Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 02:51, реферат
Представления о свойствах и закономерностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают конкретные науки, изучающие определенные области явлений и процессов природы. Поскольку природа есть нечто единое целое, постольку и знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять собой определенную систему. Такую общую совокупность научных знаний о природе издавна называют учением о природе или естествознанием.
1.Введение
2. Научная картина мира, понятие, структура, функции
3. Понятие и структура научной картины мира
4. Современная научная картина мира и ее отличие от ненаучных картин мира
5. Взаимосвязь общей научной и естественнонаучной картин мира
6. Функциональность научной картины мира
7. Список литературы
Реферат по дисциплине:
«Концепции современного естествознания»
Научная картина мира, понятие, структура, функции.
Корпускулярно – волновой дуализм. Его сущность
Содержание
 
1.Введение
2. Научная картина мира, понятие, структура, функции
3. Понятие и структура научной картины мира
4. Современная научная картина мира и ее отличие от ненаучных картин мира
5. Взаимосвязь общей научной и естественнонаучной картин мира
6. Функциональность научной картины мира
7. Список литературы
 
Введение
 
Представления о свойствах и закономерностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают конкретные науки, изучающие определенные области явлений и процессов природы. Поскольку природа есть нечто единое целое, постольку и знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять собой определенную систему. Такую общую совокупность научных знаний о природе издавна называют учением о природе или естествознанием.
Раньше в естествознание входили все сравнительно немногочисленные знания, которые были известны о природе, но уже с эпохи Возрождения возникают и обособляются отдельные его отрасли и дисциплины, т.е. начинается процесс дифференциации естественнонаучного знания. Ясно, что не все знания являются одинаково важными для понимания природы.
Чтобы подчеркнуть фундаментальный 
характер основных и важнейших знаний 
о природе, ученые ввели понятие 
естественнонаучной картины мира. Сам 
термин «картина мира» указывает 
на то, что речь здесь идет не о 
части или фрагменте мира, а 
о целостной концепции природы. 
Как правило, в формировании такой 
картины природы наибольшее значение 
приобретают фундаментальные 
С течением времени ученые 
открывают различные явления 
и устанавливают закономерности 
этих явлений, с последующим выводом 
теории и доказательством ее на практике 
опытным путем. В данной работе в 
третьем разделе мы рассмотрим одно 
из таких явлений отрытых сначала 
гипотетически французским 
 
2. Научная картина мира
 
2.1 Понятие и структура научной картины мира
 
Научная картина мира — 
это целостная система 
Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.
В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента — понятийный и чувственно-образный. Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция и др.).
Чувственно-образный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и др.).
 
2.2 Современная научная картина мира и ее отличие от ненаучных картин мира.
 
Основой современной научной 
картины мира являются фундаментальные 
знания, полученные, прежде всего, в 
области физики. Однако в последние 
десятилетия прошлого века все больше 
утверждалось мнение, что в современной 
научной картине мира лидирующее 
положение занимает биология. Это 
выражается в усилении влияния, которое 
оказывает биологическое знание 
на содержание научной картины мира. 
Идеи биологии постепенно приобретают 
универсальный характер и становятся 
фундаментальными принципами других наук. 
В частности, в современной науке 
такой универсальной идеей 
Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.
 
2.3 Взаимосвязь 
общей научной и 
 
Важнейшие концепции естествознания 
служат основой научных представлений 
об общей картине природы, поскольку 
в них формулируются 
Основой картины природы 
и мира в целом служили 
Однако без учета результатов 
исследования экономических, социальных 
и гуманитарных наук наши знания о 
мире в целом будут заведомо неполными 
и ограниченными. Человек не только 
природное существо, он теснейшими 
узами связан с обществом, в котором 
протекает вся его 
2.4 Преимущество 
и функциональность научной 
 
Преимущество научной 
картины мира, благодаря которому 
она вытеснит все прежние картины, 
состоит в ее «единстве — единстве 
по отношению ко всем исследователям, 
всем народностям, всем культурам». Следовательно, 
она имеет объективный 
Разумеется, без творческой деятельности ученого, его воображения и интуиции, невозможно создание картины мира, но в окончательном виде эта картина не должна содержать каких-либо ссылок на индивидуальные особенности исследователя. Именно поэтому есть возможность ее использования учеными разных народов и культур.
Картина мира у любого человека 
слишком индивидуальна, поскольку 
она основана на собственном опыте, 
личных впечатлениях и ощущениях. Наука 
стремится найти объективные, не 
зависящие от индивидуального субъекта 
закономерности природы. Поэтому в 
науке приходится абстрагироваться 
от личных ощущений и представлений 
и построить такую систему 
знаний о природе, с которой мог 
бы согласиться каждый исследователь. 
Ясно, что не всякая система знаний 
представляет собой картину природы. 
Для этого необходимо, во-первых, 
чтобы эта система отображала 
наиболее фундаментальные свойства 
и закономерности природы; во-вторых, 
все такие свойства должны рассматриваться 
в рамках единой, целостной картины, 
так как никакой отдельный 
фундаментальный закон 
В процессе эволюции и прогресса научного познания происходит смена старых понятий новыми понятиями, менее общих теорий более общими и фундаментальными теориями. А это со временем неизбежно приводит к смене научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания. Старая картина мира не отбрасывается целиком, а продолжает сохранять свое значение, уточняются только границы ее применимости. Электромагнитная картина мира не отвергла механистическую картину мира, а уточнила область ее применения. Аналогично этому квантово-релятивистская картина не отбросила электромагнитную картину, а указала пределы ее применимости.
По мере развития науки и практики в научную картину мира будут вноситься изменения, исправления и улучшения, но эта картина никогда не обретет характера абсолютной истины.
3. Корпускулярно 
– волновой дуализм. Его 
 
3.1 Необычные свойства 
микрообъектов. Гипотеза де 
 
В природе микрообъекты имеют необычные свойства, которые проявляются посредством экспериментов. Так учеными было установлено, что микрообъекты в одних опытах обнаруживают себя как материальные частицы, или корпускулы, в других — как волны.
Новый радикальный шаг 
в развитии физики был связан именно 
с распространением корпускулярно-волнового 
дуализма на мельчайшие частицы вещества 
— электроны, протоны, нейтроны и 
другие микрообъекты. В классической 
физике вещество всегда считалось состоящим 
из частиц, и потому волновые свойства 
казались явно чуждыми ему. Тем удивительнее 
оказалось обнаружение 
Первым гипотезу о наличии 
волновых свойств у микрочастиц 
материи высказал в 1924 г. известный 
французский ученый Л. де Бройль. По-видимому, 
он руководствовался при этом интуитивной 
идеей о симметрии между 
Гипотеза де Бройля состояла в следующем:
Каждой материальной частице 
независимо от ее природы следует 
поставить в соответствие волну, 
длина которой обратно 
 
 
где — длина волны,
р — импульс частицы, равный произведению ее массы на скорость: р =mv,
h — постоянная Планка.
 
3.2 Доказательство гипотезы де Бройля, сущность явления
 
Экспериментально эта гипотеза была подтверждена в 1927 г. американскими физиками К. Дэвиссоном и Л. Джермером, впервые обнаружившими явление дифракции электронов на кристалле никеля. Как мы уже знаем, явление дифракции свидетельствует о типично волновом характере явления. Впоследствии такая же дифракционная картина была обнаружена у протонов, нейтронов и других элементарных частиц при прохождении ими через дифракционную решетку.
Таким образом, было установлено, что как фотоны, т.е. кванты света, так и вещественные частицы, такие, как электрон, протон, нейтрон и другие, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Это принципиально новое явление, названное впоследствии дуализмом волны и частицы, совершенно не укладывалось в рамки классической физики. Действительно, раньше считали, что объекты ее изучения могли обладать либо корпускулярными, либо волновыми свойствами. В отличие от этого микрообъекты, имеющие квантовый характер, обладают одновременно как корпускулярными, так и волновыми свойствами. Например, в одних экспериментальных условиях электрон обнаруживает типично корпускулярные свойства, а в других — волновые свойства, так что его можно было назвать как частицей, так и волной. Тот факт, что поток электронов представляет собой поток мельчайших частиц вещества, знали и раньше, но то, что этот поток обнаруживает волновые свойства, образуя типичные явления интерференции и дифракции, подобно волнам света, звука или жидкости, оказалось полной неожиданностью для физиков.