Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа
Франчайзингом быстро заинтересовались крупные представители индустрии безалкогольных напитков. Компании «Coca-cola» и «Pepsi» использовали новый вид ведения бизнеса, как способ распространения своего товара и увеличения спроса. Со временем независимые компании, которые получили право на реализацию, приобрели и другие привилегии. Им передавалась технология ведения бизнеса, соответствующая политике основного-производителя: оформление магазина, система скидок, форма продавцов, график работы, упаковка продукции и т.д. Франчайзинг стал инструментом популяризации товара и что важно средством поддержания и закрепления имиджа торговой марки.
Глава 
1 История развития франчайзинга. 
Впервые франчайзинг стал использоваться в США в 1851 году, когда владелец компании по производству швейных машин Исаак Зингер начал заключать договоры с дистрибьюторами продукции на передачу франшизы. Франчайзинговый контракт подразумевал право на реализацию товара в определенной части Соединенных Штатов Америки. Позже система немного видоизменилась и компания «Зингер» стала сотрудничать с независимыми организациями, которые получили больше прав, в том числе и на использование торговой марки.
Франчайзингом быстро заинтересовались крупные представители индустрии безалкогольных напитков. Компании «Coca-cola» и «Pepsi» использовали новый вид ведения бизнеса, как способ распространения своего товара и увеличения спроса. Со временем независимые компании, которые получили право на реализацию, приобрели и другие привилегии. Им передавалась технология ведения бизнеса, соответствующая политике основного-производителя: оформление магазина, система скидок, форма продавцов, график работы, упаковка продукции и т.д. Франчайзинг стал инструментом популяризации товара и что важно средством поддержания и закрепления имиджа торговой марки.
     
К достоинствам франчайзинга относится 
возможность борьбы с пиратскими копиями, 
поэтому многие производители с удовольствием 
дают другим компаниям право использования 
торговой марки. Некоторые организации 
создают системы франчайзинга, которым 
сложно подражать.      Информация 
о них доступна только независимым франчайзинговым 
фирмам, с которыми производители заключают 
договора. Несмотря на некую самостоятельность 
новоявленного бизнеса, франчайзи подчиняются 
главным изготовителям товаров, представителям 
услуг и проверяются ими. 
 
Глава 
2 Сущность коммерческой концессии. 
2.1. Понятие Франчайзинга.
Идея франчайзинга основана на передаче одним лицом другим хозяйствующим субъектам знаний и делового опыта, приобретенных в силу продолжительной и успешной работы в определенной области. К примеру, основными областями для использования франчайзинга в России в зависимости от профиля экономической деятельности являются: общественное питание; автотранспортные услуги; услуги по домохозяйству; услуги в сфере туризма, спорта и развлечений; медицинские услуги; услуги в сфере строительства; обучение и курсы повышения квалификации; социальные услуги; бизнес-услуги; розничная торговля; промышленность.
Франчайзинг в силу специфики правовой природы предоставляет широкие возможности отечественным компаниям перенимать деловой и управленческий опыт и технологии ведущих иностранных компаний, приемы и методы ведения предпринимательской деятельности, разработанные в мировой экономике, с целью повышения уровня хозяйствования в России.
Что дает франчайзинг обществу в целом?
Франчайзинг дает обществу прежде всего следующее.
- культуру 
ведения бизнеса. Строгая 
- решение проблемы занятости населения. Франчайзинг дает возможность быстрого решения проблемы занятости населения в различных регионах страны путем привлечения во франчайзинговый бизнес обширного круга лиц, не решающихся заниматься малым бизнесом без поддержки и обучения, поэтому основу потенциальных франшизополучателей могут составить оставшиеся без серьезной привлекательной работы представители военно-промышленного комплекса, научно-техническая интеллигенция, ушедшие в запас военнослужащие, начинающие предприниматели, студенты, домохозяйки и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью под руководством франшизодателя;
- новые технологии на службе малого бизнеса. Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезны для любого вида бизнеса, и российское предпринимательство также нуждается в освоении новых технологий в бизнесе, поэтому международный франчайзинг дает обществу любой страны идеальную возможность перенять у иностранных партнеров все положительные моменты успешного ведения франчайзингового бизнеса и адаптировать их к российским условиям рынка;
- большую 
узнаваемость продукта или 
 
 
 
 
 
 
 
Следует отметить, что для применения франчайзинга в России существуют следующие предпосылки:
- во-первых, это необходимость продвижения на российском и международных рынках товаров отечественных производителей;
- во-вторых, это 
- формирование малого 
- в-третьих, это 
необходимость формирования и 
отработки системы управления 
качеством на всей цепи 
- в-четвертых, 
это система правовых норм, которая 
может быть использована при 
формировании франчайзинга, что 
требует определенной 
Между тем, как полагает О.Н. Савинова, основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в Российской Федерации можно классифицировать по причинам их возникновения: экономические проблемы, организационно-правовые проблемы, социально-психологические проблемы3.
Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга объясняется прежде всего правовыми проблемами. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой4.
Между тем, как отмечает Ф.Г. Панкратов, успех франчайзинга в Российской Федерации базируется на следующих основных принципах:
1) постоянное 
сотрудничество и высокая 
2) общие для системы стратегия сбыта и ценовая политика;
3) совместное присутствие на рынке;
4) оказание поддержки и обмен информацией;
5) высокая 
степень предпринимательской 
6) планирование 
и прогнозирование развития 
7) преимущества конкуренции;
8) отлаженная система поставок;
Среди основных достоинств франчайзинга необходимо отметить и его недостатки:
- фирма-франчайзер ограничивает франчайзи в возможности получения права собственности на технологию, ноу-хау и другие нематериальные ценности.
- иногда на франчайзи может оказываться достаточно сильное давление с целью ограничения независимости;
- зачастую 
предпринимаются попытки со 
- покупая франшизу, франчайзи-предприниматель становится полностью зависимым от франчайзера.
Что касается международного коммерческого оборота, то франчайзинг получает наибольшее распространение в таких областях предпринимательской деятельности, как розничная торговля и сфера услуг. Это, прежде всего, связано с тем, что инвестиции в данных отраслях небольшие и организация бизнеса "с нуля" требует меньше времени.
Итак, под франчайзингом принято понимать отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) предоставляет второму лицу (франчайзи) "деловой комплекс", состоящий из охраноспособных (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.) и неохраноспособных (деловой опыт, знания и др.) прав для осуществления франчайзи предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера. В свою очередь, франчайзи обязуется выплачивать франчайзеру вознаграждение и выполнять иные обязанности, установленные договором.
Существует и иное определение франчайзинга, а именно: франчайзинг - это способ совместных действий с отечественным или зарубежным партнером на договорной (контрактной) основе, связанный с продажей коммерческой или промышленной лицензии, а также с непосредственным участием фирмы - владельца современной технологии (франчайзера) в производстве и сбыте продукции на рынке своего партнера (франчайзи).
Немаловажной деталью является и то обстоятельство, что наряду с понятием "франчайзинг", в литературе также употребляется термин "франшиза", который означает:
- лицензию или пакет прав, которая передается франчайзером (правообладателем) франчайзи (пользователю) по договору5.
- предприятие (фирму), созданное на основе франчайзинга6.
- сеть 
франчайзинговых предприятий, 
     
Франшиза (по определению экспертов ВОИС) 
- это договор, по которому одно лицо (правообладатель, 
франчайзер), имеющее систему ведения 
определенной деятельности, разрешает 
другому лицу (получателю, франчайзи) использовать 
эту систему согласно требованиям владельца 
франшизы в обмен на вознаграждение. 
 
 
 
 
 
 
Важно отметить, что в целях достижения необходимого уровня взаимодействия франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером, а именно:
- полностью 
принять точку зрения 
- доверять и уважать франчайзера и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзера к себе;
- принимать 
четко установленные правила 
и обязанности, указанные в 
договоре, поскольку после подписания 
договора они не подлежат 
- следовать 
операционным процедурам и 
- стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.
Взаимодействие между франчайзером и франчайзи основано на интересе, так как каждая из сторон извлекает свою выгоду из договора франчайзинга.
Рассмотрим интересы франчайзера (правообладателя) и франчайзи (пользователя).
Интересы франчайзера (правообладателя):
- расширение 
своего бизнеса за счет 
- фирменное 
наименование становится более 
известным, популярным и 
- увеличение 
участия на рынке без 
- увеличение контроля качества результатов деятельности по сравнению с результатами по лицензионным договорам;
- централизация 
маркетинговой и рекламной 
- экономия 
административно-хозяйственных 
- дополнительный доход в виде франчайзинговых платежей, который можно разделить:
а) на первоначальный единовременный взнос, который, как правило, должен покрывать следующие услуги: обучение персонала фирмы-франчайзи, поставка и установка оборудования, предоставление необходимой документации и т.д.
б) на периодические (текущие) взносы - это плата за управленческие услуги от суммы прибыли или от объема реализации, поэтому текущие платежи показывают, насколько эффективно действует франчайзинговая система;
Информация о работе Договор коммерческой концессии (франчайзинг)