углубляться разница между живущими богато и пребывающими на грани нищеты; если мы разрушим окружающую среду; если будут нарушаться права человека, а народы будут лишены возможности полноценного развития в условиях демократии.

Обсуждение проблем европейской  безопасности предполагает, что нужно  принимать во внимание некоторые  принципиальные и очевидные моменты. Во-первых, следует определить границы  сферы действия системы безопасности; проанализировать проявляющиеся в  данной сфере линии разделов, интересы государств и сообществ меньшего масштаба. Во-вторых, следует принять  во внимание не только военный, но и  все другие аспекты безопасности и рассматривать последние применительно  ко всей означенной сфере действия. В - третъих, нельзя изолировать систему безопасности Европы от общего миропорядка, от процессов, событий и мировой политики в целом. В - четвертых, следует учитывать наличие институтов, реализующих чаяния государств региона и способных к решению как военных, так и невоенных проблем. В-пятых, весьма существенна степень ощущения угрозы и безопасности, которые испытывают люди в европейских государствах. Эти ощущения, хотя они и не обязательно соответствуют реальному положению вещей, могут сыграть роль как стабилизирующего, так и дестабилизирующего фактора.

 

В июне 2003 г. был опубликован  документ «Безопасная Европа в улучшающемся мире»,подготовленный под эгидой Высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности Европейского Союза Х. Соланы.

Этот документ примечателен в нескольких отношениях. Руководство  ЕС особое внимание уделило не только строительству европейских институтов в области безопасности, но и разработке стратегических установок. Сам по себе документ подтверждает, что, несмотря на вызванные войной в Ираке острые политические разногласия как между  европейскими государствами и США, так и между самими странами - участницами ЕС, оказалось возможным  выработать приемлемые для его членов общие принципы. Более того, была недвусмысленно подчеркнута необходимость  укрепления евро-атлантических отношений.

Отношения с Россией занимают небольшое место в доктрине безопасности Европейского Союза, предложенной Х. Соланой. С одной стороны, ЕС воспринимает Россию как весьма влиятельную силу в мировой политике, наравне с  такими странами как Япония, Китай, Канада и Индия. Но с другой, - для  Европы Россия, теоретически, намного  более значимый фактор, чем Китай  или Индия, хотя бы в силу географической близости. Кроме того, от политики России во многом зависит положение дел  в тех регионах, которые включены в «зону безопасности» Европейского Союза. Как представляется, несоответствие между местом, отведенным России в  доктрине безопасности ЕС, и ее геополитической  ролью, объясняется неспособностью российского военного руководства  осуществить радикальную военную  реформу и преобразовать вооруженные  силы, унаследованные от бывшего СССР, в эффективный инструмент обеспечения  безопасности, построенный на современных  принципах.

Для России, в свою очередь, особое значение имеет включение  в «зону безопасности» Европейского Союза территорий находящихся в  Европе новых независимых государств. Это ставит Москву перед необходимостью выработать и согласовать с ЕС основные принципы совместной деятельности в этих районах и, возможно, договориться об институтах сотрудничества. В противном  случае Россия может оказаться изолированной  от международных усилий в сфере  обеспечения безопасности в районах, которые считаются зоной ее особых интересов.

Прошло уже почти 20 лет  после того как, в результате распада  СССР, вокруг нынешней Российской Федерации возникло особое геополитическое пространство - т.н. «ближнее зарубежье», ставшее сразу объектом пристального внимания ведущих мировых держав.

 И если для трех бывших прибалтийских республик задачу определения внешнеполитической ориентации после принятия этих стран в НАТО и ЕС можно считать в принципе решенной, то для остальных независимых государств, в первую очередь для стран так называемой «Промежуточной Европы», 1в силу совершенно различных причин, аналогичный процесс однозначного выбора геополитических приоритетов все еще далек от завершения.

Надо отметить, что вопрос геополитического выбора в первые годы независимости постсоветских республик не в малой степени был тесно связан с решением таких сложнейших задач как формирование эффективных институтов национального государства, создание рыночной экономики, демократизации внутриполитической жизни и, естественно, обеспечения национальной безопасности. Однако приходится с сожалением констатировать, что многие происходящие на пространстве СНГ процессы рассматривались, и, зачастую, продолжают рассматриваться сквозь призму взаимоотношений ведущих глобальных и региональных факторов, в первую очередь США и России.

В США, в частности, традиционно  считали, что Россия все еще предпочитает вести старую «имперскую» политику и, в ответ на это, следуя советам  З. Бжезинского, всячески стимулировали  «преобладающие на постсоветском пространстве тенденции геополитического плюрализма».2

По мнению большинства политиков и экспертов, пиком этого противостояния можно считать 2008 год, так как в этом году в Европе произошли такие важнейшие геополитические события, как «частичное» признание независимости Косово, Абхазии и Южной Осетии, и именно по этим событиям мнение ведущих мировых держав диаметрально разделились.

Все это еще раз продемонстрировало отсутствие в мире консенсуса по основополагающим принципам международного права, уязвимость сложившейся системы европейской безопасности и наличие серьезных угроз территориальной целостности многих европейских государств.3

 Считается, что снятию  этих и целого ряда других угроз может способствовать заключение предложенного российским президент Д.А. Медведевым нового Договора о европейской безопасности (ДЕБ), который призван в юридически обязывающей форме обеспечить «равную» и «неделимую» безопасность для всех государств, расположенных в огромном регионе — от Владивостока до Ванкувера.

Сама идея разработки такого рода договора была выдвинута президентом Д.А.Медведевым еще на Берлинской конференции 4в июне 2008 года. Он

вернулся к этой идее в октябре 2008 года на конференции по мировой политике в Эвиане, уже после событий вокруг Южной Осетии и Абхазии. На этой конференции Д.А. Медведевым были предложены «пять принципов», которые, по его мнению, в дальнейшем могли бы стать фундаментом нового Договора о коллективной безопасности в Европе. Эти принципы следующие:

1. приверженность добросовестному  выполнению международных обязательств; уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и всех других принципов, закрепленных в Уставе ООН;

2. недопустимость применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях;

3. обеспечение гарантии  равной безопасности;

4. недопустимость эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе ни для одного государства или международной организации, включая Россию;

5. установление базовых  параметров контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве.

Президент Д.А. Медведев также  подчеркнул, что новый Договор о коллективной безопасности в Европе должен следовать принципу трех «не»:

«Не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Не допускать в рамках любых военных союзов или коалиций действий, которые

ослабляют единство общего пространства безопасности. И, в-третьих,— не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников Договора».5

 К июлю 2008 г. идея  Договора о европейской безопасности  уже была зафиксирована в Концепции внешней политики,6как основная цель европейского вектора российской внешней политики.

Можно заметить, что предложения российского президента касаются, в основном, темы т.н. «жесткой безопасности»— «неделимости» безопасности, контроля над вооружениями, урегулирования конфликтов на евроатлантическом пространстве. Причём, по мнению Д.Медведева, необходимо сосредоточиться именно на военно-политических вопросах, поскольку т.н. «hard security» играет сегодня определяющую роль, и «именно здесь в последнее время образовался опасный дефицит контрольных механизмов».7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Выступление Д.Медведева на Конференции по вопросам мировой политики 8октября 2008года, Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/transcripts/1659

2. Выступление Д.Медведева на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии, 5 июня 2008 года. Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/transcripts/320

3. Збигнев Бжезинский. «Великая шахматная доска», М.: Международные. отношения, 1998, стр. 240

4. Концепция внешней политики Российской Федерации, Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/acts/785

5. Пашаева Г. ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ/ Вестник МГИМО Университета. 2010. № 6. С. 46-51.

6. «Промежуточная Европа» — пояс государств между ЕС и Россией, от Балтийского до Каспийского моря, включая три государства Южного Кавказа. См. Петер Шульце, Политика кооперативной безопасности в Европе: Сценарии и шансы, “Вестник Аналитики”, № 1(39), 2010, стр. 47. Интернет доступ по адресу: http://www.isoa.ru/docs/vestnik_2010–139.pdf (доступность всех  Интернет ресурсов проверена по состоянию на 1 сентября 2010 года— Г.П.)

1 «Промежуточная Европа» — пояс государств между ЕС и Россией, от Балтийского до Каспийского моря, включая три государства Южного Кавказа. См. Петер Шульце, Политика кооперативной безопасности в Европе: Сценарии и шансы, “Вестник Аналитики”, № 1(39), 2010, стр. 47. Интернет доступ по адресу: http://www.isoa.ru/docs/vestnik_2010–139.pdf (доступность всех  Интернет ресурсов проверена по состоянию на 1 сентября 2010 года— Г.П.)

2 Збигнев Бжезинский. «Великая шахматная доска», М.: Международные. отношения, 1998, стр. 240

3 Пашаева Г. ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ/

Вестник МГИМО Университета. 2010. № 6. С. 46-51.

4 Выступление Д.Медведева на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии, 5 июня 2008 года. Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/transcripts/320

5 Выступление Д.Медведева на Конференции по вопросам мировой политики, 8октября 2008года. Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/transcripts/1659

6 Концепция внешней политики Российской Федерации, Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/acts/785

7 Выступление Д.Медведева на Конференции по вопросам мировой политики 8октября 2008года, Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/transcripts/1659


Информация о работе Европейская безопасность с 2000 года. Инициативы России и возможности их реализации