Основные понятия логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:00, статья

Краткое описание

Цель логистики - организовать работу логистической системы компании таки образом, чтобы затраты были минимально возможными, но достаточными для выполнения поставленных задач управления материальными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками ("и рыбку съесть и косточками не подавиться").

Вложенные файлы: 1 файл

основные понятия логистики.docx

— 102.54 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Основные понятия  логистики

Цели и задачи логистики

Цель логистики - организовать работу логистической системы компании таки образом, чтобы затраты были минимально возможными, но достаточными для выполнения поставленных задач  управления материальными и сопутствующими им информационными и финансовыми  потоками ("и рыбку съесть и  косточками не подавиться").  
Всегда надо знать: а насколько эффективна логистика в нашей компании?  
Чтобы замерить эффективность логистики в компании надо использовать следующие показатели.

  • сколько денег тратится на всю логистику в компании - общие логистические издержки - всего, и по каждому направлению в отдельности
  • каково время полного логистического цикла (время от размещения заказа на сырье у поставщика до сдачи готового продукта клиенту), как оно изменяется в результате оптимизации логистических процессов (уменьшается? увеличивается? почему так?)
  • качество сервиса и степень удовлетворенности потребителей
  • как быстро окупаются и возвращаются деньги компании вложенные в инфраструктуру и активы логистики
  • производительность логистики ("толщина товаропроводящей трубы")

 
Основное противоречие логистики  в достижении поставленных задач - при  ограниченных ресурсах добиться максимальных значений показателей эффективности.

Примеры тактических  задач логистики, в которых проявляется  данное противоречие

  • Развезти максимальное количество заказов клиентам минимальным количеством развозных машин
  • Обработать максимальное количество заказов клиентов на складе (собрать, упаковать, промаркировать и т. д.) при минимальном количестве сотрудников и за минимальное время
  • Максимально быстро доставить товар клиенту в регион при минимальных затратах на перевозку
  • Обеспечить максимальную скидку и минимальные сроки производства на весь ассортимент товаров заказанный у поставщиков

 
Эти и другие задачи можно эффективно решать только выстроив всю цепочку  логистического взаимодействия со всеми  партнерами компании по входящим, внутренним и исходящим потокам.  
Для решения таких задач существуют методики логистики, которые позволяют добится желаемых результатов

  • выбор рационального способа транспортировки и вида транспорта
  • оптимальный выбор транспортно – экспедиционных компаний и их количества
  • принятие решения о собственном изготовлении или закупке готовыми тех или иных товаров, сырья и услуг (задача «делать» или «купить»)
  • оптимальный выбор поставщиков и их количества
  • оптимизация планирования потребностей ресурсов

и другие методики, которые  будут изучены в данном курсе

Микрологистика  и макрологистика

Есть два уровня управления логистикой микрологистика и макрологистика.  
Микрологистика - это управление логистикой на уровне взаимодействия отдельных компаний - участников рынка, а также управление внутренней логистикой компании или холдинга.  
Макрологистика - это управление логистикой на уровне взаимодействия различных групп компаний в отдельных отраслях экономики и между ними, а также на рынках крупных географических регионов и глобальном рынке межгосударственного товарооборота.

Функциональные  области логистики

Существует три основных функциональных области логистики:

  • снабжение,
  • производство
  • распределение

 
 
  
 
 
Все три функциональные области  логистики присутствуют в компаниях  различного типа. Причем даже в тех, в которых, казалось бы нет производства.  
Например. Если в оптовой фирме на складе осуществляется процесс сборки розничных заказов из оптовых коробок, упаковки собранных заказов, взвешивания и маркировки собранных коробок и т. д., то такой процесс и есть производственный - входящим сырьем здесь является товар в оптовых упаковках, а переработанным продуктом для клиента - розничные заказы в другой упаковке и по другой цене, в которую уже входят затраты на их производство из оптовых упаковок.  
Другой пример. Транспортно - экспедиторская фирма. Входящим потоком сырья - являются заказы клиентов, которые нужно доставить в разные города. В процессе внутрискладской обработки заказы клиентов могут быть доупакованы, перемаркированы в соответствии с внутренними стандартами компании. Также заказы сортируются по городам доставки. И только после этого грузятся в машины и уезжают в места назначения. То есть производственный процесс и здесь осуществляется в полной мере.  
Обычно, в соответствии с основными функциональными областями логистики формируется и структура службы логистики компании: группа снабжения, группа производства, группа распределения. Зачастую группы снабжения и производства бывают объединены, что в большинстве случаев только улучшает управляемость этими функциональными логистическими процессами.  
Между функциональными областями логистики существует тесная взаимосвязь. Влияние колебаний спроса на продукт компании на рынке неизбежно ведет к изменениям во всех функциональных областях логистики. Координация процессов во всех функциональных областях логистики является зоной ответственности логиста компании. Успешный результат этой координации - непременное условие эффективного функционирования логистической системы компании.  
 
  

Базовые элементы логистики

Поток - это перемещение  совокупности объектов во времени и  пространстве. В логистике наиболее часто используются понятия материальный поток, информационный поток, финансовый поток, поток услуг (сервисный поток).  
Логистические операции - это любые действия связанные с возникновением, изменением, преобразованием, поглощением потока (любого).  
Обычно одни и теже подразделения компании могут генерировать, поглощать и преобразовывать различные потоки одновременно. Работы всех подразделений компании связана с движениме тех, или иных потоков. Поэтому принципы логистического управления справедливы для всех подразделений компании.  
 
  
 
 
Примеры. Снабжение генерирует поток закупаемой продукции и поглощает финансовый поток платежей за эту продукцию. Производство поглощает поток сырья, преобразует его и генерирует поток готовой продукции. Продажи поглощают поток готовой продукции и генерируют поток финансов в виде платежей за эту продукцию. Также продажи генерируют поток непроданной продукции (возвратный поток)  
Стандартные функции управления - планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование. Именно в следствии реализации функций управления возникает необходимость в осуществлении логистических операций.  
Логистические операции – это базовые действия над материальными ценностями, информацией и финансами, которые дальше не разделяются на составляющие действия (не подвергаются дальнейшей декомпозиции) при заданном уровне детальности анализа.  
Примеры логистических операций: загрузка, перевозка, выгрузка, приемка, сбор информации, передача информации, расчеты с поставщиками и т. д.  
Логистические функции используются во всех функциональных областях логистики: и в снабжении, и в производстве, и в распределении. Логистическая функция - это совокупность логистических операций, целью выполнения которой является реализация функций управления внутри каждой функциональной области логистики и всей логистической системой в целом.  
Существуют базовые и поддерживающие логистические функции. Базовые логистические функции

  • формирование и поддержание стандартов обслуживания клиентов
  • закупка
  • транспортировка
  • управление запасами
  • управление заказами
  • управление производством
  • управление складами и грузопереработкой
  • информационное обеспечение

Поддерживающие логистические  функции

  • тара и упаковка
  • анализ и прогнозирование спроса на продукцию компании
  • планирование расхода ресурсов
  • управление возвратами не реализованной продукции
  • сервис и ремонт

Логистические системы

Логистическая система - это  устойчивая на текущий момент, но постоянно  меняющаяся в течении времени, совокупность подразделений компании, поставщиков  и потребителей компании, которые  связаны друг с другом материальными  и сопутствующими им информационными, сервисными и финансовыми потоками. При этом вся система находится  под единым управлением (это обязательное условие, иначе это не система) и  работает на выполнение единых тактических  и стратегических задач.  
Звено логистической системы - это одно из подразделений, или одна из организаций поставщиков и потребителей компании. Звено логистической системы выполняет какую-нибудь логистическую функцию, одну или несколько. Чаще бывает так, что одна из функций, которые выполняет звено логистической системы, основная, для этого звена, а остальные дополнительные. Например, одна из организаций-поставщиков не только производит, какой-нибудь товар для нашей компании, но и доставляет его в указанное место, в указанное нами время. Таким образом эта организация выполняет основную функцию производства потребляемого продукта и дополнительную функцию транспортировки его по нашему заданию. Такой детализированный анализ функций звеньев логистической системы и их функций необходим для того, чтобы понять, как работает изучаемая логистическая система. А по результатам такого анализа можно сделать конкретные предложения для улучшения работы логистической системы.

Какие бывают звенья логистической системы

ВНУТРЕННИЕ

  • подразделения компании - отделы, департаменты, управления, которые объединены одной логистической функцией

ВНЕШНИЕ

  • предприятия - поставщики
  • производственные организации
  • торговые организации и сети
  • посреднические организации
  • транспортно-экспедиторские компании
  • банки и другие финансовые организации
  • предприятия связи
  • организации, оказывающие услуги

 
Основные характеристики звеньев  логистической системы, которые  могут повлиять на выполнение ими  своих функций

  • форма собственности и организационно-правовая форма
  • производительность
  • используемые технологии
  • территориальное расположение, сгруппированность объектов звена, или их разгруппированность (пример: много территориально разбросанных торговых точек у одного владельца - какой-нибудь торговой сети)
  • мобильность, подвижность при выполнении своих функций
  • подверженность влиянию внешних факторов.

 
Логистическая цепь - это последовательная цепочка звеньев логистической  цепи, которые выстроены друг за другом по материальному потоку, и  связанны друг с другом еще и сопутствующими этому потоку информационным и финансовым потоками.  
 
  

Задания и вопросы  по теме 2

Напишите ответы на следующие  вопросы и задания и пришлите их мне по электронной почте (в  качестве источника примеров можно  использовать компанию, в которой  Вы работаете, работали, или собираетесь  работать).

  1. Каково время полного логистического цикла в Вашей компании? Распишите это время по всем этапам прохождения товара.
  2. В вашей организации может быть или не быть структура, управляющая всей логистикой компании. Но логистические функции есть всегда, даже если они размыты по разным подразделениям. Сформулируйте цели Вашей компании. Сформулируйте цели снабжения, производства и распределения в Вашей компании (цели каждой функциональной области отдельно). Напишите, как цели каждой из функциональных областей связаны с целями компании (а они не могут быть не связаны, т. к. компания просто не смогла бы работать и существовать). Если Вам что-то не до конца понятно в этом, пообщайтесь с сотрудниками, которые отвечают за соответствующие функции, поинтересуйтесь их мнением.
  3. Сформулируйте две любых задачи (на Ваш взгляд), решение которых могло бы привести к оптимизации логистики в Вашей компании.
  4. Приведите 5 примеров материальных потоков в Вашей компании, напишите какие информационные и финансовые потоки соответствуют каждому из указанных Вами материальных потоков. Укажите сколько времени занимает продвижение материальных ценностей, информации и финансов в каждом из указанных Вами потоков.
  5. Сделайте максимально возможный реестр логистических операций в Вашей компании. Постарайтесь сделать его максимально полным, т. е. вспомнить все логистические операции в Вашей компании, т. к. в дальнейшем он пригодится Вам для построения структуры службы логистики.

Информация о работе Основные понятия логистики