Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Включение шрифта в изобразительную композицию - очень частая и совсем непростая задача. Ведь шрифт - это очень своеобразное искусство. Во-первых, он носит условный, знаковый, а не изобразительный характер. Во-вторых, шрифтовая композиция не только рассматривается целиком, но и читается в определенном порядке, строка за строкой, сверху вниз и слева направо. Любая надпись имеет определенную динамику и последовательность, развернута не только в пространстве, но и, если так можно выразиться, во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика преподавания ИЗО.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Методика преподавания ИЗО. 
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.

Приоритетной целью худ.обр. в школе явл. духовно-нравств. Развитие ребенка,т.е. формирование у него качеств, отвеч. представлениям об истинной человечности., о доброте и культурной полноценности в воспр.мира. Культуросоздающая задача состоит также в воспритании гражданственности и патриотизма. Эта задача не должна ограничивать связи с мировыми процессами. Основными задачами препод.изо явл: -овладение учащ-ся знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в обл.декор-прикл.искусства,лепки,аппликации.; -развитие у детей изобр.способйнотей,художественного вкуса, творческого воображения,пространственного мышления,эстет.чувства и понимания прекрасного,восприятание интереса и любви к иск. 
Цели и задачи предмета «Технол. И методики обучения ИЗО»

Цель дисциплины-формировать проф.знания,умения по худ.воспританию школьникоы. 
Освоение способов (методов) конструирования и моделирования ситуации познавательной и художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе и различных формах дополнительного образования; 
Самоопределение в области педагогики искусства в условиях многообразия и вариативности программ и технологий художественного образования; 
Актуализация и развитие собственных педагогических способностей и компетенций в проектировании индивидуальной стратегии будущей профессиональной педагогической деятельности и ресурсов для их осуществления. 
Реализация заявленных целей возможно на основе решения следующих задач: 
Изучения ГОС в области преподавания изобразительного искусства (ДОУ, ДОД, МОУ, ВУЗ, УСПО, СПО и т.д.);-формирование знаний, умений и навыков в преподавании изобразительного искусства;-формирования умения отбирать содержание для учебного курса, составлять учебно-тематическое планирование, составлять планы-конспекты уроков (учебных занятий), составлять рабочую программу учебного курса (факультатив, спецкурс, кружок, элективный курс);-формирования умения комплектования учебно-методической базы курса;-изучение различных форм работы в области изобразительного искусства и использование оптимальных форм проведения занятий;-изучение современных средств обучения, в том числе и электронных;-применение современных педагогических технологий;-формирование умения анализировать и оценивать продукты детского и художественного творчества;-развитие педагогических и психологических умений работать в разновозрастных группах обучающихся;-развитие творческого мышления и художественных способностей студентов, расширение их мировоззрения и знаний особенностей культуры своего региона, страны. 
 

Программы по изобр.иск. в общеобраз.школе. кузин, неменский.

Во всех программах по ИЗО представлены прикладные задачи,связ. С формир. Худ.способностей,умений и навыков худ-творч.деят. Разница очевидна в концептуальных подходах к предметам искусства.  
Программа Неменского» Изобр.искусство и худ.тред 1-9 кл». Программа явл.интегративным курсом,включ. В себя синтез изо и худ.труда.Оптимальный вариант ее реализации происх.при 2 уч.часах в неделю. Основными концепциями и задачами явл.след.: -формир. худ.культуры как неотъемл.части духовной;- формы выражения своего отношения,основ.на освоении опыта худ.культуры;-обеспечение поступательного худ.развития ребенка;-развитие навыков восприятия произвед.искусства и овладение образным языком иск-ва.;-развитие худ.-ообьразного мышления на основе творческой деят-ности./ Основные виды деятельности:-изображение на плоскости и в объеме;-декоративная и конструктивная работу;-лепка;-аппликация;-объемного-пространственное моделирование;-изучение худ.наследия;-подбор иллюстративного материала. 
По мнению Неменского,наиболее эффективным путем в освоении худ.-творч.деят., явл.путь ,при котором у человека развив.эмоционально-образная сфера познания. 
 Программа Кузина «Изобразительное иск-во 1-9 кл». Основная теоретическая и метод.база обучения-классическая школа реализма,рисования с натуры. Программа рассчитана на 1 ч.в неделю. Основные концепции и задачи: -формир.духовной культуры личности;-овладение знаниями элементарных основ реалистического рис.,формир.навыков рисования с натуры,по памяти.;-развитие у детей изобраз.способнотей,худ.вкуса,творческого воображения. Основные виды еятельности: -рисование с натуры;-рисов.на темы и иллюстрирование;-декор.работа;-лепка;-аппликация;-беседы об изобр.иск. 
Помимо этих двух программ существуют также программы: Шпикаловой (взаимосвязь классического и народного иск-ва), Юсова (основана на идее интеграции искусств и похихудожественное развтитие школьника),программа кубышкиной для малокомплектных сельский школ. 
 Программа по ИЗО для сельских малокомплектных школ. 

Сельские школы, как правило характерны отсутствием параллельных классов, или отсутствием набора в какой либо класс. В связи с этим многие занятия объединяют различный возраст учеников из разных классов. Для таких школ разработана программа обучения Кузина и Кубышкиной. Основная специфика данной программы заключается в ее упрощенности. В начальных классах планирование учебного материала дается не по основным видам учебной деятельности, а по тематике уроков на весь учебный год. Это позволяет определить взаимосвязь и последовательность всех видов работ учащихся на уроке. Однотемность уроков способствует повышению эффективности обучения учащихся, рациональному использованию времени на уроке. Особый упор делается на рисование с натуры в связи с отсутствием музеев, дефицитом литературы и наглядных пособий. В большинстве случаев объект изображения во всех классах одинаков, но учебно – воспитательные задачи в каждом конкретном классе различны. Например рисование с натуры осенних листьев. 1-й класс рисует листья простой формы, 2-й класс – более сложной, 3-й – еще более сложной, 4-й – ветку листьев. Декоративная работа, например расписная матрешка: 1-й класс – платок (узор в квадрате), 2-й класс – сарафан, 3-й – матрешка, 4-й – ярмарка матрешек. Рекомендуется в учебном процессе организовывать выставки, музеи промыслов, как средство эстетического воспитания рекомендуется использовать живую природу 
Кузин и Кубышкина – разработали учебник по ИЗО, переработанный в соответствии с современными общеобразовательными стандартами и программой по ИЗО для четырехлетней начальной школы. Первая часть учебника называется «Учимся рисовать» - посвящена практической стороне обучения школьников, основам ИЗО грамоты, рисования с натуры, тематическое рисование, живопись, композиция, лепка, декоративная работа, аппликация. Вторая часть «Волшебный мир» - из нее школьники узнают о видах и жанрах ИЗО искусства, о выдающихся русских художниках. К учебникам выпускаются рабочие тетради для 1-4 классов, а так же пособие для учителя, в котором даются краткие рекомендации по ведению урока. 
Виды изобразительной деятельности учащихся,их образ.цели.принципы организации занятий 
Рисование с натуры (по памяти и представлению) 1-2 урока или кратковременные рисунки по 10-15 мин. Основное внимание уч-ся направл.на опред.пространства,положения,пропорций и цвета.; -Рисование на тему: совершенствуются или закрепляются навыки изобр.грамоты,пропорций,объема,освещ,цвета.;-ДПИ-осущ.в процессе творческой декорат.композиции,образуется на основе примеров,изучаются цвет и форма объектов,ритм,зрителоьное равновесие,изучается символика.; -Лепка-развитие наблюдательности,воображения,моторики.В основном на этом этапе изуч.форма.; -Аппликация: составление изображ.на основе склеивания.Изучается композиция,способности передачи формы,объема,цвета.;-беседа-показ произведений иск-ва,рассказ о изучаемом предмете,носит чаще всего хар-р лекции. 
Роль пед рисунка с уч.процессе. Виды пед.рисунка 
Изобр деят-ость учителя, связанную с иллюстрир учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть пед.рисованием.В течение длительного времени под пед.рис., подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "пед.рис." устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Особенностью худ.педагогики явл.необходимость изобраз.дейт-ти учителя на уроке.в дополнение к устному объяснению.Это принято называть пед.рисунком. С помощью выполнения пед.рис.учитель может привлечь ученика к выполнению задания.При выполнении конспекта учит.должен включать наброски,эскизы,т.е. продумывать свои действия на уроке.Рисунок в конспекте-это тренировка перед выполнением рисунка непоср.на доске. Хорошо выполненный пед.рисунок может помочь учит.обрести авторитет среди уч-ся. Пед.рисунок можно использовать в разл.ситуациях.на основе анализа изобр. Можно вести работу по предупреждению ошибок.Можно выполнить несколько набросков и вместе с уч-ся выбрать наиболее удачные.Это способствует активизации мыслительной деят-ти у детей. Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.Главное качество пед рис- это лаконичность изобр, простота и ясность.. Рис на доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.Второй - зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Третий - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог. 
Материалы,применыемые в пед.рис. Требования к пед.рис.  
Т.к. на уроках изо находит применение различная тематика,учит.должен владеть различными техниками и приемами рисования.также ем необходимо уметь работать различными материалами.Пед.рис.можно разделить на 2 вида по методоам использования:-рисунки большого размера,рассчит.на фронтальную демострацию всем ученикам;-небольшие набороски на полях работ. Даже мелом учитель должен умет показать толщину,тон.тем самым добиваясь выразительсноти решения рис. Интересными материалами мб уголь,сангина,акварель,пастель,цветной мел.При решении пейзажа можно прибегать к мелу,выполняя рисунок на доске,но при выполнении натюрморта рис. Следует выполнять на листе бумаге,прикрепив его к доске и выполняя пед.рис. тем же материалом,которым работают уч-ся. Последовательность работы всегда одинаковая-от общих форм к частностям в виде света-тени и цвета. После того,как пед.рис.будет закончен,планшет с изображением следует убрать,чтобы учащиеся не срисовавыли, а работали с предметом самост.При созд.пед.рис. учитель должен руководствоваться прежде всего метод.целесообразностью в выобре средств, определении характера и времени,кот.надо затраить на выполнение. Простота и лаконичность изобр.средств облегчают процесс восприятия рисунка школьниками.  
Грамотное решение–это основное требование к выполнению пед.рис.Выполняя рисунок надо помнить,что работа рассчитана на обозрение всеми учащ-ся. Для того,чтобы выполнять понятные, лаконичные и полезные рисунки препод.должен постоянно тренироваться, должет уметь решать предмет ситуэтно, должен в совершенстве владеть материалами. При выполнении рисунка нужно строго соблюдать метод. Последовательность:от общего –к частному,от главного-к второстепенному. 
Роль пед.рисункана уроках рисования с натуры. 
Процесс обучения рисованию с натуры дает возм.привить уч-ся навыки целнапр.восприятия натуры и грамотного ее изобр.Пример работы учит.на доске поможет шк.научиться анализировать форму и пропорции предметов,хар-р силуэта,соотношение деталей. Изображение учит.должно быть с того ракурса,с какого предмет видит большинство уч-ся. Рисование с натуры объемных предм.тербует от учит знания законов перспективы.Изучение объемных форм начинается с рисования объемных фигур .Рисунок выполняется в той послед.,в которой учащиеся должны выполнять задание: определяется положение предмета или группы предметов на листе,отмечаются крайние грани,определ.ближние и дальние предметы,затем распределяется свет, тень и цвет.  
Роль пед.рис.на уроках тематического рисования.  
Рисование на темы, в отличие от рисования с натуры, является рисованием по представлению. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует. 
Рисование на темы расширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане общего его развития. Перед тем,как начать рисовать нужно провести беседу,изучить строение. Учитель должен продемонстрировать послед.работы,начиная объяснение с общей композиции рисунка на плоскости, определить величину,штрихами наметить общую форму, заостряя внимание на характерных деталях. При рисовании человека нужно заострять внимание на общих полодениях,закономерностях строения фигуры.В старших классах рисование должно подкрепляться беседами о анатомии и особенностях анатомического строения.  
Использование пед.рисунка на различных уроках изо 
Процесс обучения рисованию с натуры дает возм.привить уч-ся навыки целнапр.восприятия натуры и грамотного ее изобр.Пример работы учит.на доске поможет шк.научиться анализировать форму и пропорции предметов,хар-р силуэта,соотношение деталей. Изображение учит.должно быть с того ракурса,с какого предмет видит большинство уч-ся. Рисование с натуры объемных предм.тербует от учит знания законов перспективы.Изучение объемных форм начинается с рисования объемных фигур .Рисунок выполняется в той послед.,в которой учащиеся должны выполнять задание: определяется положение предмета или группы предметов на листе,отмечаются крайние грани,определ.ближние и дальние предметы,затем распределяется свет, тень и цвет. Рисование на темы, в отличие от рисования с натуры, является рисованием по представлению. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует. 
Рисование на темы расширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане общего его развития. Перед тем,как начать рисовать нужно провести беседу,изучить строение. Учитель должен продемонстрировать послед.работы,начиная объяснение с общей композиции рисунка на плоскости, определить величину,штрихами наметить общую форму, заостряя внимание на характерных деталях. При рисовании человека нужно заострять внимание на общих полодениях,закономерностях строения фигуры.В старших классах рисование должно подкрепляться беседами о анатомии и особенностях анатомического строения. Работа над пейзажем тоже выполняется по определенному алгоритму:линия горизонта,важные части пейзажа.большие массы с учетом линейной и воздушной перспективы,уточняются отдельные элементы, детали. В основе декор.рисования лежит прежде всего плоскостное изображение. Декор.рисование представл.огромные возможности для развития творческой фантазии у ребенка. При работе следует применять схемы компоновки, примеры орнаментов. Изучение нужно начинать по принципу от простого к сложному-от отдельных элементов к композиции орнамента.  
Значение наглядности при проведении уроков изо. Виды наглядных пособий и методика их применения на уроках рис.с натуры 
В программах по изо к теме каждого урока авторы указывают перечень необходимого зрительного ряда.Использование на уроке разнообразных средств наглядности способствует развитию ассоциативного,образного мышления,творческого воображения школьников,явл.основой для постиж.худ.проф.опыта,особенносте языка разл.жанров и видов иск-ва.Наглядность играет двоякую роль в процессе развития понятий у ученика.1.она облегчает этот процесс.2.не всякая наглядность и не при любых условиях создает благоприятные предпосылки для формирования отвлеченного мышления у школьников-чрезмерное кольческтво цвета и деталей может отвлекать от основных существенных свойств познаваемого объекта.Процесс обучения должен быть организован как активная мыслительная деятельность учащегося.Конечный рез-т этой деят.-открытие новых знаний-и есть цель процесса обчения. Т.о.1) наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания,как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. 2)все.что усваивают дети в соответствии с данными психологии,должно быть подкреплено активным зрительным восприятием. Наглядность может применяться на всех этапах пед.проц.В педагогике принято различать вида наглядности по линии возрастания абстрактности следующим образом:-естественная(редметы объективной реальности);-экспериментальная(опыты,эксперименты);-объемная(макеты,муляжи);изобразительная (рисунки, эскизы,карины художников);-звукоизобразительная (записи);-символическая и графическая (карты,графики,чертежи);-словесная(образное словесное описание событий,фактов,действий). Существует также условное разделение учебно-метод.пособий на натуральные(подлинные предметы окр.мира,формы растительного и жив.мира,а также чучела птиц,животных,и т.д) и изобразительные (рисунки, репродукции,таблицы,фотографии.упражнения,пед.рис. и т.д), по способу их выполнений и на динамические и статичные,по способу их использования.  
Сущность уроков рисования с натуры заключается в восприят.с опред.точки зрения натуры и изображ.ее на плоскости со всеми характ.особ.Основная задача таких уроков-формир.восприятия натуры и усвоение навыков реалистического рис.Учебным материаом на уроках рис.с нат. служат натуральные учебно-метод.наглядные пособия.предметы различные по конструкции,форме и цвету.Послед.подбора предметов определяется в соответствии с дидакт.принципами доступности и посильности уч-ся.При подборе предметов нужно также удел.внимание внешнему виду предметов,т.к. эстет.воспит.тоже очень важно.При организ.постановки предметы нужно выделять фотом-светлые на темном фоне,темные на светлом.При выполнении и рисунка человека очень важно продемонстрировать работы художников и анатомические таблицы,которые будут помогать детям выполнять рисунок.  
Методика отбора и применения наглядности на уроках тем.рисования. 
В содержание занятий на уроках тематического рисования входит изображение различных сюжетов из жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческое сочинение картин на разнообразные темы. Тематический рисунок дает возможность ученикам приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами ОЗО искусства. На уроке учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников. Для рисования тематической композиции учащимся необходимо сделать наброски с натуры.  
Тематический рисунок помогает учителю ближе познакомиться с духовным миром учащихся, проследить как развиваются его способности образного представления и воображения.  
Особое внимание нужно уделить методике преподавания композиции на уроках тематического рисования. Работа над тематической композицией начинается с поисков сюжета, задача учителя – выбрать доступный для данного возраста сюжет. Успешному решению поставленной задачи помогает использование прямых зрительных впечатлений детей. Учителю нужно постоянно активизировать мысленную активность учащихся, учувствовать в их работе от начала до конца. Следует объяснить, что композиция картины помогает художнику не только ясно раскрыть сюжет, но и выразить свое отношение к данному событию или явлению. Нужно предупредить учащихся о том, что обилие изобразительных объектов не всегда помогает раскрытию сюжета. Излишнее обилие объектов часто лишает изображение идейного содержания. для выполнения работы необходимо показать уч-ся репродукции работ худоников,на изучаемую тему,если необходимо-таблицы и графики. Наглядные пособия на занят.рис.на тему примен.для уточнения зрит.представлений об объектах,для объяснения композ,пространств.и цветовых решений. 
Методика отбора и применения наглядности на уроках дпи 
На уроках декоративного рис.надо использовать: натуральные предметы с декор.оформлением(полотенца,ковры и др.предмерты народного творчества),схемы построения оранментальных лент,сетчатых и замкнутых орнаментов, рисунки и таблицы в цвете, эскизы,макеты афиш,эмблем,изобразит.наглядные пособия плоских и рельефных изразцов,витражей,мозаик. Уроку ДПИ лолжна предшествовать беседа о прикладном искусстве,назначении,форме,свойствах орнаменты. Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомление учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, познают законы композиции, овладевают навыками работы с акварелью, гуашью, тушью. Орнаментальное творчество – знакомит с основами художественного конструирования, декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров надо показать ученику как можно использовать формы природы: листья, цветы, птицы, и как перерабатывать эти формы в своих композициях. Большое воспитательное значение имеет показ образцов народного орнамента. В начальных классах занятие по декоративному рисованию в основном ограничивается копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов, составление не сложных узоров из прямых и кривых линий. За тем следует комбинирование элементов народного узора по композиционной схеме, данной учителем. Завершают работы по декоративному рисованию заданиями на составление эскизов декоративного оформления, графические работы с введением шрифта. 
Методика организации и проведения уроков-бесед по изо 
Урок-беседа один из наиболее трудных для учителя видов заний.Урок-беседа воспит.у детей интерес к искусству,расшир.представление об окружающей миру.Поэтому очень важно правильно подобрать зрительный ряд.Занятия доожны быть оснащены использованием видео-кинофильмов,показом репродукций, их фрагментов,желательно проведение экскурсий.раскрывая сущность и содержание натюрморта, необходимо остановаиться на его хар-ре,настроении и воздействии на зрителя. Современный урок диалогичен. Проводя беседу,следует помнить о ее целнаправленности и проблемности.В зависимости от задач выделяют :-эвристическая беседа ( в ходе нее учит.опираясь на знания учеников приводит их к усвоению материала), -сообщающая беседа (для сообщения новых знаний.чаще всего бывает вводной или вступительной.Цель-вызвать у учеников состояние готовности к познанию),-текущая беседа (может происходить в ходе практической работы),-закрепляющая беседа (после сообщения нового матер.Используется при обсуждении и оценке работ). Беседа может быть индивидуальной или фронтальной.  
Реализация основных дидактических принципов на уроке изо 
Задача дидактики состоит в том,чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить,как на основе закономерностей его развития разабатываются правила и принципы обучения.кот.руководствуется учитель.Благодаря этим принципам происх.процесс соединения теорет. представлений и пед.практики.Принципы обучения в педагогике носят рекомендательный характер. 
 Принцип обучения:руководящие положения,леж.в основе обучения и опред.его содержание,методы и формы организации.Принципы-основные,исходные положения теории,науки,это основные требования к чему-то.Пед.принципы-это основные идее.следование кот.помогает наилучшим образом достигать поставленных пед.целей. 
1)Принцип научности-путь обучения,оснв.на научных данных. 2)Наглядности-постоянное обращение к сами вещам и явлениям как к источнику познания. 3) Сознательности и активности,связи теории с практикой-усваиваемый материал должен быть подкреплен зрительным восприятием,практикой. учитель должен постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе для активизации работы учащихся на уроках тематического рисования – читают сказки, декоративного – показывают слайды с цветами и насекомыми. На практике видно, что ученики плохо усваивают материал, если не участвуют в его объяснении. Активизировать детей можно различными вопросами.4)Прочности усвоения знаний-использование знаний возможно только при основательном овладении ими. 5)Систематичности и последовательности-постепенное систематическое накопление опыта и знаний в проц.обучения. 
6)Доступности и посильности- требует от педагога точно установить степень сложности и глубины освещения учебного материала, чтобы сложность соответствовала возрасту 
Характеристика разл.методой обучения 
Основной формой учебно-воспитательной работы является урок, который должен отвечать ряду требований:- наличие целей и задач;- соблюдение дидактических принципов (воспитывающее обучение,принцип научности,наглядности,сознательности и активности,систематичности и последовательности,доступности и последовательности);- постоянное обогащение школьников знаниями;- использование разнообразных методов занятий;- диферецированный подход к детям с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей. 
Типы уроков:- Урок сообщение школьникам нового материала;- Урок повторения и закрепления знаний, умений, навыков;- Урок выявления знаний школьников путем проверки;- Урок смешанного типа.Для каждого типа урока ИЗО характерна определенная структура:- организация занятий;- проверка домашнего задания;- объяснение нового материала;- самостоятельная работа учащихся;- закрепление нового материала на подведении итогов урока- домашнее задание. 
Методы обучения подразделяются на объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский. Обучение начинается с объяснительно-иллюстрационного метода, который заключается в передаче учащимся информации различными способами – зрительными, слуховыми, речевыми. Возможная форма этого метода это рассказ, демонстрация разнообразного наглядного материала.Для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, в основе которого лежит многократное воспроизведение действия. Его формы – упражнение, беседа, повторение, описание наглядного изображения объекта. Предполагается как самостоятельная работа, так и с учителем.Метод обучения, направленный на самостоятельное решение творческих задач называется исследовательским. Сущность метода заключается в творческом добывании знаний и способов деятельности. 
Характерные особенности изо дейтельнгсти школьников младшего возраста 
1-4 кл. в это время закладываются основы между жизненным опытом детей и изобразительной деятельностью.У школьников преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально чувственное восприятие.При обучении следует учесть,что приобрет.знания,умения и возможность их применения выступает не как цель обучения, а явл. Осн.средствами формирования худ.культуры.Ведущей деят-ю для школьников становится учение,хотя еще присутствует игровая.Замысел рисунка как и его композиция может меняться в теч.работы.Ребенок рисует больше по памяти,че с натуры. Предметы для рис.с нат. Должны располагаться на белом фоне, позднее можно включать цветной,но он должен быть контрастным по отношению к предметам.Предметы располаг.чаще в фас и профиль. Только к 10-11 годам у ребенка возникает возможность пространственного изображения. Особенности детского рисунка: -фризовость изображения (располаг.на 1 линии), -отсутствие загораживаемости,-цвет несет смысловую нагрузку, -падающие деверья и дома,-мелкие изображения,-прозрачное или ренгтгеновсткое изображ.-небо решается полосой,-солнце в углу листа.  
Особенности методики организации и проведения уроков изо в младших классах. 
В 1-м классе дети мотивизированы к изо. Деятельности. Но это мотивизация может ослабеть или исчезнуть. Важно ее сохранить. Стадии развития изобразительной деятельности по Выготскому: 
- доизоборазительная (в раннем детстве 1,5-3 года) ребенок просто оставляет след – линии, пучки, спирали. Меняется отношение к материалу, выбирает предпочтительно бумагу. Ребенок приобретает возможность рисовать то, что он хочет, замыкает линию.- бесформенные изображения, что-то похожее на реальность.- схематичные изображения.- стадия правдоподобных изображений.Учитель должен помнить, что дети приходят с разными способностями и уровнем подготовки. Взрослые и дети рисуют по-разному, значит и оценивать их нужно по-разному, не делить на дар и бездарность. Важно научить правильно изображать, сохранить ценность детского рисунка. Средний школьный возраст – аналитический этап развития. Ребенок относится к своей работе более требовательно, исходя из сформировавшихся знаний об окружающем мире. Этот возраст характеризуется противоречиями между развитием, обучением, перестройка мышления, восприятия. Дети видят, что их работы не соответствуют их желаниям, на основании чего рождаются споры в творчестве. Руководя учебной деятельностью ребенка необходимо улавливать то новое, что еще не сформировалось окончательно. Учебно-воспитательная работа должна немного опережать развитие.Предвидеть зону ближайшего развития.Процесс развития у учащихся протекает по разному, в связи с чем необходимо давать коллективные и индивидуальные задания. 
Методика проведения уроков коллективного творчества.  
На уроках ИЗО в процессе коллект.деятельности ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее процесс общения,тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями,знаниями,умениями. Функции кол.деят-ти: -информационная (обмен познават.и чувствит.информацией);-контактная (готовность к приему и передаче информации);-перцептивная (восприятие и понимание);-развивающая (изменение личностных качеств). Т.о коллектюдеят-ть определяется как равноправное личностное взаимод. Учащегося, направл.на объединение общих усилий лоя достижения высокого уровня работы. Формы кол.деят-ти: 1)Совместно-индивидуальная (участники сначала работают индивидуально, а на завершающей этапе создают общую композ.), 2) совместно-последоват. (принцип конвеера, когда результат одного зависит от действий другого). 3) совместное взаимод. (совместная работа одновременно всех участников,согласованной действий на каждом этапе). Кол.деят-ть дает возможность:ученику реализовать и развивать свои способности ,расширить знания об окружающем мире;приобрести навыки проектирования;проявить организаторские умения;закрепить коммуникативные навыки;формировать способности к рефлексии (анализу). Педагогу развивать творческий потенциал;совершенствовать организаторские возможности;изучить классный коллектив;объединить учащихся, педагогов, родителей;управлять процессом развития личности школьника;развивать рефлексивные возможности. Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Художественное сотворчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением. 
Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники исполнения композиции. В коллективной работе , организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценить результаты коллективного творчества. 
Игровые технологии на уроках изо. 
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка.Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.Основные функции игровой позиции педагога: гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;  повышение творческого потенциала коллективной деятельности; экономия нервных затрат педагогов и школьников;обеспечение гибкого поведения учителя. Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.По форме упражнения могут быть:    изобразительными (рисунок, живопись, лепка);   устными (ответы по теоретическим вопросам); письменными (анализ произведений искусства). 
особенности проведения уроков изо в 8 классе. 
Этот учебный год посвящается содержанию и языку двух видов конструктивных искусств-дизайну и архитектуре. Основой,позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок,явл. Рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архит., и для дизайна. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка и жизненных функций. Изучение этих тем опирается на материал предыдущих лет обучения ( три вида худ.деят-ти-изобразительный, декоративный и конструктивный).. 1 четверть посвящена изучению конструкт.искусств в ряду пространственных искусств. Так же на этом этапе изучаются особенности композиции как основы дизайна и арх.Во второй четверти изучается художественный язык конструктивных искусств (пространство,цвет,расположение,материалы). В третий четверти учащиеся изучают социальное значение дизайна и архитектуре в среде жизни человека. 4 четверть отводится изучению человека внутри дизайна и арх. (интерьер зданий, дизайн сада, мода,культыра дизайна одежды,знакомятся с понятием имиджа). При завершении курса учащиеся должны знать как анализировать произв.архитектуры и дизайна,какого место конструктинвых искусств в ряду пластических искусств, особенности образного языка дизайна и арх.;основные этапы развития. Учащиеся должны уметь: -конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать объекты,использовать ритм,цвета, объемы,динамику, создавать композиционные макеты, создавать архитектурные образы, использовать при работе разнообразные материалы. 
Учебно-методический комплекс по изо 
Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методическойдокументации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждойдисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему. УМК по отдельным дисциплинам составляют ООП (Общую образовательную программу) специальности. Линии УМК включают в себя рабочие программы, учебники, рабочие тетради, и методические пособия. 
Рисование с натуры как основной вид занятий на уроках изо 
Рисование с натуры является методом наглядного обучения, приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры. Рисуя с натуры, ученик стремиться отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. Обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, приучает к правильному суждению о форме предметов, о влияние перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры имеет для развития пространственного мышления и воображения. Влияет на развитие памяти и абстрактного мышления. Рисование с натуры может быть длительное на два урока, и краткосрочное на 5-10 минут. Для развития памяти используется рисование по памяти и представлению. В начальной школе раздаточный материал на парты (овощи, фрукты) не менее трех натюрмортов на класс. Ниже линии горизонта в начальной школе во фронтальном либо профильном изображении не более двух предметов. С четвертого класса усложняется изучением перспективы, конструкции, светотени, две точки схода (угловая перспектива) 3-4 предмета. Тематические натюрморты, теплые, холодные гаммы. Для наглядности можно использовать наглядные пособия с образцами заданий, таблицы с поэтапным выполнением задания. Учитель должен направлять деятельность детей задавая наводящие вопросы. 

Оборудование кабинета ИЗО: светлый(северо-запад); водопровод; большая площадь; проход между партами; цвет приглушенный; шторы светонепроницаемые; мебель эстетична; постоянное оформление(росписи стен, композиции ДПИ и др.); временное оформление(выставка детских работ, разработки по цветоведению); оборудование кабинета: доска, магнитная доска, доска из оргстекла, шкафы для хранения репродукций и таблиц, экран, подставка для экранного аппарата, осветительные приборы, подставки под натуру, мел, краски и др.

Наглядные пособия: образцы заданий, техник, рисование с натуры. Виды наглядных пособий: предметы из окружающей действительности(натурный фонд), муляжи, кубы и др.; модели объясняющие конструктивные закономерности построения предметов (проволочные модели), динамические модели; схематические рисунки и таблицы с поэтапным выполнением рисунка; слайды; репродукции картин; гипсовые слепки; чучела птиц, животных, насекомых; педагогический рисунок(работа на доске, приемы работы красками). Требования к наглядности пособий и материалов: материалы должны соответствовать требованию программы, учитывать возрастные особенности учащихся, быть ясными и яркими, соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. 

Методы обучения: демонстрация конкретных предметов и явлений в натуре, иллюстрации – наглядные пособия репродукции, экскурсия (цель) 
Оборудование места ученика- альбом, папка;- цветная бумага;- карандаш графический;- акварельные краски;- кисти;- гуашь;- ластик. 
Внеклассная и внешкольная работа. 
Элективный курс(избирательный)Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются: беседы, лекции, доклады с показом репродукций, организация и руководство ИЗО кружками, проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, организация различных выставок, выезды на пленэры, проведение факультативных занятий. ВВ работа преследует те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся. Руководящая роль педагога сохраняется и на внеклассных занятиях, где так же необходимо составить план и наметить тематику занятия. ВВ работа развивает интерес и любовь к ИЗО, более полно знакомит с произведениями искусства. 
ИЗО – кружок – наиболее распространенный вид работы, является как бы продолжением классных занятий. Особенности – в нем занимаются те, кто интересуется ИЗО. Структура деятельности отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонности и интересов учащихся.Экскурсии – устраиваются с целью полнее раскрыть отдельные темы учебной программы, глубже ознакомиться с видами ИЗО, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.Беседы – проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу. Лекции – применяются с показом репродукций. Может приводится с приглашенным специалистом.Доклады – как правило, делают сам учащиеся, учитель дает темы за 2 недели.Кинофильмы – посвященные художникам и технике ИЗО 

 

 особенности организации  кружковой работы 
Изостудия(кружок) наиболее распространенный вид внеклассной работы в школе. Задачи: -развит. Эстетич.восприятия, художественного вкуса, -воспитание творческой личности,-начальная профильная подготовка, -развитие образного мышления, -активизация творческого воображения, -формирование самостоятельности в творчестве. Особенности кружковой деят-ти: -серьезность подхода к занятиям,как со стороны ученика,так и со стороны учителя, -отличается структура деятельности, -уеличивается количество применяемых материалов, -увеличивается время рабоы, -уменьшается количество учеников, - разнообразие форм. Занимаясь в кружке дети получают свободу в творчестве, сохраняя и приобретая свой стиль. При работе в кружке учитель использует индивидуальный подход к каждому ученику, руководствуясь общими принципами,которые заложены в программе.  
Система оценки знаний и умений школьников.  
В настоящее время на уроках ИЗО новый подход к оценке знаний. Рекомендуется вводить кроме бальной оценке, качественную оценку, т.е. оценочное суждение педагога. В нее входят оценка эмоционально-целостного восприятия, количественное – по стандарту.За урок каждый ученик должен получить оценку. Исключением является тематические задания. Существуют четыре вида учета успеваемости: 
- предварительный (при получении нового класса в связи с необходимостью выяснить уровень и степень знаний)- текущий (в процессе учебной работы, за выполненное задание, за активность)- периодический (за четверть путем выведение общих оценок за работу)- итоговый (оценка работ ученика за год) 
Критерии оценки рисунка. - оценивается композиция- характер формы предмета, построение- перспектива-передача объема- владение техникой- общее впечатление от работы.Преимущество критериев оценки зависит от целей урока. 

Методы контроля:.1. Метод устного контроля осуществляется путем индивидуального или фронтального опроса. 2. Метод самоконтроля. Ученик должен уметь самостоятельно найти ошибки в работе и находить способы их устранения. При оценке работ следует исходить из степени реализации поставленных задач.  
Методика проведения уроков тематического рисования.  
В содержание занятий на уроках тематического рисования входит изображение различных сюжетов из жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческое сочинение картин на разнообразные темы. Тематический рисунок дает возможность ученикам приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами ОЗО искусства. На уроке учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников. Для рисования тематической композиции учащимся необходимо сделать наброски с натуры.  
Тематический рисунок помогает учителю ближе познакомиться с духовным миром учащихся, проследить как развиваются его способности образного представления и воображения.  
 
Особое внимание нужно уделить методике преподавания композиции на уроках тематического рисования. Работа над тематической композицией начинается с поисков сюжета, задача учителя – выбрать доступный для данного возраста сюжет. Успешному решению поставленной задачи помогает использование прямых зрительных впечатлений детей. Учителю нужно постоянно активизировать мысленную активность учащихся, учувствовать в их работе от начала до конца. Следует объяснить, что композиция картины помогает художнику не только ясно раскрыть сюжет, но и выразить свое отношение к данному событию или явлению. Нужно предупредить учащихся о том, что обилие изобразительных объектов не всегда помогает раскрытию сюжета. Излишнее обилие объектов часто лишает изображение идейного содержания. 
Обучение композиции нужно начинать с раскрытия основных ее правил и законов. В тематической композиции приходится встречаться со следующими законами композиции: симметрия и асимметрия; равновесие и ритм; статика и динамика; подчинение второстепенного главному; выделение зрительного центра и выявление главного в композиции картины, закон золотого сечения, равновесие, целостность, открытость, замкнутость.Закон симметрии – соответствие правой и левой части композиции. Асимметрия требует нарушения равновесия и в композиции появляется динамика. Равновесие требует композиционной устойчивости картины. Ритм в композиции создается чередованием одного и того же предмета или одного и того же движения фигуры.Закон статики требует ровных спокойных движений линий и масс, четких членений композиции по вертикалям и горизонталям. Закон динамики требует резкой смены направления движения масс, расположение фигур в картине по диагоналям, спиралям, зигзагообразным движениям. Закон подчинения второстепенного главному требует, чтобы один предмет привлекал к себе внимание через другие, чтобы все предметы были обращены к главному. Закон выделения зрительного центра, то есть выделение главного с помощью его композиционного размещения. По законам перспективы, зрительный центр находится на линии горизонта в точке пресечения ее с вертикалью. Золотое сечении(золотая пропорция)- деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть относится к большей,как большая ко всей величине. З.с впервые встречается у Евклида(ок. 300 до н.э.)используется для построения правильного пятиугольника.. Термин З.с. ввел Ом в 1835.Принято считать что объекты содержащие З.с.- гармоничные Дети не будут решать эти задачи в такой сложной форме, но знать их следует. 
Тематическое планирование деят-ти учителя изо на учебный год. 
План урока явл.одним из наиболее важных документов,опред.задачи и содержание работы. План работы должен отражать многообразие форм, методов и содержание рабьоты, с помощью кот.будут решаться поставленные задчи. Как правило, перспективные планы содержат не более 3-4 направлений рботы. РПри этом одно из них может быть объемным. А остальные играть роль так называемой подготовки. Составление плана работы-творческий процесс. Этот процесс тесно связан с пед.проектированием. Пед.проект-это разработка основных деталей предстоящей деят-ти ученика и учителя. Оно направлено на решение задач развития и совершенствования. Ведущей организационной формой обучения является урок. Календарно-тематическое пранирование-документ,регламентирующий деятельность учителя на учебный год. Так же с планированию дейтельности относятся рабочие программы и планы-конспекты уроков.  
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изо. 
Преподаватель в школе ставит прежде всего общеобразовательные цели. В общеобразовательной школе каждый предмет в отдельности и все вместе должны содействовать всестороннему формированию личности. Основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовывать учебный процесс. Особое внимание уделяется методике. Основной формой занятия является урок (законченный в смысловом и временном отношении этап учебного процесса). Весь учебный процесс разбивается на отдельные звенья – уроки. Такая система обязывает педагога работать по намеченному плану. Интенсивность отдельного урока определяется количеством нового учебного материала, нормы физической нагрузки на каждого ученика. Работа по урокам определяется твердым недельным расписанием, что дает возможность составить методический план. Учитель планирует свои уроки на год. От организации и планирования уроков во много зависит обучение, воспитание и развитие. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы с общей целью и задачами.  
1 организационный момент (отметить учащихся и рассадить их) 2 проверка домашнего задания (можно совместить с практической работой) 3. сообщение нового материала – 10 минут 4 самостоятельная практическая работа учащихся – 30 минут 5 подведение итогов урока (дать домашнее задание если нужно). 
Каждый урок уникален и не должен быть шаблонным.  
В плане – конспекте должно быть:1 Титульный лист 2 тема урока 3 время проведения урока 
4 цель урока (то, за что ставиться оценка) 5 задачи урока( а – обучающая, б – развивающая, в – воспитательная) 6 оборудование для учителя 7 оборудование для ученика 8 схема оформления доски 9 план урока10 ход урока 11 объяснительная часть урока 12 самостоятельная работа учащихся (анализ детских работ) 13 список литературы к уроку.Контрольно- тематический план Формы планов. Таблицы примерного изображения рисунков школьников. В плане должно быть представлены разделы программы, с последовательным усложнением задач, преемственность между классами. В плане следует учитывать праздничные даты а так же календарные явления природы. Необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных техник и материалов. Следует учитывать межпредметные связи. Целесообразно планировать материал тематическими блоками. План может быть иллюстрированным. 
кабинет ИЗО 
Кабинет должен отвечать сан.нормам.Должны быть:- стеллажи для хранения детских работ.-достаточное кол-во рабочих мест, -уголки для демонтраций натурных постановок, софиты, доска с магнитными креплениями, тех.средства-телефизор, проектор,компьютер,интерактивная доска. Метод.фонд-основа кабинета изо. Должен включать различные объекты для рисования с натуры +предметы для демонстрации, наглядный материал, учебники,пособия, наглядные пособия,репродукции работ художников, фотографии, разработки учителя, примеры детских работ. Задача всего этого-обеспечение целостности уч. процесса.


Информация о работе Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе