Смежные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен известна творческая деятельность артистов-исполнителей. Но результат этой деятельности до XX столетия не имел адекватной правовой охраны. Объясняется это отсутствием ранее соответствующих технических средств, делающих результаты творческой деятельности исполнителей доступными широкой публике. Артист-исполнитель долгое время сам определял и успешно контролировал свою аудиторию, в связи с чем ни в какой специальной охране он не нуждался. В наши дни ситуация существенно изменилась. Развитие технических средств сделало возможным использование уже существовавших видов творческой деятельности в совершенно новой сфере, например - сфере бизнеса (предпринимательства). И если при прежнем использовании нужды в охране результатов этой деятельности не существовало, то правовая охрана того же результата в новой сфере стала объективно необходимой. Иными словами, появился новый объект охраны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……….3
1. ПОНЯТИЕ «СМЕЖНЫЕ ПРАВА» 5
2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ 6
3. КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СМЕЖНЫХ
ПРАВ 7
4. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 7
5. ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ 8
6. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ВЕЩАНИЯ 9
7. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ФОНОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВЕЩАНИЯ 9
8. ОХРАНА СМЕЖНЫХ ПРАВ 9
8.1 Охрана смежных прав на международном уровне 9
8.2 Охрана смежных прав в Украине 10
8.3 Срок охраны смежных прав 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Вложенные файлы: 1 файл

REFERAT.docx

— 39.14 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет 

Факультет Экономики  и менеджмента

Кафедра Менеджмент организации

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Интеллектуальная собственность»

на  тему: СМЕЖНЫЕ ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: студ. гр.ФК-51д

Гатауллина К.Ю.

Сафонова Ю.А.

«      » _____________ 2013г.

Проверил

Доц. Кокодей Т.А.

                                                               «     »_____________ 2013г.

 

 

 

Севастополь

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ ……….3

1. ПОНЯТИЕ «СМЕЖНЫЕ ПРАВА» 5

2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ  ПРАВ 6

3. КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ  ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СМЕЖНЫХ 

ПРАВ 7

4. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 7

5. ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ 8

6. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ВЕЩАНИЯ 9

7. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ 

ФОНОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВЕЩАНИЯ 9

8. ОХРАНА СМЕЖНЫХ ПРАВ 9

8.1 Охрана смежных прав на международном уровне 9

8.2 Охрана смежных прав в Украине 10

8.3 Срок охраны смежных прав 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

С незапамятных времен известна творческая деятельность артистов-исполнителей. Но результат этой деятельности до XX столетия не имел адекватной правовой охраны. Объясняется это отсутствием  ранее соответствующих технических  средств, делающих результаты творческой деятельности исполнителей доступными широкой публике. Артист-исполнитель  долгое время сам определял и  успешно контролировал свою аудиторию, в связи с чем ни в какой  специальной охране он не нуждался. В наши дни ситуация существенно  изменилась. Развитие технических средств  сделало возможным использование  уже существовавших видов творческой деятельности в совершенно новой  сфере, например - сфере бизнеса (предпринимательства). И если при прежнем использовании  нужды в охране результатов этой деятельности не существовало, то правовая охрана того же результата в новой  сфере стала объективно необходимой. Иными словами, появился новый объект охраны.

Появление радио и особенно телевидения  вывело определенные аудитории пользователей  из-под непосредственного контроля артиста-исполнителя. В еще большей  мере проблема обострилась с появлением звуко- и видеозаписи. Результат  труда оказался отчужденным от исполнителя, так же как книга от писателя. Возникла острая потребность в охране прав исполнителей, ранее не существовавшей в этой новой сфере.

В то же время система охраны результатов  исполнительской деятельности не может  полностью воспроизвести схему  авторского права. Возникает потребность  в самостоятельной системе правовой охраны. Такая система охраны результатов  творческой деятельности исполнителей создается в рамках исключительных прав. «Исключительные права оказались  широкой и емкой категорией, состоящей  из нескольких самостоятельных частей и наполняемой по мере необходимости  новым, достаточно богатым содержанием» .

Деятельность артистов-исполнителей вызвала к жизни еще одну систему  охраны. Ее потребовали производители  видео- и звукозаписи и организации  эфирного вещания. Однако эта охрана связана уже не с творческой деятельностью. Здесь объектом охраны является не результат творческой деятельности, а организаторская и технологическая  деятельность в области искусства. Субъектами права здесь выступают  не люди, а организации. Это коренное отличие в субъектном составе, которое  знаменательно для современного развития исключительных прав. Появляется самостоятельная система (или подсистема) у так называемых «смежных прав».

К ХХ веку сложились национальные законодательства об авторском праве во многих странах, в том числе и была разработана Бернская конвенция. По этой причине законодатели многих стран решили охранять права исполнителей не с помощью инструментов авторского права, а с помощью сходного с ним института смежных прав (т.е. прав, смежных с правами авторов). Но в некоторых странах, и прежде всего в США (представляющих собой самый большой рынок звукозаписи), права исполнителей охраняются авторским правом при более узком определении прав автора произведения. В национальном законодательстве и в международных договорах проводится четкое разделение прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания.

 

  1. ПОНЯТИЕ «СМЕЖНЫЕ ПРАВА»

 

 

Общие положения о смежных прав даются в законе Украины «Об авторском праве и смежных правах». Выделим несколько определений, связанных с понятием смежных прав, согласно ст. 4 этого закона.

Смежными правами признаются права  на результаты творческой деятельности артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания.

Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики (например, певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики). Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

Иногда смежные права связаны  с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.

Стоит отметить, что звукозаписи  могут пользоваться охраной, даже если они не являются произведениями. Звукозапись  может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские  волны и т. д., а фирма звукозаписи, организовавшая производство содержащих эти звуки аудионосителей, будет иметь охрану против не разрешённого ею использования этой записи.

Существенной особенностью большинства  смежных прав является их производностъ и зависимость от прав создателей (авторов) произведений. По общему же правилу, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Поэтому основным принципом возникновения и осуществление сопредельных прав есть безусловное соблюдение прав авторских.

2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ

 

 

Законодательство Украины охраняет личные неимущественные и имущественные  права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право - англ. copyright - право  делать копии), а также права исполнителей, изготовителей фонограмм и видеограмм и организаций вещания (смежные  права).

Субъектами смежных прав обычно являются следующие группы лиц:

- исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);

- производители фонограмм (изготовители фонограмм);

- организации эфирного или кабельного вещания;

- изготовители баз данных;

- публикаторы.

Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.

Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.

Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.

К объектам смежных прав, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы  их выражения относятся:

- постановки;

- исполнения;

- фонограммы;

- передачи организаций эфирного  и кабельного вещания.

  1. КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ

 

 

Рассмотрим критерии предоставления правовой охраны смежных прав согласно 32 статье закона Украины "Об авторском праве и смежных правах":

1. Права исполнителей охраняются  в соответствии с настоящим  Законом, если:

1) исполнение впервые имело место  на территории Украины; 

2) исполнение зафиксировано на  фонограмме, охраняемой согласно  настоящей статье;

3) исполнение, не зафиксированное  на фонограмме, включено в передачу  организации вещания, охраняемой  согласно настоящей статье.

2. Права производителей фонограмм  охраняются в соответствии с  настоящим Законом, если:

1) производитель является гражданином  Украины или юридическим лицом  с официальным местонахождением  на территории Украины; 

2) фонограмма впервые опубликована  на территории Украины или  опубликована на территории Украины  в течение 30 дней со дня ее  первой публикации в другом  государстве; 

3) первая фиксация фонограммы  имела место в Украине. 

3. Права организаций вещания  охраняются настоящим Законом,  если они имеют официальное  местонахождение на территории  Украины и осуществляют передачи  с передатчиков, расположенных на  территории Украины.

4. Смежные права иностранных  юридических и физических лиц  охраняются в соответствии с  международными договорами Украины.

4 ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 

 

Согласно 33 статье закона Украины "Об авторском праве и смежных правах":

1. Исполнителям принадлежит исключительное  право разрешать или запрещать  публичное оглашение их исполнений, фиксацию на материальном носителе  ранее незафиксированного исполнения  и передачу в эфир и по  проводам их исполнений, а также  воссоздавать, распространять способом  первой продажи или иной передачи  в собственность или владение  либо способом аренды или проката фонограмм, на которых зафиксировано их исполнение, независимо от первой продажи иной передачи в собственность или владение.

2. Исключительные права исполнителей  могут передаваться другим лицам  на основании договора, в котором  определяются способ использования  исполнений, размер и порядок  выплаты вознаграждения, срок действия  договора и использование исполнений  и т.д.

3. Исполнителям принадлежат личные (неимущественные) права на имя,  на охрану своих выступлений  от искажения и на упоминание  своего имени в связи с использованием  исполнения там, где это возможно.

4. В том случае, если исполнение  используется в аудиовизуальном  произведении, считается, что исполнитель  передает организации, осуществляющей  производство аудиовизуального  произведения, или продюсеру все  имущественные права на исполнение, если иное не установлено договором.

5. В случае, если исполнитель  при первой фиксации исполнения  непосредственно позволит производителю  фонограммы ее дальнейшее воссоздание,  считается, что исполнитель передал  производителю фонограммы право  на ее распространение способом  первой продажи или иной передачи  в собственность или владение, а также способом сдачи в  наем, в аренду, прокат и иной  передачи.

Информация о работе Смежные права