Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:13, реферат

Краткое описание

В этих вопросах и мнение исследователей было неоднозначным. Иван Аксаков писал, что « поэзия Лермонтова – это тоска души, болеющей от своей собственной пустоты вследствие безверия и отсутствия идеалов». Литературовед Л. Семенов отмечает, что Библия помогала поэту «в минуту жизни трудную, а С.Н. Дурылин считает, что Лермонтов в конце своего творческого пути устает от демонического начала в своей душе и приходит к написанию «чудных молитв», полных веры, надежды и любви. Среди различных тем и разработок рассматривался и вопрос о религиозности поэта и его религиозного воспитания в доме бабушки Е.А. Арсеньевой.
К концу 30-х годов ХХ века начинается многостороннее изучение поэта, а в 1981 году в «Лермонтовской энциклопедии» появляются статьи: «Религиозные мотивы», «Библейские мотивы», «Богоборческие мотивы» и «Демонизм».

Содержание

Введение.
Глава 1. Лермонтов и Библия.
Глава 2. Молитвенная лирика Лермонтова.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

изм. работа Библия и Лермонтов.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7

        Дзержинского района г. Волгограда

 

Районная учебно- исследовательская конференция для обучающихся 5-8 классов « На пути открытий»

 

 

 

 

 

 

Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:  Ковалева Ангелина

8 «Б» класс МОУ лицея № 7

Учитель русского языка и литературы: Артамонникова Лариса Николаевна, учитель первой категории

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011 

Содержание

Введение.

Глава 1. Лермонтов и Библия.

Глава 2. Молитвенная лирика Лермонтова.

Заключение   

 

 

 

 

Введение 

В истории литературной жизни России  М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление. Поэт, проживший всего 26 лет, до сих пор остается неразгаданной  и до конца не понятой личностью. При знакомстве с его творчеством возникает вопрос, откуда же берет свое начало богоборческая лирика, и каково действительное отношение Лермонтова к Богу,  к Библии?

В этих вопросах и мнение исследователей было неоднозначным. Иван Аксаков писал, что « поэзия Лермонтова – это тоска души, болеющей от своей собственной пустоты вследствие безверия и отсутствия идеалов». Литературовед Л. Семенов отмечает, что Библия помогала поэту «в минуту жизни трудную, а С.Н. Дурылин  считает,  что Лермонтов в  конце своего творческого пути устает от демонического начала в своей душе и приходит  к  написанию  «чудных  молитв», полных веры, надежды и любви. Среди различных тем и разработок рассматривался и вопрос о религиозности поэта и его религиозного воспитания  в доме  бабушки Е.А. Арсеньевой.

К концу 30-х годов ХХ века  начинается   многостороннее изучение поэта, а в 1981 году в «Лермонтовской энциклопедии» появляются статьи:  «Религиозные мотивы»,  «Библейские  мотивы», «Богоборческие мотивы»  и «Демонизм».

Таким образом, в литературоведении (лермонтоведении) вновь возникает пристальный интерес к этой проблеме,  делаются попытки исследовать вопрос,  интересующий многих. В 90-е годы вновь стали появляться статьи и заметки в журналах,  комментирующие связь Лермонтова с Библией.

Название работы – «Библейские мотивы в  творчестве  М.Ю. Лермонтова» многозначно. В Лермонтовской энциклопедии  (1981г.) дается следующее определение: «Мотив - (от французского motif - мелодия, напев) - устойчивый смысловой элемент литературного текста,  повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения)  и  литературно-художественных произведений».

Мотив может быть рассмотрен в контексте всего  творчества  одного или нескольких  писателей,  а также отдельного произведения. Мотивами стали называть и характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний. Данное определение используется и в современном лермонтоведении.

Формулировка «Библейские  мотивы»  включает  в  себя христианские,  евангельские мотивы,  потому что они  берут  свое  начало из книг Нового Завета. Библейские мотивы зачастую сочетаются в одном произведении, но воспринимаются они по-разному. Это и лирические переживания, состояния и настроения, поэтические воплощения идей о Боге, о мироздании, о человеке как образе и подобии Божием. В них дается художественное истолкование лиц и  сюжетов  из Библии. Конечно же, черты мировосприятия налагают свою печать на разработку этих мотивов каждым поэтом, но у Лермонтова в библейской теме желание понять непознанное выходит на первый план.

Цель  работы: найти в произведениях Лермонтова библейские мотивы и доказать, что они берут свое начало из Библии, а также доказать, что в их появлении немаловажную  роль сыграло религиозное воспитание поэта в доме Е.А. Арсеньевой.

Задачи: 1. Выявить основные библейские темы, образы, сюжеты, идеи и определить их место в произведениях Лермонтова.

  2.  Произвести  анализ стихотворений-молитв  поэта.

Гипотеза: на появление произведений с библейскими мотивами в творчестве М.Ю. Лермонтова серьезное влияние оказала Библия и его религиозное воспитание в доме Е.А. Арсеньевой.

Объект исследования: произведения М.Ю. Лермонтова, книги Священного писания Ветхого Завета и Нового Завета ( Библия).

Актуальность: духовно – нравственное развитие посредством знакомства с библейской литературой, которая связана с темой духовных исканий поэта.

 

 

Глава  I. Лермонтов и Библия        

Жизненно-поэтическое мышление Лермонтова, с детства соприкасавшегося с религиозно-молитвенным обиходом в доме своей бабушки  Е.А. Арсеньевой, было приобщено  к  кругу  образов «Писания» (Библии). Вся внутренняя жизнь поэта протекает как бы перед Его, которого Лермонтов именует (как сказано в книге Бытия) «создателем мира», «творцом природы», взором. Возможно поэтому в лирических стихотворениях, связанных темой духовных исканий поэта, показана эволюция мировосприятия лирического героя как путь к Богу, который создал Землю. В светлые минуты своей жизни поэт слагает дивные гимны Создателю прекрасной, величественной вселенной.

  Некоторые исследователи называют стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» иконой русской природы. Слово «икона» в переводе с греческого языка – образ, священное изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых. Икона создается для общения с Богом. Это стихотворение будто образ Божьего творения. На лермонтовской «иконе русской природы» непременные золотое поле, лес, ручей. Эти картины трогают наше сердце, потому что мы чувствуем неразрывную связь с землей и ее Творцом, который с любовью смотрит на свое творение:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

Лермонтовское « и в небесах я вижу Бога»  напоминает пророка Илью,  которому Бог явился не при вихре, не при землетрясении или в огне,  а в таинственной тишине. Лермонтов говорит о ветерке, Библия – «о веянии тихого ветра»(I кн. Царств, 19. 11-13). Можно предположить, что эти строки из Библии послужили основой в написании стихотворения.

По мнению многих исследователей, в стихотворении  «Пророк» (1841г) тоже присутствует тема из Ветхого Завета, касающаяся пророка Ильи. 

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет Предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя...

вспоминаются не только евангельские «птицы небесные», но и вороны, по повелению свыше кормившие в пустыне пророка Илью (3 кн. Царств 17:1-6). Сходство стихотворения можно найти и в книге Нового Завета : «И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая...» (Откровение 18.19)

В эпизодах библейских сказаний  можно выделить темы из Ветхого Завета, вызывавшие у поэта  лично-психологический отклик. Именно такой является строка из стихотворения «Поэт», 1838г.: «Твой стих, как божий дух, носился над толпой». В ней имеется сходство с  картиной описания сотворения мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий

носился над водою» ( Бытие, 1.2). 

Тема тревоги и необъяснимых душевных терзаний также прослеживается в стихотворениях поэта. Судьбу его нельзя назвать счастливой, возможно, поэтому он не раз говорил о жизни, как о чаше страданий:

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами;

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадает,

И все, что обольщало нас,

С завязкой исчезает;

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был - мечта,

И что она - не наша!  ( «Чаша жизни»)

Тема  «чаши  горя» также берет свое начало из Библии.  В разных ее местах можно встретить такие изречения: «Если возможно,  да минует меня  чаша  сия» (Евангелие от Марка, 14:36); «Чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и он наливает из нее.  Даже дрожжи ее будут выжимать и  пить  все  нечестивые земли» (Псалом 74.9.)

Тема скоротечности и незаметности  скупо  отмеренной человеку жизни перед лицом вечного бытия также присутствует в творчестве Лермонтова. В стихотворении «1831-го июня 11 дня» Лермонтов  перелагает слова псалма:

Есть всему конец;

Немного долголетней человек

Цветка; в сравненье с вечностью их век

Равно ничтожен...

В Псалтыре 102.15-16 написано:  «Дни человека -  как  трава;  как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.»

И все  же Лермонтов ищет выход из этой тесной ограниченности земного существования. Ищет не в сверхвременном благополучии, которое было обещано  роду  праведников («хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» - Псалом 101.18),  а в высвобождении души  из телесной оболочки и в творческом бессмертии:

В таком же духе дается эпиграф к поэме «Мцыри»: «Вкушая,  вкусих мало меда, и cе аз умираю.» Данный ветхозаветный  текст относится сегодня к числу устойчивых выражений традиционно - книжного происхождения.  Источник у поэта указан в самой общей форме,  без обозначения главы и стиха. В названной Лермонтовым 1 кн.  Царств (по древнееврейскому оригиналу - это 1 кн. Самуила) эпизод, откуда заимствуется эпиграф, читается в главе 14,  ст.22 по 45.  « И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду» (1кн. Царств 14. 29.) 

Рассчитывая на восприятие читателей, которым были хорошо известны библейские тексты, Лермонтов не только сравнивает героя своей свободолюбивой поэмы с вызывающим сочувствие образом юноши Ионафана, но, возможно, противопоставляет своего героя библейскому. Ионафану народ не дал погибнуть, юноша избежал казни за нарушение безрассудного обета. А Мцыри за невоздержную любовь к жизни и свободе  обречен к смерти. Но вместо оправдательной  интонации Ионафана: «Я  отведал...  немного меду» (там же,  43),  - у Лермонтова слышится горький упрек: «так мало» меда.

Интерес поэта  к  миру  Ветхого  Завета  роднит  его  с  Байроном (Л. Гроссман). Переложение "Еврейской мелодии" Дж.Байрона Лермонтов приближает к библейскому повествованию:

Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!

Вот арфа золотая:

Пускай персты твои, промчавшися по ней,

Пробудят в струнах звуки рая.

И если не навек надежды рок унес,

Они в груди моей проснутся,

И если есть в очах застывших капля слез -

Они растают и прольются.

Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,

Мне тягостны веселья звуки!

Я говорю тебе: я слез хочу, певец,

Иль разорвется грудь от муки...

  У английского поэта нет  упоминания о царственном сане  лирического героя, у Лермонтова – «Как мой венец, мне тягостны веселья звуки».

 Библейским источником служит  для Лермонтова  эпизод из I-ой книги Царств (16),  где повествуется о «злом духе от Господа»,  насланном за грехи на Саула, и о юном Давиде, разгонявшем игрой на арфе мрачную меланхолию царя.

Следует заметить, что в своих произведениях Лермонтов часто говорит об Ангелах, которые    немолчно славят Бога.  Замысел стихотворения «Ангел», возможно, возник в связи с воспоминанием о песне, которую Лермонтов слышал в младенчестве от матери:

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и тучи, и звезды толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Эти стихи напоминают древний Псалом:

Хвалите господа с небес;

Хвалите Его, все ангелы Его;

Хвалите Его, все воинства Его;

Хвалите Его, солнце и луна;

Хвалите Его все звезды света... (Псалом 148,1-4).  

Детские годы и религиозное воспитание в доме бабушки также наложило свой отпечаток на мировосприятие поэта, его творчество, возможно, отсюда берут свое начало следующие строки:

Ребенка милого рожденье

Приветствует мой запоздалый стих,

Да будет с ним благословенье

Всех ангелов небесных и земных!

( «Ребенка милого рожденье»,1839г)

В письмах Е.А. Арсеньевой к своему внуку также звучат  благословляющие слова: «Христос с тобою,  будь над тобою милость Божия».

Информация о работе Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова