«Оттепель» и духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:41, реферат

Краткое описание

К концу жизни «вождя времён и народов» необходимость перемен осознавали даже наиболее ортодоксальные его приверженцы и соратники. Перед властью стояла задача – реформировать систему, созданную Сталиным; отказаться от массового террора как средства её сохранения; внести коррективы в экономическую и социальную политику, сделав ставку на экономические стимулы к труду. Для изменения имиджа системы следовало подвергнуть критике её наиболее одиозные проявления. Издержки, ошибки. Преступления прошлых лет проще было списать на Сталина, дистанцироваться от него и его деяний. Даже частичная демократизация общества была невозможна без ослабления жёсткого партийного контроля за духовной сферой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

Перепитии борьбы и политика реформ. ……………………………………………………..4

Наука и образование…………………………………………………………………………...7

«Оттепель» и духовная жизнь общества……………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………………...17

Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Оттепель и её влияние на духовную жизнь общества.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                           Гуманитарно-педагогический факультет

Кафедра истории и политологии

Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

 РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Духовная  и культурная жизнь в период «оттепели».

Научный руководитель                                                 к.и.н., доцент кафедры ИиП                                                                         Т. М. Королева

Выполнил                                                                      И.Д.Почитаева

Студент группы ПО-13                                 

Братск 2013

Содержание.

       Введение……………………………………………………………………………………………3

 

  1. Перепитии борьбы и политика реформ.  ……………………………………………………..4

 

  1.  Наука и образование…………………………………………………………………………...7

 

  1. «Оттепель» и духовная жизнь общества……………………………………………………..10

 

       Заключение………………………………………………………………………………………...17

      

       Список литературы………………………………………………………………………………..18

 

Введение.

Данная работа рассматривает  проблемы развития экономической и духовной жизни общества во времена хрущевской оттепели. Выбранная тема, не смотря на достаточную «заезженность» и довольно спекулятивного её использования в постперестроечные времена, очень интересна и привлекает в первую очередь небывалым, противоречивым, иногда даже взаимоисключающим рядом исторических событий и катаклизмов на небольшом и замкнутном отрезке исторического временного процесса. Именно такая последовательность событий определила дальнейшее направление развития уклада человеческого общества, живущего на территории ныне называемой СНГ.

До самого начала 50-х годов режим, созданный Сталиным и его ближайшим окружением, который с полным основанием можно назвать тоталитарным, переживал период своего расцвета. Успешно решались задачи индустриального развития страны. Советский Союз выстоял и победил в кровопролитной войне, за короткий срок советский народ сумел быстрыми темпами восстановить разрушенное войной хозяйство. В этом смысле модель развития общества, носящая "мобилизационный" характер, дала вполне определенный положительный результат, если, правда, не забывать заплаченную за это цену. Но эта модель общества, созданная и функционировавшая в труднейший период развития Советской власти 20-х - конца 40-х годов, не могла существовать в неизменном виде слишком долго, так как абсолютно подрывала все физические, творческие и идеологические силы и способности населения.

К началу 50-х годов она себя почти  полностью исчерпала. Сам "вождь" начал осознавать то, что созданная  им тоталитарная модель общества изжила себя. С этим связаны, в частности, с первого взгляда неявные попытки модернизации после XIX съезда партии хотя бы верхушечной области партийного руководства. Совершенно очевидно, что о смене этой еще пока четко работавшей системы при жизни Сталина никто помышлять не мог.

К концу жизни «вождя времён и народов» необходимость перемен осознавали даже наиболее ортодоксальные его приверженцы и соратники. Перед властью стояла задача – реформировать систему, созданную Сталиным; отказаться от массового террора как средства её сохранения; внести коррективы в экономическую и социальную политику, сделав ставку на экономические стимулы к труду. Для изменения имиджа системы следовало подвергнуть  критике её наиболее одиозные проявления. Издержки, ошибки. Преступления прошлых лет проще было списать на Сталина, дистанцироваться от него и его деяний. Даже частичная демократизация общества была невозможна без ослабления жёсткого партийного контроля за духовной сферой.

Таким образом, смерть Сталина открыла  новый период в истории страны, отличительной чертой которого была либерализация режима.

 

 

1. Перипетии борьбы за власть и политика реформ.

Еще до ХХ съезда КПСС руководство предприняло шаги по разоблачению преступлений сталинского периода. К марту 1953 г. в тюрьмах и лагерях находилось 10 млн. заключенных. Амнистия от 27 марта 1953 г. освободила 1,2 млн. Было прекращено сфабрикованное «дело врачей». В 1954 г. реабилитированы жертвы «ленинградского дела», в ноябре 1955 г. - Еврейского антифашистского комитета. Были освобождены и реабилитированы арестованные после войны военачальники, положено начало пересмотру политических обвинений 30-х гг. Всего до начала 1956 г. только военной коллегией Верховного суда СССР реабилитированы 7679 человек. Из тюрем и лагерей вышли десятки тысяч человек. В основе работы по реабилитации лежали не только личное мужество постсталинского руководства, но и трезвый политический расчет. Критика некоего «культа личности» без указания самой этой личности в условиях возвращения сотен тысяч заключенных к нормальной жизни, наряду с нарастанием процессов демократизации, создавала предпосылки для компрометации не только лидеров, стоявших у власти в 30-40-е гг., но и самого политического режима. Поэтому, по мнению Хрущева, критика сталинских преступлений должна была исходить от высшего партийного руководства. Вспоминая о необходимости своего выбора в 1956 г., Хрущев признавал, что «эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие. И это было бы гибелью для руководства, которое не прислушалось к велению времени». Именно это в большей степени и объясняет выступление Хрущева с докладом «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.). В нем приводились многочисленные примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью конкретных личностей. Доклад не только не ставил вопрос о существовании самой тоталитарной системы, но и создавал иллюзию в том, что достаточно лишь осудить эти извращения и искоренить их и путь к коммунизму будет открыт.

Доклад не был тогда опубликован, а лишь зачитывался на партийных и комсомольских собраниях с соответствующими комментариями партийных работников. Критика «культа личности» Сталина, по идее ее инициаторов, с самого начала должна была иметь определенные рамки, обозначенные в опубликованном летом 1956 г. постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий». В нем отмечалось, что, не смотря на все принесенное зло «культ личности» Сталина «не изменил природу» социализма и не увел общество «в сторону от правильного пути развития к коммунизму». Все эти «негативные явления» объявлялись преодоленными благодаря решительности и настойчивости «ленинского ядра руководителей» КПСС. Тем самым практически был снят вопрос о политической ответственности за многочисленные жертвы и извращения «ленинского курса» сподвижников Сталина, находившихся к моменту ХХ съезда на ключевых постах в руководстве партии и страны. Вина за репрессии возлагалась Хрущевым исключительно на Сталина, да еще на Берию и Ежова. Хрущев так и не смог или не пожелал понять, что истоки сталинских преступлений коренятся в самой существующей системе, что они имели место и до Сталина.

Тем не менее ХХ съезд КПСС вслед за реабилитацией репрессированных при Сталине партийных и государственных деятелей положил начало широкой массовой реабилитации миллионов простых советских людей и целых народов. Объявленный после смерти Сталина курс на демократизацию жизни общества, не смотря на свою относительность, получил дальнейшее развитие после ХХ съезда КПСС. Были расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил национальную государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов. В 1957 г. началась ликвидация отраслевых министерств и создания на местах территориальных советов народного хозяйства, что способствовало укреплению позиций региональной номенклатуры. Тогда же было принято постановление ЦК КПСС об улучшении деятельности Советов, усилении их связи с массами. Не меняя их подчиненного положения по отношению к партийным органам, ЦК рекомендовал меньше опекать их, расширять права в хозяйственной деятельности, организации жилищного, культурно-бытового, дорожного строительства. В 1957 г. произошла реорганизация ВЦСПС, были расширены права первичных профсоюзных организаций, сокращен штатный аппарат. Аналогичные процессы происходили в комсомоле.

 Внеочередной ХХI съезд КПСС (январь- февраль 1959 г.) сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявил о начале развернутого строительства коммунизма. Семилетний план рассматривался как важный шаг на пути создания материально-технической базы коммунизма

На очередном, ХХII съезде правящей партии (октябрь 1961 г.) была принята и новая программа КПСС – «программа строительства коммунизма», давшая теоретическое обоснование и наметившая конкретные этапы построения в СССР коммунизма к 1980 г. Для этого предстояло решить следующие задачи: построить материально-техническую базу коммунизма (в основном обеспечив первое место в мире по производству продукции на душу населения и самый высокий в мире жизненный уровень); перейти к коммунистическому самоуправлению; сформировать нового, всесторонне развитого человека. Тогда же были предприняты шаги по перестройке самой партии. Впервые за долгие годы в новый Устав КПСС, принятый на ХХII съезде, были внесены положения: о возможности проведения внутрипартийных дискуссий; о ротации партийных кадров в центре и на местах; о расширении прав местных партийных органов; о недопустимости подмены партийными организациями государственных органов и общественных формирований. Особо был подчеркнут пункт о выдвижении руководящих кадров исключительно на основе их деловых качеств.

Подчеркивалась необходимость того, чтобы «аппарат партийных органов сокращался, а ряды партийного актива увеличивались». Все эти мероприятия, в случае их реализации, во многом способствовали бы изменению облика ведущей политической силы общества, различных ее звеньев, повышению ее открытости, деловитости, боеспособности в рамках сохраняющейся незыблемой политической системы. Тем не менее они не затрагивали самих основ и принципов существования КПСС. Однако даже эти робкие, часто непоследовательные шаги Хрущева вызывали тревогу и опасения у тех, чьи интересы оказались задеты в результате реформ. Против них активно выступал партийный аппарат (не только вернувший свои позиции после падения Берии, но и еще более укрепивший их при Хрущеве), не боявшийся уже остановленной репрессивной машины и желавший стабильности своего положения. Его интересам никак не отвечала введенная ХХII съездом система обновления партийных кадров и перевод на общественные начала больших участков партийной работы. К ним примыкали представители госаппарата, влияние которого ослабло с упразднением отраслевых министерств. Серьезное недовольство значительным сокращением армии высказывали военные. Росло разочарование у интеллигенции, не принимавшей «дозированной демократии». Усталость от шумных политических кампаний ощущали  
трудящиеся как в городе, так и на селе. Их жизнь в начале 60-х гг. после  
некоторого улучшения вновь стала хуже. Все это в итоге привело к тому, что в  
октябре 1964 г., без особых усилий и противодействий кого бы то ни было, вполне  
демократическим путем Хрущев был обвинен в «волюнтаризме и субъективизме»,  
отстранен от руководства партией и страной и отправлен на пенсию. Первым  
секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. - Генеральным секретарем) был избран Л. И.  
Брежнев, Председателем Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин. Таким  
образом, в результате многочисленных преобразований 1953 - 1964 гг. тоталитарный политический режим лишь дал трещину и продолжал свое существование в слегка подретушированном виде.

 

2. Наука и образование.

Партийные директивы, ориентировавшие  на развитие научно-технического  
прогресса, безусловно стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе А Н СССР за 1956-1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам. К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957 г.); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1967 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12апреля 1961 г.); выход на трассы первого реактивного пассажирского лайнера - ТУ-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета»)  
и т. д. Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался  
интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только  
крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Даже космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия. Таким образом, научно- технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США. Сложившаяся в 30-е гг. образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере. Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно сотни тысяч новых рабочих для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий. С 1956 г. стали традицией «общественные призывы» молодежи для работы на новостройках. Однако отсутствие элементарных условий быта, засилье ручного труда делали очень высокой текучесть молодых кадров. Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования.

В декабре 1958 г. был принят закон  о новой его структуре, согласно которому вместо существовавшей семилетки была создана обязательная восьмилетняя  
политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо  
школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы,  
работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую  
общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж. Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята.  
 Однако для руководителей предприятий это создавало новые проблемы с еще большей текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих. Почти ничего не дала и провозглашенная реформой идея производственного обучения в школе. Например, в Ярославской области к 1963 г. по специальности, приобретенной в школе, работало не более 15 % выпускников. Появилась и стала устойчивой тенденция роста преступности среди несовершеннолетних. Не оправдала надежд и система подготовки инженерно- технических кадров на заочных и вечерних отделениях вузов. Вместе с тем вполне положительно зарекомендовали себя заводы-втузы, созданные на базе крупнейших предприятий. Однако они не могли изменить общей ситуации в системе образования. В августе 1964 г., не отвергая в целом курс на сближение школы с жизнью, ЦК КПСС и правительство приняли решение о восстановлении в средней школе двухлетнего срока обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилетней.

Информация о работе «Оттепель» и духовная жизнь общества