Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 01:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать основные аспекты информационных технологий в логистической системе управления организацией, показать опыт внедрения АСУП на архангельском предприятии. Для достижения цели поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы логистических информационных систем; осветить особенности практического применения информационных технологий в управлении предприятием; рассмотреть современные информационные технологии управления и их применение на конкретном предприятии.
Введение 
      Главным направлением 
перестройки структуры управления и его 
усовершенствования, приспособления к 
современным условиям стало массовое 
использование новейшей компьютерной 
и телекоммуникационной техники, формирование 
на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих 
технологий. Средства и методы прикладной 
информатики используются в менеджменте, 
маркетинге и других сферах управления 
и регулирования деятельности предприятий. 
Актуальное значение имеет внедрение 
логистического информационного менеджмента, 
значительно расширяющее возможности 
использования компаниями информационных 
ресурсов. Развитие логистического информационного 
менеджмента связано с организацией системы 
обработки данных и знаний, последовательного 
их развития до уровня интегрированных 
автоматизированных систем управления, 
охватывающих по вертикали и горизонтали 
все уровни и звенья производства и сбыта. 
       Сегодня руководитель 
и исполнитель на своем рабочем месте 
могут практически мгновенно получить 
исчерпывающую информацию для анализа 
конкретной производственной или рыночной 
ситуации, что стало возможным благодаря 
существенным качественным изменениям 
в его технологии. Оформление потоков 
информации, применение методов обработки 
данных, представление баз данных – все 
это в настоящее время имеет особую актуальность. 
        Цель курсовой 
работы –  исследовать основные аспекты 
информационных технологий в логистической 
системе управления организацией, показать 
опыт внедрения АСУП на архангельском 
предприятии. Для достижения цели поставлены 
следующие задачи: раскрыть теоретические 
основы логистических информационных 
систем; осветить особенности практического 
применения информационных технологий 
в управлении предприятием; рассмотреть 
современные информационные технологии 
управления и их применение на конкретном 
предприятии.
  
1.Информационные системы в логистике
        Ключевым 
вопросом для логистического управления 
является организация потока, обеспечивающая 
получение своевременной и адекватной 
информации о ситуации на рынке. В зависимости 
от источника эта информация, являясь 
первичной или вторичной, позволяет осуществлять 
анализ и прогноз продаж, исследование 
рынка, снабжать управленцев данными об 
инжиниринговых проектах, о потенциальных 
физических и финансовых расчетах, о фактически 
предъявляемых счетах, заказах, о бухгалтерских 
данных, о рабочих проектах, действующих 
графиках и планах, а также осуществлять 
анализ и использование сопутствующей 
информации.  
        Информационная 
система обладает всеми характеристиками, 
превращающими простую совокупность компонентов 
в законченную систему:
1.Информационные потоки в логистике обладают свойством взаимодействовать друг с другом, образуя единое целое, которое очевидным образом расчленяется на части. Информационные потоки могут обладать различной физической природой и иметь различную форму, будучи совместимыми в информационном отношении.
2.Между информационными потоками существуют различного рода взаимосвязи, в том числе причинно-следственные. Взаимосвязи и взаимозависимость внутри системы являются более сильными и более естественными, чем с компонентами внешней среды.
3.Фактическое объединение информационных потоков, обладающих названными выше системообразующими предпосылками, происходит в результате работы по их объединению и организации. В результате создается та или иная конкретная информационная структура. Это предполагает, что упорядочиваются взаимосвязи и иерархия соподчиненности сокомпонентов этой структуры. 1
Информационные системы в логистике должны обладать свойством интегративности.
Логистические информационные системы подразделяются на три группы:
        Логистические 
информационные системы отличаются своими 
функциями и обеспечивающими подсистемами. 
Функциональные подсистемы отличаются 
составом решаемых задач, обеспечение 
подсистемы может отличаться всеми своими 
элементами, то есть техническим, информационным 
и математическим обеспечением. 
        Плановые логистические 
информационные системы создаются на административном 
уровне управления и служат для принятия 
долгосрочных решений стратегического 
характера. Среди решаемых задач могут 
быть следующие:
- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
- управление условнопостоянными данными, то есть малоизменяющимися;
- планирование производства;
- общее управление запасами;
- управление резервами и другие задачи.
       Диспозитивные информационные 
системы создаются на уровне управления 
складом или цехом и служат для обеспечения 
отлаженной работы логистических систем. 
Задачи:
- детальное управление запасами (местами складирования);
- распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом;
- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
        Исполнительные 
информационные системы создаются на уровне административного 
или оперативного управления. Обработка 
информации в этих системах производится 
в темпе, определенном скоростью ее поступления 
в реальном масштабе времени, который 
позволяет получать необходимую информацию 
о движении грузов в текущий момент времени 
и своевременно выдавать соответствующие 
административные и управляющие воздействия 
на объект управления.  
       Этими системами решаются 
задачи, связанные с контролем материальных 
потоков, оперативным управлением обслуживания 
производства, управлением перемещением 
и т. п.  
       Рассмотрим группы 
систем с точки зрения программного обеспечения. Совершенные 
пакеты программ применимы не ко всем 
системам, так как зависят от уровня решаемых 
задач. В плановых информационных системах 
наиболее высок уровень стандартизации 
стандартного пакета программного обеспечения.  
        В диспозитивных 
системах возможности пакета ниже по следующих 
причинам:
- производственный процесс на предприятии складывается исторически и трудно подвергается изменениям во имя стандартизации;
- структура обработки данных существенно различается у разных пользователей.
        В исполнительных 
информационных системах применяют, как 
правило, индивидуальное программное 
обеспечение.  
       
 Принципы 
построения логистической информационной 
системы. 
       Обычно логистические 
системы строятся по иерархическому принципу, 
часто трехуровневому, причем уровни нумеруются, 
начиная с низшего. Такой принцип принят 
с целью обеспечения возможности наращивать 
информационные системы более высокими 
рангами и включать ее в качестве подсистемы 
в обобщающую систему более высокого порядка, 
если возникает необходимость. 
В соответствии с такой структурной композицией 
возникает три уровня:
1 уровень рабочего места, например, места складирования, станка для выполнения механической обработки. На этом уровне осуществляется та или иная логистическая операция с управляемым материальным потоком, а именно: элемент материального потока перемещается, перегружается, упаковывается, то есть проходит ту или иную обработку.
2уровень производственного участка, где происходят процессы обработки, упаковки и транспортировки грузоединиц или размещаются рабочие места.
3система транспортирования и перемещения грузоединиц во всей производственно-сбытовой системе в целом, то есть от погрузки сырья до доставки готовых изделий покупателям и расчета за них.2
Уровни производственно-сбытовой системы и руководства, которым соответствуют свои уровни информационной системы, определяют функциональную и эксплуатационную законченность информационной системы.
Схема 6. Схема взаимосвязей информационных подсистем внутри одного предприятия
         
В информационных системах логистики 
следует документировать входную и выходную 
информацию для лиц и органов, осуществляющих 
управление и мониторинг. К документам, 
содержащим такую информацию относятся: 
карточки, содержащие сетевые и другие 
модели производственно-сбытовой деятельности; 
оперативно-календарные планы; ведомости 
материально-технического снабжения; 
оперативные отчеты о ходе производственно-сбытовой 
деятельности за тот или иной период; карточки, 
содержащие задания на выполнение оперативных 
решений; результаты контроля реализации 
оперативных решений; производственные 
графики на различные периоды; графики 
обеспечения сырьем, материалами, комплектующими, 
спецтехникой, кадрами, транспортом, составленные 
на различные периоды; графики внутренних 
и внешних перевозок на различные периоды 
и некоторые другие.3 
         Для обеспечения 
достоверности, полноты и точности используемой 
информации, ее активности, оперативности 
и доступности принимаются следующие 
меры:
1.вся система делопроизводства перерабатывается и упорядочивается в соответствии с требованиями организации логистического управления;
2.осуществляется компьютеризация информационной системы и организация ряда автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих взаимообщение персонала с информационной системой;
3.совершенствование системы контроля за прохождением и исполнением управленческой документации;
4.разрабатываются и внедряются методические документы, являющиеся конструктивными для организации работы должностных лиц и основанные на агрегировании информации по принципу ее предназначения и по получаемым конечным результатам.
2. Информационные 
технологии в управлении 
2.1.Сущность и 
значение информационных 
Сейчас во всем мире широкое 
применение нашла автоматизированная 
обработка информации. Она осуществляется 
на основе современных компьютерных 
технологий, использования новых 
моделей процессоров в 
 Существуют программы, 
выдающие информацию по 
Электронный обмен данными – процесс, позволяющий компьютером одной компании наладить связь и заключать сделки с компьютером другой компании. Для этого компании применяют стандартные протоколы обмена: стандарты сетей обмена информацией между торговыми учреждениями и общий стандарт связи. А также протоколы могут применяться при следующих операциях: заказах на покупку, на отправку партий грузов, на получение консультаций для грузоотправителей и др.
Системы обработки логистической информации представляют собой сеть взаимосвязанных вычислительных машин и абонентских пунктов (терминалов). Данный комплекс функционирует посредством своей обеспечивающей части, включающей информационно-технологическое, лингвистическое, программное и техническое обеспечение.
Информационно-технологическое обеспечение включает проектные решения по организации информационной базы и по технологическим процессам.
Информационная база представляет собой банки данных, содержащие подробную информацию (необходимую для работы всех функционирующих подсистем) и обеспечивающие потребителей документальной и фактографической информацией, а персонал своей системы – служебной информацией.
Технологические процессы содержат описание порядка, сбора, обработки, хранения, поиска, выдачи, передачи информации по всем задачам системы, а также технологические инструкции, регламентирующие порядок выполнения всех процессов и порядок информационного обслуживания потребителей.4
2.2. Программно-техническое 
обеспечение информационных 
Технические средства ИТ в логистике это:
- электронно-вычислительную техника: персональные компьютеры – настольные, переносные, карманные (КПК), планшетные; серверы.
- периферийное оборудование: принтеры, сканеры, сканеры штрих-кодов, копиры, средства идентификации пользователей, прочие специализированные средства.
- средства коммуникации: сетевое оборудование, беспроводные сети, средства Internet-доступа, телефонная связь, мобильная связь, системы отслеживания грузовых автомобилей и т.д.,
- автоматизированное оборудование: складское оборудование, автоматизированные производственные линии, автоматизированные средства технического контроля и т.д.
К программным средствам 
ИТ в логистике относятся: 
1) программные 
средства общего назначения 
- ИСУП – информационная система управления предприятием как программная база для создания ЛИС. Класс ИСУП желателен не ниже ERP, но могут быть исключения (если содержание и внедрение ERP-системы экономически и стратегически не целесообразно)
- CAD, САПР системы - средства компьютерного проектирования
- CAM, FMS, АСУТП системы – средства управления технологическим процессом, роботизации, управления автоматизированным оборудованием, в т.ч. системы контроля за ходом технологического процесса
- средства управленческого моделирования – моделирование бизнес-процессов, оргструктуры и т.д.
- различные офисные приложения – текстовые редакторы, табличные редакторы, средства создания презентаций, органайзеры и т.д.