14 Принципов 
Дао Toyota
 
С момента основания Toyota наш основной 
принцип — приносить пользу обществу, 
производя продукты и услуги высокого 
качества. Практика ведения бизнеса 
на основе этого принципа сформировала 
ценности, убеждения и методы работы, 
которые позволили 
нам добиться конкурентного преимущества. 
Совокупность этих методов работы и ценностных 
ориентаций менеджмента и представляет 
собой подход Toyota.
Фудзио Тё, президент 
Toyota (The Toyota Way, 2001)
ПОДХОД TOYOTA — НЕ ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТЫ 
И ТЕХНОЛОГИИ
Итак, вы ввели у 
себя систему канбан. (Канбан по-японски 
— «бирка», «карточка», «квитанция» 
или «сигнал». Так называется инструмент 
управления потоком и производством 
изделий в системе «вытягивания», 
принятой в Toyota.) Вы подключили андон, устройство 
для визуального контроля производственной 
зоны, которое предупреждает рабочих о 
дефектах, нарушениях в работе оборудования 
или иных проблемах с помощью световых, 
звуковых и тому подобных сигналов. Теперь 
ваши рабочие места выглядят как на заводе 
Toyota. Но постепенно все возвращается на 
круги своя, и работа снова идет, как прежде. 
Вы вызываете консультанта по производственной 
системе Toyota, который неодобрительно качает 
головой. В чем же дело?
На самом деле 
основная работа по внедрению бережливого 
производства только начинается. Ваши 
рабочие понятия не имеют о производственной 
культуре, которая стоит за TPS. Они не готовы 
неустанно работать над совершенствованием 
системы и заниматься самосовершенствованием. 
Дао Toyota существует в первую очередь благодаря 
людям, которые работают, общаются между 
собой, принимают решения и развиваются, 
совершенствуя друг друга и самих себя. 
Если посмотреть на преуспевающие японские 
компании, которые работают по системе 
бережливого производства, сразу заметно, 
как активно рабочие вносят предложения 
по усовершенствованию. Но подход Toyota 
не ограничивается и этим: при этом подходе 
поощряется, поддерживается и требуется 
участие всех. Чем больше я изучал TPS и 
проникался дао Toyota, тем лучше я понимал, 
что это система, которая обеспечивает 
людей инструментами для непрерывного 
совершенствования своей работы. Дао Toyota 
— это доверие к людям. Это своего рода 
культура, а не совокупность приемов и 
методов совершенствования и повышения 
эффективности. Сокращать объем запасов, 
выявлять и решать скрытые проблемы можно 
лишь с помощью рабочих. Если они недостаточно 
ответственны, не понимают стоящей перед 
ними задачи и не умеют работать в команде, 
начнутся простои и накопление запасов. 
Изо дня в день инженеры, квалифицированные 
рабочие, специалисты по качеству, поставщики, 
руководители групп и, главное, операторы 
постоянно занимаются решением проблем, 
и это позволяет каждому научиться решать 
их. Один из инструментов бережливого 
производства, который учит работать в 
команде, называется 5S (сортируй, соблюдай 
порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, 
совершенствуй; подробнее о нем рассказывается 
в главе 13). Речь идет о комплексе мероприятий 
по устранению потерь, которые ведут к 
ошибкам, дефектам и травмам. Самой трудной 
составляющей 5S является, пожалуй, пятая 
— «совершенствуй» (стимулируй, поддерживай 
самодисциплину. — Прим. науч. ред.). Именно 
этот пункт является решающим условием 
успеха остальных четырех. Поддержание 
немыслимо без соответствующего образования 
и уровня подготовки, а чтобы рабочие соблюдали 
правила эксплуатации и совершенствовали 
методы работы и свое рабочее место, их 
нужно поощрять. Условиями успеха в достижении 
поставленных целей являются приверженность 
руководства данным подходам, соответствующая 
подготовка кадров и производственная 
культура. Лишь тогда поддержание и совершенствование 
станут привычным делом для всех, начиная 
с цеховых рабочих и заканчивая руководством. 
В этой главе дается краткий обзор 14 принципов, 
составляющих подход Toyota. Принципы сгруппированы 
в четыре категории:
  - философия долгосрочной перспективы;
 
  - правильный процесс дает правильные результаты (речь идет об использовании ряда инструментов TPS);
 
  - добавляй ценность организации, развивая своих сотрудников и партнеров;
 
  - постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение.
 
Вторая 
часть книги также построена 
с учетом этих четырех категорий, 
которые в совокупности представляют 
собой четырехкомпонентную модель 
дао Toyota, представленную в главе 1. В 
последующих двух главах я покажу, 
как работали эти 14 принципов 
при создании автомобилей Lexus и Prius. Если 
же вам захочется, забежав вперед, детально 
ознакомиться с 14 принципами, вы можете 
прямо сейчас перейти к главе 7. Однако 
я настоятельно рекомендую вам сначала 
прочесть то, что изложено ниже.
 
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 14 ПРИНЦИПОВ 
ДАО TOYOTA
Раздел I: Философия долгосрочной 
перспективы
Принцип 1. Принимай управленческие решения 
с учетом долгосрочной перспективы, 
даже если это наносит ущерб краткосрочным 
финансовым целям.
  - Используй системный и стратегический подходы при постановке целей, причем все оперативные решения должны быть подчинены такому подходу. Осознай свое место в истории компании и старайся вывести ее на более высокий уровень. Работай над организацией, совершенствуй и перестраивай ее, двигаясь к главной цели, которая важнее, чем получение прибыли. Концептуальное понимание своего предназначения — фундамент всех остальных принципов.
 
  - Твоя основная задача — создавать ценность для потребителя, общества и экономики. Оценивая любой вид деятельности в компании, учитывай, решает ли она эту задачу.
 
  - Будь ответственным. Стремись управлять своей судьбой. Верь в свои силы и способности. Отвечай за то, что делаешь, поддерживай и совершенствуй навыки, которые позволяют тебе производить добавленную ценность.
 
Раздел II. Правильный процесс 
дает правильные результаты
Принцип 
2. Процесс в виде непрерывного потока 
способствует выявлению проблем.
  - Перестрой технологический процесс так, чтобы создать непрерывный поток, эффективно обеспечивающий добавление ценности. Сократи до минимума время, которое незавершенная работа находится без движения.
 
  - Создавай поток движения изделий или информации и налаживай связи между процессами и людьми, чтобы любая проблема выявлялась немедленно.
 
  - Этот поток должен стать частью организационной культуры, понятной для всех. Это ключ к непрерывному совершенствованию и развитию людей.
 
Принцип 3. Используй систему вытягивания, 
чтобы избежать перепроизводства.
  - Сделай так, чтобы внутренний потребитель, который принимает твою работу, получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве. Основной принцип: при системе «точно вовремя» запас изделий должен пополняться только по мере их потребления.
 
  - Сведи к минимуму незавершенное производство и складирование запасов. Держи в запасе небольшое число изделий и пополняй эти запасы по мере того, как их забирает потребитель.
 
  - Будь восприимчив к ежедневным колебаниям потребительского спроса, которые дают больше информации, чем компьютерные системы и графики. Это поможет избежать потерь при скоплении лишних запасов.
 
Принцип 4. Распределяй объем работ 
равномерно (хейдзунка): работай как 
черепаха, а не как заяц.
  - Устранение потерь — лишь одно из трех условий успеха бережливого производства. Устранение перегрузки людей и оборудования и сглаживание неравномерности графика производства не менее важны. Этого часто не понимают в компаниях, которые пытаются применять принципы бережливого производства.
 
  - Работай над равномерным распределением нагрузки во всех процессах, связанных с производством и обслуживанием. Такова альтернатива чередованию авралов и простоев, характерных для массового производства.
 
Принцип 5. Сделай остановку производства 
с целью решения проблем частью 
производственной культуры, если того 
требует качество.
  - Качество для потребителя определяет твое ценностное предложение.
 
  - Используй все доступные современные методы обеспечения качества.
 
  - Создавай оборудование, которое способно самостоятельно распознавать проблемы и останавливаться при их выявлении. Разработай визуальную систему извещения лидера команды и ее членов о том, что машина или процесс требуют их внимания. Дзидока (машины с элементами человеческого интеллекта) — фундамент для «встраивания» качества.
 
  - Позаботься о том, чтобы в организации существовала система поддержки, готовая к оперативному решению проблем и принятию корректирующих действий.
 
  - Принцип остановки или замедления процесса должен обеспечивать получение необходимого качества «с первого раза» и стать неотъемлемой частью производственной культуры компании. Это повысит производительность процессов в перспективе.
 
Принцип 6. Стандартные задачи — 
основа непрерывного совершенствования 
и делегирования полномочий сотрудникам.
  - Используй стабильные, воспроизводимые методы работы, это позволит сделать результат более предсказуемым, повысит слаженность работы, а выход продукции будет более равномерным. Это основа потока и вытягивания.
 
  - Фиксируй накопленные знания о процессе, стандартизируя лучшие на данный момент методы. Не препятствуй творческому самовыражению, направленному на повышение стандарта; закрепляй достигнутое новым стандартом. Тогда опыт, накопленный одним сотрудником, можно передать тому, кто придет ему на смену.
 
Принцип 7. Используй визуальный контроль, 
чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.
  - Используй простые визуальные средства, чтобы помочь сотрудникам быстро определить, где они соблюдают стандарт, а где отклонились от него.
 
  - Не стоит использовать компьютерный монитор, если он отвлекает рабочего от рабочей зоны.
 
  - Создавай простые системы визуального контроля на рабочих местах, способствующие поддержанию потока и вытягивания.
 
  - По возможности сократи объем отчетов до одного листа, даже если речь идет о важнейших финансовых решениях.
 
Принцип 8. Используй 
только надежную, испытанную технологию.
  - Технологии призваны помогать людям, а не заменять их. Часто стоит сначала выполнять процесс вручную, прежде чем вводить дополнительное оборудование.
 
  - Новые технологии часто ненадежны и с трудом поддаются стандартизации, а это ставит под угрозу поток. Вместо непроверенной технологии лучше использовать известный, отработанный процесс.
 
  - Прежде чем вводить новую технологию и обрудование, следует провести испытания в реальных условиях.
 
  - Отклони или измени технологию, которая идет вразрез с твоей культурой, может нарушить стабильность, надежность или предсказуемость.
 
  - И все же поощряй своих людей не забывать о новых технологиях, если речь идет о поисках новых путей. Оперативно внедряй зарекомендовавшие себя технологии, которые прошли испытания и делают поток более совершенным.
 
Раздел III. Добавляй ценность 
организации, развивая своих сотрудников 
и партнеров
Принцип 9. Воспитывай лидеров, которые 
досконально знают свое дело, исповедуют 
философию компании и могут научить этому 
других.
  - Лучше воспитывать своих лидеров, чем покупать их за пределами компании.
 
  - Лидер должен не только выполнять поставленные перед ним задачи и иметь навыки общения с людьми. Он должен исповедовать философию компании и подавать личный пример отношения к делу.
 
  - Хороший лидер должен знать повседневную работу как свои пять пальцев, лишь тогда он сможет стать настоящим учителем философии компании.
 
Принцип 10. Воспитывай незаурядных 
людей и формируй команды, исповедующие 
философию компании.
  - Создавай сильную, стабильную производственную культуру с долговечными ценностными ориентациями и убеждениями, которые разделяют и принимают все.
 
  - Обучай незаурядных людей и рабочие команды действовать в соответствии с корпоративной философией, которая позволяет достичь исключительных результатов. Трудись не покладая рук над укреплением производственной культуры.
 
  - Формируй межфункциональные группы, чтобы повысить качество и производительность и усовершенствовать поток за счет решения сложных технических проблем. Вооружи людей инструментами, которые позволяют совершенствовать компанию.
 
  - Неустанно обучай людей работать в команде на общую цель. Освоить работу в команде должен каждый.
 
Принцип 11. Уважай своих партнеров 
и поставщиков, ставь перед ними 
трудные задачи и помогай им совершенствоваться.
  - Уважай своих партнеров и поставщиков, относись к ним, как к равноправным участникам общего дела.
 
  - Создавай для партнеров условия, стимулирующие их рост и развитие. Тогда они поймут, что их ценят. Ставь перед ними сложные задачи и помогай решать их.
 
Раздел IV. Постоянное решение 
фундаментальных проблем стимулирует 
непрерывное обучение
Принцип 12. Чтобы разобраться в 
ситуации, надо увидеть все своими 
глазами (генти генбуцу).
  - Решая проблемы и совершенствуя процессы, ты должен увидеть происходящее своими глазами и лично проверить данные, а не теоретизировать, слушая других людей или глядя на монитор компьютера.
 
  - В основе твоих размышлений и рассуждений должны лежать данные, которые проверил ты сам.
 
  - Даже представители высшего руководства компании и руководители подразделений должны увидеть проблему своими глазами, лишь тогда понимание ситуации будет подлинным, а не поверхностным.
 
Принцип 13. Принимай решение не торопясь, 
на основе консенсуса, взвесив все 
возможные варианты; внедряя его, 
не медли (немаваси).
  - Не принимай однозначного решения о способе действий, пока не взвесишь все альтернативы. Когда ты решил, куда идти, следуй избранным путем без промедления, но соблюдай осторожность.
 
  - Немаваси — это процесс совместного обсуждения проблем и потенциальных решений, в котором участвуют все. Его задача — собрать все идеи и выработать единое мнение, куда двигаться дальше. Хотя такой процесс и занимает довольно много времени, он помогает осуществить более масштабный поиск решений и подготовить условия для оперативной реализации принятого решения.