Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:54, доклад
Маркетинг-микс - набор маркетинговых средств, через которые предприятие стремится воздействовать на спрос на товар, им производимый. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.
Маркетинг-микс - набор маркетинговых средств, через которые предприятие стремится воздействовать на спрос на товар, им производимый. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.
Дж. Маккарти предложил классифицировать маркетинговые инструменты по четырем направлениям: продукт, цена, место (т. е. распределение) и продвижение (или четыре “Р” маркетинга – Product, Price, Place, Promotion).
Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4P") включает 4 составляющих:
Продукт (Product) — это набор «изделий и услуг», которые 
фирма предлагает целевому рынку. 
Цена (Price) — денежная сумма, которую потребители 
должны уплатить для получения товара. 
Дистрибуция (Place) — всевозможная деятельность, благодаря 
которой товар становится доступным для 
целевых потребителей. 
Продвижение (Promotion) — всевозможная деятельность фирмы 
по распространению сведений о достоинствах 
своего товара и убеждению целевых потребителей 
покупать его.
Таким образом, концепция маркетинга-микс по Маккарти определялась набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion).
Современные исследователи постоянно расширяют этот список, благодаря чему возникают новые концепции - 5P, 6Р, 7Р, ... 12Р и 4С (см. ниже), однако общепризнанной все-таки является концепция 4P. Ключевым фактором при этом выступает то, что именно эти 4 элемента могут полностью контролироваться маркетологом. Кроме того, считается, что порядок следования элементов комплекса маркетинга четко показывает последовательность реализации основных маркетинговых функций[1]:
1.  Невозможно вообще ставить вопрос о 
какой-либо программе маркетинга, если 
маркетолог не имеет в своем распоряжении 
продукта, который может быть предложен 
рынку (потребителю). Причем это предложение 
должно представлять для потребителя 
определенную ценность. Данную ситуацию 
полностью определяет известный афоризм 
маркетологов, общий смысл которого заключается 
в высказывании: «Если у Вас нет товара, 
значит у Вас нет ничего». (Т.е. не имеет 
смысла вообще говорить о маркетинге).  
2.  В том случае, если существуют по крайней 
мере две стороны, каждая из которых заинтересована 
в обмене с противоположной стороной, 
они должны иметь какие-либо средства 
для взаимодействия. Предлагаемый продукт 
должен быть доступен заинтересованному 
в нем потребителю, поэтому следующая 
функция комплекса маркетинга должна 
решать эту задачу. 
3.  Потребитель всегда оценивает товар 
не только исходя из набора его потребительских 
свойств, но и по сумме тех издержек, которые 
связаны с его приобретением. Здесь речь 
идет об известном маркетинговом соотношении 
«цена-качество». Специалисты более четко 
определяют это соотношение как «полезность—качество»: 
потребитель анализирует полезность предложенного 
ему товара и приемлемую для него цену 
этой полезности. Отсюда вытекает следующая 
составляющая комплекса маркетинга — 
ценовая политика.  
4.  Потенциальные участники сделки никогда 
не смогут узнать друг о друге в том случае, 
если между ними не будет существовать 
коммуникаций, — соответственно, последний 
элемент комплекса маркетинга составляет коммуникационная 
политика. Стороны сделки должны быть в достаточной 
степени проинформированы о сущности 
имеющихся предложений, каждая из сторон 
должна, используя средства коммуникации, 
убедить противоположную сто рону в привлекательности 
собственного предложения.
Наиболее успешной (по признаку распространенности в умах маркетологов и ученых) из "расширенных" трактовок комплекса маркетинга сейчас можно назвать концепцию "7Р", в которой к "4P" добавляются еще 3: People, Process и Physical Evidence.
Люди (PEOPLE) - контингент, имеющий отношение к процессу 
купли-продажи;  
Процесс покупки (PROCESS) – то, что связано с деятельностью покупателя 
по осуществлению выбора товара;  
Физический атрибут (PHYSICAL EVIDENCE) - материальный предмет, который может 
служить для клиента подтверждением факта 
оказания услуги.
Эта концепция изначально создавалась для маркетинга услуг, однако сейчас все большее число исследователей пытаются применять ее и к "товарному" маркетингу. Что, тем самым, делает ее еще более уязвимой для критики.
Введение новых элементов в комплекс маркетинга обычно обосновывается критикой канонической формулы "4P". В основном концепцию "4Р" критикуют за то, что она ориентирована на микроуровень и затрагивает лишь продавца. При этом для расширения списка "P" обычно используются:
Упаковка (PACKAGE); 
Покупка (PURCHASE) - представляет собой не только предпосылки 
к осуществлению покупки, но также и последствия 
принятия такого решения; 
Персонал (PERSONNEL); 
Окружающая среда (PHYSICAL PREMISES/SURROUND) – условия, создаваемые продавцом с 
целью более эффективной реализации своего 
товара; 
Прибыль (PROFIT) – капитал, полученный в виде дохода 
относительно вложенных средств; 
Связи с общественностью (PR, PUBLICITY) - создает положительную репутацию продукту 
и организации в целом;
Как шутят критики, многие маркетологи, перебирая словарь английского языка, пытаются найти слова, начинающиеся на «Р» и подходящие к маркетингу, чтобы сделать из них новые "Р". Однако, насколько это оправдано? Е.П. Голубков [2] отмечает, что расширенное содержание комплекса маркетинга перестает удовлетворять определению данного понятия. Традиционная структура комплекса маркетинга принята ведущими маркетологами мира. Добавленные элементы характеризуют не комплекс маркетинга, а факторы, влияющие на маркетинговую деятельность, которые необходимо учитывать в том числе и при разработке комплекса маркетинга.
Например, такие элементы, как "Package", 
"Physical Evidence", "Profit" и "Public relations" 
являются составными частями, подэлементами 
комплекса маркетинга. Первые два 
являются подэлементом "Product", третий 
- частью "Price", а четвертый - частью 
"Promotion". 
Элемент "People" - это элемент внешней 
среды, который не могут контролировать 
маркетологи. Именно на потребителей направлен 
комплекс маркетинга. Через ценовую политику, 
качество продукции, удобное географическое 
расположение, а так же с помощью инструментов 
рекламы и PR, компания воздействует на 
своих потребителей. Поэтому потребителей 
как элемент комплекса маркетинга рассматривать 
нельзя. Нужно рассматривать их как объект, 
на который направлен комплекс маркетинга. 
К тому же если бизнес компании является 
b2b, то словом "People" этот элемент охарактеризовать 
было бы не совсем корректно. 
Элемент “Рersonal” входит в качестве кадровой 
составляющей во все четыре элемента комплекса 
маркетинга. Кроме того, персоналом невозможно 
манипулировать так, как, скажем, с ассортиментом 
товара и его ценой. 
Тому же критерию возможности прямого 
управления не удовлетворяют элементы 
"Purchase", "Process" и "Physical Premisses/Surround".
Существует и еще одна известная попытка изменить 
каноническую формулу "4Р", сместив 
фокус с продавца на потребителя... правда, ценой 
полного отказа от "Р". Это т.н. концепция 
"4С", предложенная Бобом Лотеборном 
в 1990 году. Элементами модели являются: 
1. Customer needs and wants - нужды и потребности покупателя; 
2. Cost to the customer – затраты покупателя; 
3. Communication – информационный обмен; 
4. Convenience – удобство. 
Очевидно, что в данной концепции в качестве 
приоритета выделяются предпочтения потребителей. 
Причем этот приоритет действует на всех 
без исключения этапах процесса производства 
и реализации товаров или услуг. Однако, 
традиционный комплекс маркетинга, состоящий 
из "4Р", так же имеет в приоритете предпочтения 
потребителей. При разработке «продукта», 
«цены», «продвижения» и «каналов распределения» 
проводятся маркетинговые исследования, 
изучаются ожидания потребителей. И даже 
более того - при разработке комплекса 
маркетинга учитываются не только предпочтения 
потребителей, но и конкуренты, поставщики, 
контактные аудитории. И, наконец, управление 
потребителем просто невозможно, так как 
этот элемент внешней среды не поддается 
прямому управлению.