Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:45, курсовая работа
Анимация, как вид экранного искусства возникшая на рубеже XIX-XX веков, осваивая новые технологии, изобразительные средства и жанры, на сегодняшний день получила глобальное распространение. Являясь синтезом коммуникативной и художественной системы, анимация объединяет в себе изобразительно-выразительный арсенал живописи, графики, скульптуры, музыки, театра и дизайна. Такое уникальное сочетание позволяет анимации играть в современном мире определяющую роль в создании виртуальной реальности, сфера которой в социокультурном пространстве информационного общества существенно расширяется (от рекламы на ТВ до компьютерных игр, от Интернета до игрового и научно - популярного кинематографа, от моделирования технологических процессов до прогнозирования вероятностных сценариев развития человечества, от обучающих программ до научного предвидения и т.д.)
Оглавление
Анимация, как
вид экранного искусства
Цель работы - определить роль документальной анимации в современной экранной культуре.
Задачи работы:
Объектом исследования является документальное анимационное кино.
Предмет исследования составляет анимационное кино, как явление культуры, существующее в историческом и социокультурном пространстве.
Анимация долгое время не являлась объектом системных теоретических исследований. Даже само понятие «анимация» до середины 60-х годов не имело точного определения. На протяжении первой половины XX века существовало достаточно много дефиниций анимации, базирующихся на рассмотрении и постулировании тех или иных признаков.
В редких сообщениях ранней кинопрессы встречается определение анимации как «трюковой фильм». Оно было заимствовано из немецкой литературы, где фильмы, снятые покадровым способом, назывались «trickfilmen» (трюковой фильм)1
Другие определения анимации были связаны с тем, что фильмы первых десятилетий были в основном рисованными. Отсюда такие названия как «графическая фильма», «динамическая графика», «рисованная фильма», а также «ожившая графика» или «ожившие рисунки» («animated drawing»), «ожившие комиксы» («animated cartoon», «cartoon scripts», «move cartoon», «pose-to-pose action») и «мультграфика». Менее распространенным было определение анимационного фильма — «световая живопись» или «светопись»2. Близкое к данному определению анимационного фильма и анимации можно встретить в английской литературе начала XX века. В этот период в Англии анимационные фильмы называли «lightning sketch», что буквально может означать «световые зарисовки» или «световые наброски»3
Долгое время под анимацией подразумевали рисованные или кукольные фильмы, снятые покадровым способом. Одна из первых трактовок понятия «анимация» в отечественном киноведении была предложена пионером советской анимации А. Бушкиным. Он пишет, что мультипликация — это «фиксирование разложенного на отдельные кадры движения — иначе говоря — кадро-съёмка». А. Птушко также определял анимацию как кадро-съёмку. «Фильмы, в которых действующие лица (люди или животные) заменены оживленными рисунками или объёмными куклами, а натуральная природа заменена рисованными пейзажами или макетами, — называются.
Определение понятия «АНИМАЦИЯ», сформулированное в ходе многолетних дискуссий, было предложено в своем окончательном варианте только в июне 1980 года. Оно было официально утверждено и внесено в устав АСИФА (Association International du Film d'Animation), в котором теперь записано: «В современном понимании анимация состоит в создании иллюзии движения путем последовательной съёмки изображений — кадр за кадром — с использованием любых материалов и технических средств»4 Но даже эта официальная формулировка не отражает в себе всей сути рассматриваемого феномена, в связи с чем до настоящего времени продолжаются дискуссии, касающиеся уточнения термина «анимация».
Сложность исследования произведений анимации обусловлена тем, что она представляет целый конгломерат различных форм, видов и направлений. Анимационное произведение по своей природе синтетично. В нём соединяются. элементы изобразительного искусства, литературы, театра, музыки, актерского мастерства. Множественность выразительных средств, их неожиданные и необычные сочетания рождают разнообразные синтетические формы анимационного произведения.
В последние годы в связи с изменением функции и роли анимации в социокультурном пространстве искусствоведение начинает уделять всё более пристальное внимание её исследованию: сквозь призму новых теоретических концепций философии и искусствознания осмысливаются закономерности этого искусства, рассматриваются тенденции его развития, классифицируются его новые формы.5
В момент зарождения анимация была дохудожественным феноменом культуры — феноменом оживающего рисунка. Последующий процесс её развития привел к тому, что она стала одним из видов аудиовизуальных искусств. Развитие анимации происходило вследствие интеграции опыта науки и разнообразных зрелищных форм. Благодаря наследованию целые комплексы признаков, присущих «театрам изображений», заимствовались и адаптировались анимацией. Новые формы и модели анимации возникали из соприкосновения с формами «театров изображений».
На заре своего появления анимация существовала как форма других, уже утвердившихся искусств, обладающих собственной художественной системой. Поэтому первые ленты воспринимались как специфические театральные или эстрадные формы (оптические номера, рисованные иллюзионы, световые скетчи) или как новые формы изобразительного искусства (светопись, динамическая графика, ожившие комиксы), а несколько позже как формы музыкального искусства (визуальная музыка, оптическая музыка).
Общность истоков
способствовала формированию во многом
идентичных процессов, происходящих в
различных аниматографиях. Это нашло
отражение как в возникновении
одних и тех же форм и моделей
на самом раннем этапе развития,
так и в принципах
Проблема изучения средств анимационной выразительности поднималась исследователями каждый раз, когда анимационное искусство совершало переход на новый технологический уровень, открывающий новые художественные возможности. Изучением таких особенностей, с точки зрения художественного анимационного языка, занимались в разное время С. Асенин, Ю. Норштейн, Ф. Хитрук , С. Эйзенштейн. Очередной этап эволюции наступил относительно недавно, он был обусловлен внедрением в анимацию компьютерных технологий. В работах Н. Кривули, А. Орлова, Г. Смолянова, С. Солтани изучается влияние компьютера на анимационное искусство, появление новых образных средств и стилистических решений, трансформация уже существующих. Поскольку для анимации такие факторы как технологии, способы финансирования и потребности аудитории, как правило, оказывались определяющими, то именно их изучение продуктивно для понимания художественных особенностей современной анимации и дальнейших направлений развития.
За последние двадцать лет искусство анимации значительно изменило свой статус. До конца 1980-х годов большинство выпускаемой анимационной продукции предназначалось для детской аудитории, лишь небольшой процент создавался для закрытых показов или фестивалей, т.е. были рассчитаны на взрослого зрителя. Однако, после успеха таких анимационных сериалов как «Флинстоуны» и «Симпсоны», стало очевидно, что анимация, которую могут смотреть зрители всех возрастов, гораздо более востребована и прибыльна, нежели только детская. Так, например, сборы «Шрека 4» составили 750 миллионов, а «Истории Игрушек 3»– свыше миллиарда долларов по всему миру.
Объясняя возросшую популярность анимации, Р. Мантов использовал появившийся еще в 1970-е оды термин «эскапистское кино». В своей диссертации «Виды эскапизма и современное искусство» Мантов утверждает, что экранное искусство в целом, и в том числе жанр анимационного кино, подстроившись под интересы самых разных слоев населения и возрастных групп, стали самым совершенным способом переключением внимания с окружающей действительности на фантастические миры анимационных пространств.
Однако странно
было бы считать в целом
позитивное и яркое искусство
анимации только лишь способом
переключения уставшего
Современное состояние анимационных образных средств во многом обусловлено ярко выраженным дуализмом развития данного жанра. С одной стороны, все анимационные произведения, показываемые на экранах кинотеатров или на телевидении, являются коммерческими продуктами, рассчитанными на привлечение зрителей любыми возможными способами: от технических новшеств (таких, как 3D, стереоскопическое изображение, пространственное звучание) до поиска прибыльных художественных средств и сюжетных решений, вплоть до «запрещенных» для анимации приемов» – нецензурной лексики, насилия и сцен сексуального содержания. С другой стороны, благодаря развитию сети Интернет, наблюдается тенденция к появлению значительного числа новых анимационных произведений со смелыми, свежими, неожиданными решениями, новой художественной образностью, переосмыслением физической реальности. Такие ролики во многом способствуют видоизменению коммерческой анимации, которая, перенимая их успешные наработки, совершенствуется.
Для того чтобы анимационный фильм стал кассовым, среди прочих важным фактором будет его понятность для аудитории, а это зачастую влечет за собой упрощение сюжета и выразительно-образных средств. Такие анимационные фильмы становятся более ценными с финансовой точки зрения, но «дешевеют» с точки зрения художественной.
Даже в нашей стране разговоры о том, что у компьютерной анимации «нет будущего», закончились после того, как в 2009 г. Юрий Норштейн присудил награду «За лучший мультипликат» сериалу «Маша и медведь», созданному в жанре 3D-анимации. Анимационные картины, выполненные в «классических» жанрах уже преподносятся зрителю как нечто особенное, как «эксклюзив»: «Принцесса и Лягушка» позиционировался как последний опыт работы в традиционной «диснеевской» рисованной стилистике, «Бесподобный Мистер Фокс» – как возвращение к уникальным традициям кукольной анимации.
Период «визуального аттракциона» в анимации, по мнению А. Орлова, подошел к концу7 Рейтинги многих успешных аниматографий показывают, что важна не сама технология – гораздо важнее история, место действия, повороты сюжета, игра персонажей и актеров, которые дают жизнь этим персонажам, отношения и эмоции.
Факты говорят о том, что
анимационное искусство в целом
несколько видоизменится в