Совет Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 12:07, реферат

Краткое описание

Совет Европейского Союза по своему составу является “межправительственным” институтом: в качестве его членов выступают должностные лица исполнительной власти государств-членов, чаще всего в ранге министров. Согласно ст. 203 Договора о ЕС «в совет входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства этого государства-члена», таким образом в настоящее время в Совет входит 15 членов. Комплектование законодательного органа из представителей исполнительной ветви власти нехарактерно для большинства демократических стран, хотя и встречается в некоторых из них: Бундесрат ФРГ, Национальный совет провинций ЮАР, частично Совет Федерации Федерального Собрания России.

Вложенные файлы: 1 файл

Совет Европейского Союза по своему составу является.docx

— 127.66 Кб (Скачать файл)

    Совет Европейского Союза по своему составу является “межправительственным” институтом: в качестве его членов выступают должностные лица исполнительной власти государств-членов, чаще всего в ранге министров. Согласно ст. 203 Договора о ЕС «в совет входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства этого государства-члена», таким образом в настоящее время в Совет входит 15 членов. Комплектование законодательного органа из представителей исполнительной ветви власти нехарактерно для большинства демократических стран, хотя и встречается в некоторых из них: Бундесрат ФРГ, Национальный совет провинций ЮАР, частично Совет Федерации Федерального Собрания России.

 Учредительные договоры не  определяют какие именно министры  должны входить в состав Совета, и первоначально традиционно  участниками заседаний Совета  от каждого государства были  министры иностранных дел. Но  такой подход оказался малоэффективен, т.к. Совет – прежде всего  законодательный орган, и следовательно  отраслевые акты лучше утверждать  на уровне соответствующих министров.

В результате этого уже в первые 2 года Совет разделился на два вида:

-    Совет по общим вопросам, заседающий в составе министров иностранных дел (а в  некоторых странах существует специальная должность – «министр по европейским делам») – принимает решения внешнеполитичексого характера, «общие вопросы», затрагивающие Европейский Союз вцелом. «Общий Совет» также координирует работу и распределяет компетенцию между различными «формациями» отраслевого Совета («Специальный Совет»).

-      Отраслевой Совет заседает в составе отраслевых министров государств-членов (промышленности, труда и социального развития, сельского хозяйства и т.д.)

Перечень формаций Совета закреплен  в его внутреннем регламенте, в  специальном приложении. В настоящее  время  их 9 (Совет по вопросам окружающей среды, Совет по вопросам правосудия и внутренних дел, Бюджетный совет, Совет по общим вопросам и внешним  сношениям и др.) Так например, Совет по вопросам окружающей среды  в составе компетентных министров  государств-членов рассматривает и  утверждает мероприятия в сфере  экологической политики ЕС.

В случаях особой важности, прямо  предусмотренными учредительными договорами (например, констатация нарушения  отдельными странами ЕС общих принципов  конституционного строя), Совет собирается на уровне высших руководителей исполнительной власти государств-членов – Совет  в составе глав государств или  правительств.

Как и любой орган, Совет обладает своей внутренней структурой, которая  представляет собой совокупность руководящего органа и вспомогательных органов (подразделений).

Руководящим органом совета Европейского Союза является Председатель Совета. Так как Совет заседает в разных формациях – это не конкретное лицо, а государство – член Европейского Союза в целом. (согласно ст. 203 Договора о ЕС).

Пост Председателя Совета не является выборным. В Совете действует система  ротации, в соответствии с которой  представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев. Очередность  определяет сам Совет (Решение от 01.01.1995 г. «Об установлении порядка  осуществления председательства в  Совете»).

Порядок передачи поста Председателя Совета:

01/01 - 30/06                           01/07 - 31/12      

2003   Греция                 Италия      

2004   Ирландия            Нидерланды       

2005   Люксембург        Великобритания 

2006   Австрия              Финляндия 

В декабре 2004 года утвержден новый  порядок и сроки смены стран-председателей. Теперь государства разбиты на группы по три, а не по два как прежде, до расширения ЕС. В каждую такую  группу входит одно крупное государство, одно малое и обязательно один из новичков. Деление на тройки предусмотрено  проектом конституции Европы. В таблице  ниже сохранена разбивка по годам  председательства.

01/01 - 30/06                     01/07 - 31/12      

2007      Германия             Португалия        

2008      Словения             Франция    

2009      Чехия                   Швеция     

2010      Испания              Бельгия

На государстве –председателе  лежит ответственность не только за работу Совета ЕС (составление программы  деятельности на конкретное полугодие  и предварительных повесток для  сессий разных формаций), но и за европейский  Союз в  целом (особенно в рамках второй и третьей опор).

Соответственно полномочия Председателя Совета можно разделить на две  группы:

-  Внутриорганизационные – созыв заседаний Совета, руководство заседаниями, создание «семестровой программы» и т.п.

-  Общеполитические – сосредоточены в основном в сфере общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов, т.е. в рамках второй и третьей опор – обеспечение реализации в жизнь принятых решений (т.е. Совет выступает в качестве исполнительного органа всего Европейского Союза).

Председатель Совета также выступает  официальным представителем Европейского Союза в целом по вопросам общей  внешней политики и политики безопасности. Председателю в его работе помогает секретариат и его глава - назначаемый  Советом Генеральный секретарь  Совета - Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (с 1999 г. - Хавьер Солана (Javier Solana). Заместитель Генерального секретаря - Пьер де Бюсси (Pierre de Boissieu). Генеральный секретарь на нынешний момент возглавляет формируемые  сейчас вооруженные силы Европы.

Также согласно параграфу 2 ст. 20 Внутреннего  регламента Совета «председателю помогает представитель государства-члена, которое  будет председательствовать следующим. По просьбе Председателя и согласно его инструкциям последний при  необходимости замещает его».

В структуре Совета европейского Союза  крайне важную роль играют его вспомогательные  органы, что обусловлено непостоянным характером работы Совета - функционирует  множество различных комитетов, состоящих из должностных лиц  государств-членов ЕС. Наиболее важный среди них - Комитет постоянных представителей. Он включает руководителей постоянных представителей государств-членов при  Европейском Союзе (или их заместителей).

На заседаниях COREPER в предварительном  порядке рассматриваются все  законопроекты и другие вопросы, вносимые в повестку дня Совета. Если между членами COREPER проект нормативного акта (иного решения) полностью согласован, то Совет принимает его без  обсуждения и голосования; если нет  – вопрос обсуждается Советом  в общем порядке. Существование COREPER, таким образом, также является важным механизмом повышения эффективности  работы Совета.

В рамках второй и третьей опор часть функций Coperer выполняют другие комитеты, являющиеся формально самостоятельными от него: Политический комитет в  составе политических директоров от каждого государства-члена (действует  в рамках ОВПБ) и Координационный  комитет, который участвует в  подготовке решений по вопросам третьей  опоры (СПСО). Комитет постоянных представителей разгружает Совет от многих текущих  дел и компенсирует такой недостаток Совета, как невозможность постоянной работы.

Для ускорения законодательного процесса, а также для увеличения профессионализма в принятии решений Совет учреждает  на постоянной или временной основе комитеты специальной компетенции, а также рабочие группы. Членами  данных органов являются уже не дипломаты, а эксперты в конкретной области  общественных отношений. Они обсуждают  в предварительном порядке законопроекты  и стараются достичь соглашения на своем уровне[2]. Специальные комитеты и рабочие группы выполняют для Coperer фактически те же функции «фильтра», что и Coperer  для Совета. В настоящее  время в рамках Совета функционирует  примерно 250 специальных комитетов  и рабочих групп.

Немаловажным органом является и Генеральный секретариат –  подразделение Совета, которое обеспечивает организационную и техническую  стороны работы данного института, а также выполняет часть представительских  функций. Особенностью является то, что  сотрудники Генерального секретариата являются не представители государств, а должностные лица, состоящие  на гражданской службе Европейских  сообществ (более 2 тыс. чел.)

Возглавляет данное подразделение  Генеральный секретарь, о котором  уже частично говорилось выше. Он же является Высоким представителем по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Текущее  руководство лежит на заместителе  генерального секретаря. Кроме того, Генеральный секретарь скрепляет  второй подписью акты Совета, а также  может назначаться депозитарием соглашений Европейских сообществ  и Союза, заключенных с третьими странами и конвенции между государствами-членами  Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Совет Европейского Союза