Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:17, контрольная работа
Задание 1. Предприятию нужно перевести со склада по железной дороге изделие трех различных видов: Изделий I-го вида не более р1, Изделий II-го вида не более р2, Изделий III-го вида не более р3. Подразделение железной дороги может для этой перевозки выделить специально оборудованные вагоны двух типов А и В. Для полной загрузки вагона следует помещать в него изделия всех трех видов. При этом вагон типа А входят b1 изделий I-го вида, b2 изделий II-го вида, b3 изделий III-го вида. Экономия от перевозки груза в вагоне типа А составляет α руб., в вагоне типа В-β руб. Сколько вагонов каждого типа следует выделить для перевозки, чтобы суммарная экономия от перевозки груза была наибольшей?
Задание№1.3
Предприятию нужно перевести со склада по железной дороге изделие трех различных видов: Изделий I-го вида не более р1, Изделий II-го вида не более р2, Изделий III-го вида не более р3.
Подразделение железной дороги может для этой перевозки выделить специально оборудованные вагоны двух типов А и В. Для полной загрузки вагона следует помещать в него изделия всех трех видов. При этом вагон типа А входят b1 изделий I-го вида, b2 изделий II-го вида, b3 изделий III-го вида.
Экономия от перевозки груза в вагоне типа А составляет α руб., в вагоне типа В-β руб.
Сколько вагонов каждого типа следует выделить для перевозки, чтобы суммарная экономия от перевозки груза была наибольшей?
Задачу решить симплекс методом путем преобразования симплекс-таблиц т геометрическим методом.
Сведем условие задачи а таблицу:
Вид изделия  | 
  Тип вагона  | 
  Вместимость вагона  | |
А  | 
  В  | ||
I  | 
  1  | 
  4  | 
  640  | 
II  | 
  5  | 
  2  | 
  800  | 
III  | 
  3  | 
  5  | 
  860  | 
Экономия, руб  | 
  20  | 
  13  | 
  |
Составим математическую модель задачи.
Обозначим х1-колличество вагонов типа А; х2-колличество вагонов типа В. Тогда ограничения в по вместимости дают ограничения на х1 и х2 вида:
1х1+4х2≤640
5х1+2х2≤800
3х1+5х2≤860
Х1≥0
Х2≥0
Экономия F предприятия при выделении вагонов х1, х2 равна
F=20х1+13х2 max.
Приведем стандартную задачу к каноническому виду.
Введем дополнительные переменные х3,х4,х5, равные разностям правых и левых частей неравенств. Получим задачу:
1х1+4х2+х3=640
5х1+2х2+х4=800
3х1+5х2+х5=860
Хi≥0
F=20х1+13х2+max.
Система уравнений приведена к единичному базису : х3, х4, х5-базисные переменные, х1, х2-свободные.
Составим исходную симплекс-таблицу:
Базисные неизвестные  | 
  Х1  | 
  Х2  | 
  Х3  | 
  Х4  | 
  Х5  | 
  Свободные члены  | 
  Симплексное отношение  | 
Х3  | 
  1  | 
  4  | 
  1  | 
  0  | 
  0  | 
  640  | 
  640/1=640  | 
Х4  | 
  5  | 
  2  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  800  | 
  800/5=160  | 
Х5  | 
  3  | 
  5  | 
  0  | 
  0  | 
  1  | 
  860  | 
  860/3=286,66  | 
F  | 
  -20  | 
  -13  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  
                              
Первый опорный план: (0,0,800,860) не оптимальный, так как в F –строке есть отрицательный элемент.
Выбираем разрешающий элемент 5( элемент второй строки первого столбца) и строим вторую симплекс –таблицу:
Базисные неизвестные  | 
  Х1  | 
  Х2  | 
  Х3  | 
  Х4  | 
  Х5  | 
  Свободные члены  | 
  Симплекс отношение  | 
Х3  | 
  0  | 
  3.6  | 
  1  | 
  -0.2  | 
  0  | 
  480  | 
  133.33  | 
Х1  | 
  1  | 
  0.4  | 
  0  | 
  0.2  | 
  0  | 
  160  | 
  400  | 
Х5  | 
  0  | 
  3.8  | 
  0  | 
  -0.6  | 
  1  | 
  380  | 
  100  | 
F  | 
  0  | 
  -5  | 
  0  | 
  4  | 
  0  | 
  3200  | 
  
Второй опорный план: (160,0,480,0,380) не оптимальный, так как в F- строке есть отрицательный элемент.
Выбираем разрешающий элемент 3,8 (элемент третий строки второго столбца) и строим третью симплекс-таблицу:
Базисные неизвестные  | 
  Х1  | 
  Х2  | 
  Х3  | 
  Х4  | 
  Х5  | 
  Свободные члены  | 
Х3  | 
  0  | 
  0  | 
  1  | 
  0,368  | 
  -0,947  | 
  120  | 
Х1  | 
  1  | 
  0  | 
  0  | 
  0.263  | 
  -0,105  | 
  120  | 
Х2  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  -0.158  | 
  0,263  | 
  100  | 
F  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  3,211  | 
  1,316  | 
  3700  | 
Этой таблице соответствует опорное решение: (120,100,120,0,0). Оно является оптимальным, так как все коэффициенты F- строки в таблице неотрицательны. Максимальное значение целевой функции Fmax=3700 руб. Оно достигается при х1=120, х2=100.
Для каждого ограничения строим граничную прямую, соответствующую равенству:
L1:х1+4х2=640; L2: 5х1+2х2=800; L3: 3х1+5х2=860; L4:х1=0; L5: х2=0.
L4
600
550
500
450
400
350 L2
300
250
200
150B C 10 grad(F)
100 D
      50  A                            
L3                            
       0                     
E                             
Область допустимых значений х1 ,х2-многоугольник ABCDE. Вектор grad(F)=, перпендикулярный линиям уровня F=20х1+13х2=const слишком мал в выбранном масштабе, поэтому строим вектор 10 grad(F)= . перемещая линию уровня (обозначенную на графике пунктиром) F=const в направлении вектора 10 grad(F) определим точку «выхода» из области, в которой функция Fпринимает наибольшее значение. Это точка D, лежащая на пересечении прямых L2 и L3. Определим ее кординаты, решая систему уравнений:
5х1+2х2=800
3х1+5х2=860
Откуда D(120,100). Вычислим значение функции Fв точке D: Fmax=20*120+13*100=3700.
Вывод: предприятию выгодно выделить для перевозки 120 вагонов типа А, и 100 вагонов типа В. При этом наибольшая экономия от перевозки груза состоит 3700 руб.
Задание № 2.3
Имеется три пункта постановки однородного груза А1, А2, А3 и пять пунктов потребления груза В1,В2, В3, В4, В5. На пунктах А1, А2, А3 находится груз соответственно в количестве а1, а2, а3 тонн. В пунктах В1, В2, В3, В4, В5 требуется доставить соответственно b1,b2,b3,b4,b5 тонн груза. Затраты на перевозку 1т. груза между пунктами поставки и пунктами потребления приведены в матрице С (в тыс. руб.).
Необходимо найти такой план закрепления потребителей за поставщиками, чтобы общие затраты по перевозки были минимальными
                              
                              
                              
а1=250, а2=200, а3=150.
b1=180, b2=120, b3=90, b4=105, b5=105.
Условие задачи запишем в виде таблицы:
Поставщики  | 
  Потребители  | 
  Запасы  | ||||
В1  | 
  В2  | 
  В3  | 
  В4  | 
  В5  | ||
| 
   А1  | 
  12  | 
  8  | 
  21  | 
  10  | 
  15  | 
  250  | 
А2  | 
  13  | 
  4  | 
  15  | 
  13  | 
  21  | 
  200  | 
А3  | 
  19  | 
  16  | 
  26  | 
  17  | 
  20  | 
  150  | 
Потребности  | 
  180  | 
  120  | 
  90  | 
  105  | 
  105  | 
  |
Данная транспортная задача является задачей закрытого типа, поскольку общее количество груза i=600 совпадает с общими потребностями потребителей j=600.
Найдем первоначальный опорных план методом наименьшей стоимости перевозок.
Поставщики  | 
  Потребители  | 
  Запасы  | ||||
В1  | 
  В2  | 
  В3  | 
  В4  | 
  В5  | ||
| 
   А1  | 
  12 145  | 
  8  | 
  21  | 
  10 105  | 
  15  | 
  250  | 
А2  | 
  - 13 35  | 
  4 120  | 
  +15 45  | 
  13  | 
  21  | 
  200  | 
А3  | 
  + 19 
  | 
  16  | 
  -26 45  | 
  17  | 
  20 105  | 
  150  | 
Потребности  | 
  180  | 
  120  | 
  90  | 
  105  | 
  105  | 
  |
Проверим, число заполненных клеток должно быть равно m+n-1=3+5-1=7. Это условие выполняется.
Стоимость перевозок для данного опорного плана составит:
F145*12+105*10+35*13+120*4+45*
Проверим первоначальный опорный план, на оптимальность метода потенциалов. Для этого для каждого из пунктов отправления αi иβj. Эти числа находятся из уравнений αi+βj=сij, где сij- тарифы, стоящие в заполненных клетках таблицы.
Если первоначальный опорный план является оптимальным, то для каждой незанятой клетки должно выполнятся условие ∆ij=cij –αi –βj ≥0. Если хотя бы одна незанятая клетка не удовлетворяет этому условию, то опорный план не является оптимальным. Поэтому для каждой свободной клетки найдем ∆ij. Полагаем α1=0 и определим остальные потенциалы.
  α1+β1=12                      
  α1+β4=10                      
  α2+β1=13                      
α2+β2=4 если α1=0, тогда β4=10
  α2+β3=15                      
  α3+β3=26                      
  α3+β5=20                      
вычислим оценки ∆ij для получения клеток:
∆12=8-0-3=5; ∆13=7; ∆15=7; ∆24=2; ∆25 =12;∆31 =-5; ∆32 =1; ∆34=-5.
поскольку имеются клетки с ∆ij < 0, то полученный опорный план не является оптимальным. Улучшим первоначальный опорный план методом циклов. Для свободной клетки с отрицательной оценкой строим цикл. Делаем перерасчет по циклу. Пометим вершины цикла знаками «+» и «-» поочередно, начиная с «+» в свободной клетке. Минимальное содержание клеток, помеченных знаком «-», равно 35. Из всех клеток, помеченных знаком «-», вычтем по 35; во все клетки, помеченные знаком «+», добавим по 35. При этом баланс по строкам и столбцам таблицы сохранен. В результате получим новый опорный план.
Поставщики  | 
  Потребители  | 
  Запасы  | ||||
В1  | 
  В2  | 
  В3  | 
  В4  | 
  В5  | ||
| 
   А1  | 
  12 145  | 
  8  | 
  21  | 
  10 105  | 
  15  | 
  250  | 
А2  | 
  13  | 
  4 120  | 
  15 80  | 
  13  | 
  21  | 
  200  | 
А3  | 
  19 35  | 
  16  | 
  26 10  | 
  17  | 
  20 105  | 
  150  | 
Потребности  | 
  180  | 
  120  | 
  90  | 
  105  | 
  105  | 
  |
Стоимость перевозок для данного опорного плана составит:
F=145*12+105*10+120*4+80*15+
Определяем потенциалы:
  α1+β1=12                      
  α1+β4=10                      
  α2+β2=4                       
α2+β3=15 если α1=0, тогда β4=10
  α3+β1=19                      
  α3+β3=26                      
  α3+β5=20                      
вычислим оценки ∆ij для свободных клеток: