Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 01:03, творческая работа
Цель естествознания – описать и объяснить объект и явления вне зависимости от общественно-исторических факторов, выразив знание с позиций вневременных принципов бытия, описав их не только качественно, но и количественно. Гуманитарные науки пытаются понять свой объект познания, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и отношения к нему. В проблеме, поставленной Ч. Сноу, можно выделить два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, а второй проблемой единства науки .
Естественнонаучная и 
Подготовили:
Малинина Юлия
Питунова Ирина
Эб01/1302
Рассмотрим различия 
двух культур (естественнонаучной и 
гуманитарной) и сходства между ними.  
Между естественным и гуманитарным познанием 
существуют немалые различия. Первое ориентировано 
на повторяющееся, общее, универсальное, 
а гуманитарное – на специальное, конкретное, 
неповторимое.   
Цель естествознания 
– описать и объяснить объект 
и явления вне зависимости 
от общественно-исторических факторов, 
выразив  знание с позиций вневременных 
принципов бытия, описав их не только 
качественно, но и количественно. Гуманитарные 
науки пытаются понять свой объект 
познания, найти способы конкретно-
Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира не исключают друг друга. По мнению Е.Л. Фейнберга ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, а значит, обладать тонким художественным вкусом. Более того, само научное творчество выступает для него как некий вид искусства.
Второй аспект данной 
проблемы связан с единством науки. 
Наука в целом – это 
По словам В.Н. Лавриненко 
к взаимопониманию между 
Почему, например, конфронтация естественнонаучной 
и гуманитарной культур обострилась именно 
в XX в., причем во второй его половине? 
Во всем, что делает 
человек, ему нужно отчетливо 
видеть, прежде всего, смыслы и ценности, 
проясняющие смысл бытия 
Впервые проблема различия «наук о природе» и «наук о духе» была поставлена во второй половине XX в. таким философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и «философией жизни» (Вильгельм Дильтей).
Объяснение – 
понимание. 
 Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, 
чуждое.
Генерализация – 
индивидуализация. Другим существенным 
основанием для выделения специфики 
наук о природе и наук о духе 
являются особенности методов 
Антропоцентризм. Признание ценностной природы гуманитарного знания имеет и ряд других важных следствий для проблемы различия гуманитарных и естественных наук.
Идеологическая нейтральность – нагруженность. Еще одним важным следствием ценностной деформации научного знания является его идеологическая нагруженность.
В естествознании картина 
иная. Его объект – мир природы, 
- по счастью, не является полем столкновения 
противоречивых общественных интересов; 
и его конечные выводы практически 
не затрагивают интересы конкурирующих 
социальных групп. Поэтому естественные 
науки идеологически 
Субъектно-объектное 
отношение. Различия в объекте познания 
(мир природы и мир человека) 
являются, конечно, главным основанием 
выделения специфики 
Устойчивость – подвижность объекта. 
Наверное, заслуживает упоминания и разница 
в степени устойчивости природных и социальных 
объектов. Изучение первых – дело необычайно 
благодарное
Постоянство же объектов 
социальных иное. Их динамика вполне сопоставима 
с протяженностью жизни отдельного 
человека. Среднее и старшее поколения 
нынешних россиян, например, с некоторым 
изумлением констатируют, что они 
живут совсем в другой стране по 
сравнению с той, в кото-рой 
прошла их молодость. 
Таким образом, обособление гуманитарных 
и естественных наук не случайно. Основания 
их специфики глубоки и разнообразны.  
Итак, гуманитарные 
и естественные науки, а также 
формирующиеся на их основе типы культур 
разделены весьма фундаментально. Таким 
образом, культура объединяет два мира: 
природу и общество. Основой этого 
объединения становится человек 
как субъект деятельности в процессе 
познания, преобразования, ценностной 
ориентации, общения, в которых он 
развивает себя как личность.  
Учитывая все выше описанное можно заключить, 
что прежде чем изучать отдельные вопросы 
по физике в рамках естественнонаучной 
картины мира, необходимо показать студентам 
взаимосвязь двух культур, их «дуальность». 
Это понятие составляет методологическую 
основу культуры вообще, естественнонаучной 
и гуманитарной в частности. Выделенные 
признаки дуальности позволяют рассматривать 
основные вопросы физики, составляющие 
базис естественнонаучной картины мира 
с новых позиций - мировоззренческих. 
Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их сходство и различие