Введение
Развитие современной культуры
имеет в своем основании вековые
традиции множества жанров, в
том числе и изобразительного
искусства.
Живопись, как одно из
направлений изобразительного искусства,
в настоящее время не теряет своей актуальности,
и во многом соответствует общественному
развитию нынешнего века. Однако, существуют
и так называемые классические стили живописи,
которые будут привлекать к себе внимание
не только художников, но и любителей прекрасного,
- романтизм как раз является одним
из них. В это собственно и состоит актуальность
данной работы.
Цель настоящего исследования
– характеристика стиля романтизм
в живописи.
Для этого необходимо
решить следующие задачи:
- Изучить историю возникновения стиля;
- Определить основные особенности романтизма;
- Рассмотреть примеры произведений данного стиля за рубежом и в России.
Структура данного реферата обусловлена
поставленными задачами. Первая часть
посвящена изучению истории возникновения
стиля, вторая определяет основные особенности
романтизма и третья рассматривает примеры
произведений данного стиля за рубежом
и в России.
- История возникновения стиля «Романтизм»
Романтизм от французского
«romantesme», а от средневекового французского
«romant» - является направлением в искусстве,
зародившимся в конце XVIII начале XIX веков
в Германии. Однако первые знаковые предпосылки
возникновения романтизма можно встретить
уже в позднем творчестве испанского художника
Ф. Гойя (1746 - 1828), отражающем протест против
национального и феодального насилия
и гнета; в романтических портретах и драматичных
картинах французских живописцев Ж.Л.
Давида, А.Ж. Гро, П.П. Прюдона.
Так, сформировавшееся изначально
в рамках общелитературных течений,
новое художественное движение
романтизм распространилось во
всех европейский и американских
странах, и достигло своего
наивысшего расцвета в первой
половине XIX века. Среди причин зарождения
романтизма принято считать художественные
поиски предромантических течений, кризис
рационализма Просвещения, немецкую классическую
философию, и конечно Великую французскую
революцию. 1
- Основные особенности стиля «Романтизм»
Возникновению и
развитию, каких либо общественных
или культурных явлений всегда
предшествуют определенные события.
Потому появление романтизма
явилось вполне оправданным отражением
внутреннего состояния социальных
настроений. В основу романтического
восприятия мира лег мучительный разлад
идеала и действительности. Знаменитая
романтическая ирония позволяла романтикам
смело сопоставлять и уравнивать высокое
и низменное, трагическое и комическое,
реальное и фантастическое. В произведениях
этого времени преобладают изображения
сильных страстей, одухотворения природы,
интерес к национальному прошлому. Мотивы
мировой скорби сочетаются в них с тягой
к воссозданию теневой стороны человеческой
души. Романтизму свойственны утверждения
личной и гражданской независимости, устремленность
к безграничной свободе, жажда совершенства
и обновления. Представители романтизма
стараются отвергнуть практицизм и рационализм,
в их творчестве преобладает чувственное
вдохновение и эмоциональные выражения.
Неудержимое чувство
свободы выражаются в отсутствии
смирения и сдержанности, руководителем
становятся сильные эмоции, порой
доходящие и до крайности.
Так, например в противовес классицизму,
романтическая школа культивировала
свободную, динамичную и живописную композицию,
изображая бурное движение и безграничность
пространства, сочетая легкую и быструю
манеру письма с контрастными, колоритными
и насыщенными цветами.
- Произведения стиля «Романтизм за рубежом и в России
Одной из самых
сильных романтической школ принято
считать прогрессивную школу Франции,
появившуюся на волне упорной борьбы с
рационализмом и официальным академическим
классицизмом под руководством живописца
новатора Т. Жерико.
Картины французских романтиков
Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», Ф.
Рюд «Марсельеза», Т. Жерико «Плот медузы»,
портрет сумасшедшей и других художников
являются олицетворением враждебной
будничной буржуазной действительности.
В Англии романтизм нашел
наибольшее отражение в картинах
Р. Бонингтона и Дж. Констебла, а также
У.Тернера, в которых особенно подчеркивались
необычные образы, свежие мысли и особенные
выразительные средства.
Среди стран, в которых
успешно распространялось романтическое
движение, Австрия и Германия
считаются самыми интересными
школами с точки зрения противоречивости
и сложности развития романтизма, поскольку
особенное внимание уделялось меланхолически-созерцательным
настроениям, мистицизму выраженным в
образно-эмоциональном строе. Это подтверждают
работы Ф.О. Рунге, К.Д. Фридриха, Л. Рихтера,
Ф.Г. Вальдмюллера.
Романтизм распространившийся
и в других странах, в основном нашел сове
отражение в пейзажах таких художников
как Дж. Иннесс и А.П. Райдер,
и изображении национальной истории
и народного быта В. Мадараса, Л. Галле,
Й. Манеса, П. Михаловского и Я. Матейко
и др.
В России романтичные картины вышли из-под
кисти многих мастеров А.О. Орловского,
О.А Кипренского, К.П. Брюллова, М.И. Лебедева,
И.К. Айвазовского и других. Однако возникновение
и формирование данного направления скорее
связано с иной культурной традицией и
исторической обстановкой. В своих произведениях
русские романтики отразили свободолюбивый
дух активных действий, темпераментного
и страстного призывания к гуманизму.
Заключение
Таким образом,
изучив особенности стиля романтизма
в живописи можно сделать следующие
выводы: данное направление в художественном
искусстве, хоть и зародилось более трех
веков назад, тем не менее, до сих пор не
теряет своей актуальности, но имеет своих
последователей и любителей. Этим еще
раз бы хотелось подчеркнуть удивительный
мир романтизма во всех его проявлениях,
в том числе в живописи, любимый многими
и не теряющий своей важности.
В процессе работы был
охарактеризован стиль романтизма в живописи,
изучена история возникновения стиля,
определены основные его особенности,
и рассмотрены примеры произведений данного
стиля за рубежом и в России.
Список литературы
- Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973
- Воротников А.А., Горшковоз О.Д., Ёркина О.А. История искусств. –
Мн: Литература, 1997.
- Габитова Р.М.. Философия романтизма. Москва., 1978 г.
- Гайм Р. Романтическая школа. / Пер. В. Неведомского. М., 1891
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., Мысль. 1966
1 Воротников А.А., Горшковоз О.Д., Ёркина
О.А. История искусств. – Мн: Литература,
1997.