Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа
На основании вышеприведённых аргументов, руководствуясь темой курсовой работы, возможно, определить цель исследования - это изучение и анализ основных конституционных условий возникновения и сущностного содержания обязанностей человека и гражданина РФ, проведение полновесного анализа и классификации обязанностей гражданина и человека.
             Исходя из обозначенной цели, ставятся следующие задачи курсовой работы:
    раскрытие системных связей и места института гражданства в комплексе конституционно-правовых прав личности путём определения важности отношений гражданства для человека и характера взаимосвязи между лицом и государством;
    анализ норм конституционного права, регулирующих общественные отношения, непосредственно связанные с институтом гражданства РФ: конституционно-правовой статус лиц без гражданства;
    поиск путей решения проблемы определения сущности единого гражданства и изучение этой категории, как сложившейся системы отношений, а также в свете принятого закона о гражданстве;
    проанализировать вопрос, касающийся гражданства детей.
Введение ……………………………………………………………………………………….1-3
Глава 1. Общее положение по гражданству …………………………………………………...4
1.1. Общее понятие гражданства……………………………………………………..4-9
            1.2. Принципы гражданства в Российской Федерации…………………………...10-14
            1.3. Основания и порядок приобретения гражданства  в Российской         Федерации………...................................................................................................................15-22
            1.4. Прекращение гражданства в Российской Федерации………………………..23-25
Глава 2.Конституционно – правовое регулирование гражданства детей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………26
2.1. Приобретение гражданства детей…………………………………………......26-27
2.2. Гражданства детей при усыновлении…………………………………………….28
2.3. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство………………………………………………………………….....29
Заключение………..…………………………………………………………..…….…………..30
Список использованной литературы……………..…………………………..……………….31
Содержание.
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Общее положение по гражданству …………………………………………………...4
1.1. Общее понятие 
гражданства…………………………………………………
1.2. Принципы гражданства в Российской Федерации…………………………...10-14
            
1.3. Основания и порядок приобретения гражданства  
в Российской         Федерации………..................
1.4. Прекращение гражданства в Российской Федерации………………………..23-25
Глава 2.Конституционно 
– правовое регулирование гражданства 
детей в Российской Федерации………………………………………………………
2.1. Приобретение 
гражданства детей…………………………………
2.2. Гражданства 
детей при усыновлении…………………………………………….
2.3. Гражданство 
детей и недееспособных лиц, над которыми 
установлены опека или попечительство…………………………………………
Заключение………..………………………………………
Список использованной 
литературы……………..…………………………..…
 
Введение
     В 
современный период всё большее 
значение приобретает проблема взаимоотношений 
между государством и личностью: 
к их числу относятся и вопросы 
гражданства. С разрушением СССР 
значительная часть советских граждан 
напрямую столкнулась с проблемой своей 
правовой связи с государством. Несомненно, 
об этом свидетельствуют изменения, произошедшие 
в правовом регулировании вопросов гражданства, 
и, в особенности - законодательное закрепление 
института двойного гражданства. 
            Гражданство 
- это устойчивая правовая связь человека 
с государством, выражающаяся  в  
совокупности их взаимных прав, обязанностей 
и ответственности и основанная на признании 
и уважении достоинства, основных прав 
и свобод человека и гражданина. С гражданством 
связаны самые существенные последствия 
для человека: объём его прав, свобод, обязанностей. 
Гражданство - это первый и основополагающий 
элемент правового статуса личности. Правовой 
статус человека и гражданина, главное 
содержание которого составляют права 
и обязанности, закрепляется всеми без 
исключения отраслями российского права, 
однако ведущая роль принадлежит конституционному 
праву, устанавливающему основы правового 
статуса человека и гражданина. Особый 
характер основ правового статуса человека 
и гражданина состоит в том, что они включают 
в себя наиболее значимые права, свободы 
и обязанности, имеющие особую ценность, 
как для человека, так и для государства.  
             
Гражданство достаточно сложная научная 
категория, неразрывно связанная с правовым 
статусом человека, охватывающая весь 
спектр взаимоотношений лица с государством 
и обществом. Взаимосвязь эта проявляется 
в невозможности нормального существования 
каждой из названных категорий по отдельности. 
Государство существует для того, чтобы 
обеспечивать реализацию интересов человека, 
защищать его права и свободы, в то же время 
для обеспечения исполнения своих функций 
государство требует неукоснительного 
соблюдения установленных правил поведения 
и исполнения обязанностей. Юридически 
данная взаимосвязь человека и государства 
оформляется гражданством или подданством. 
Обладание гражданством для человека 
служит гарантией полного распространения 
на него юрисдикции данного государства, 
обеспечение возможности реализации им 
своих прав и законных интересов, а также 
защиты остальных граждан от неправомерных 
действий какого-либо лица. Таким образом, 
институт гражданства выполняет двоякую 
социальную функцию, являясь средством 
и способом защиты прав человека, он вместе 
с тем выступает институтом защиты интересов 
государства. 
            В 
настоящее время правовые нормы, регламентирующие 
институт гражданства РФ, претерпевают 
значительные изменения. 31 мая 2002 г. был 
принят новый ФЗ "О гражданстве РФ", 
вступивший в силу с 1 июля 2002г., однако, 
следует заметить, что некоторые статьи 
старого закона  «О гражданстве», определяющие 
более "льготный" по сравнению с действующим 
законом порядок приобретения или прекращения 
гражданства РФ, продолжают действовать 
в отношении заявлений и ходатайств по 
вопросам гражданства, поданных до вступления 
в силу действующего закона. 
Перед Российской Федерацией стоят сложные 
задачи, связанные с развитием законодательства 
о гражданстве. Исходя из неразрывной 
связи суверенитета государства и института 
гражданства, Российская Федерация характеризуется 
единым гражданством на всей своей территории, 
а обладание им для лиц, проживающих на 
её территории, является гарантией распространения 
на них в полном объёме всего комплекса 
прав, свобод и обязанностей, предусмотренных 
законодательством. 
            Кроме 
того, при рассмотрения основного вопроса 
курсовой работы необходимо учитывать 
и те обстоятельства, что конституционные 
права человека и гражданина - не одно 
и то же. Эти две категории прав обычно 
упоминаются вместе, однако их содержание 
не тождественно. Права человека проистекают 
из естественного права, а права гражданина 
- из позитивного, хотя и те и другие носят 
неотъемлемый характер. Права человека 
являются исходными, они присущи всем 
людям от рождения независимо от того, 
являются они гражданами государства, 
в котором живут, или нет, а права гражданина 
включают в себя те права, которые закрепляются 
за лицом только в силу его принадлежности 
к государству (гражданство). Таким образом, 
каждый гражданин обладает всем комплексом 
прав, относящихся к общепризнанным правам 
человека плюс всеми правами гражданина, 
признаваемыми в данном государстве. В 
Российской Федерации признаются и гарантируются 
права и свободы человека и гражданина 
согласно общепризнанным принципам и 
нормам международного права и в соответствии 
с настоящей Конституцией.  
             
При рассмотрении вопроса обязанностях 
нельзя не отметить, что реализация всех 
прав и свобод и соблюдение обязанностей 
в полной мере возможны лишь при наличии 
настоящего демократического правового 
государства. В настоящее время Россия, 
вставшая на путь демократизации всех 
сфер жизни общества всё больше приобретёт 
черты правого демократического государства, 
каждый гражданин в отдельности призван 
содействовать этому, для этого, прежде 
всего надо знать свои права и обязанности 
и действовать в соответствии с ними, то 
есть необходимо повышать свою правовую 
культуру. Актуальность данной темы исследования 
заключается ещё и в том, что в настоящее 
время вопрос о гражданстве очень актуален 
по причине миграции населения из одних 
стран в другие, в том числе и в Россию. 
В то же время благодаря такому правовому 
положению человека, как гражданство, 
граждане обладают в отношении государства 
определёнными правами и могут требовать 
от него защиту своих прав. Особенно остро 
стоит проблема гражданства в период войны 
на определенных с Россией территориях, 
так как в Россию начинают прибывать тысячи 
беженцев, которым по закону предоставляется 
упрощённый порядок приобретения Российского 
гражданства. Это относится и к детям. 
Кроме того, в настоящее время актуальны 
браки между российскими гражданами с 
гражданами иностранных государств, что 
с неизбежностью приводит к необходимости 
решения вопроса о гражданстве детей, 
которые появятся от такого брака, либо 
уже имеются при вступлении в брак. Также 
наблюдается тенденция к увеличению числа 
усыновлений (удочерений) российских детей 
иностранными гражданами, что тоже приводит 
к необходимости определения гражданства. 
             
На основании вышеприведённых аргументов, 
руководствуясь темой курсовой работы, 
возможно, определить цель исследования 
- это изучение и анализ основных конституционных 
условий возникновения и сущностного 
содержания обязанностей человека и гражданина 
РФ, проведение полновесного анализа и 
классификации обязанностей гражданина 
и человека. 
             
Исходя из обозначенной цели, ставятся 
следующие задачи курсовой работы:
I. Общие положения по гражданству
1.1 Общее понятие гражданства
В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления всё ещё встречается термин ««подданство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множественность терминов, обозначающих принадлежность лица к государству.
Например, наряду с терминами «citizen» (гражданин) и «subject» (подданный) в англо-американской теории и практике широко также распространён термин «national », который буквально может быть переведён как «лицо, обладающее определённой национальной принадлежностью» (в юридическом смысле). Эта множественность терминов, означающих в настоящее время по существу одно и то же, порождена в прошлом колониализмом. В практике колониальных государств термин “гражданство” первоначально применялся лишь в отношении лиц, обладающих политическими и гражданскими правами в полном объёме. Коренное население колоний обычно относили к лицам, обладающим юридической принадлежностью к данному государству (nationals, ressortissants и т. д.). Крах колониализма привёл к изменению первоначального смысла упомянутых терминов. Некоторые из них вообще вышли из употребления, но их множественность сохранилась до сих пор.
Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве в каком-либо государстве. Но дело не в формальном законодательном регулировании гражданства. Гражданство – понятие, неразрывно связанное с государственностью. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия самого гражданства, хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Так или иначе, регламентация гражданства – внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.
В самом общем виде гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
     Родившись, 
человек обычно становится гражданином. 
Это значит, что на него распространяется 
суверенитет государства, а он приобретает 
определённые права и обязанности. 
Значимость проблемы гражданства определяется 
тем, что гражданство непосредственно 
связано с важнейшей основой конституционного 
строя - приоритетом интересов личности. 
"Человек, его права и свободы являются 
высшей ценностью. Признание, соблюдение 
и защита прав и свобод человека и гражданина 
обязанность государства" (ст. 2 Конституции 
РФ). 
            Отношения, 
связанные с гражданством республик Российской 
Федерации, регламентируются в их Конституциях 
и соответствующих законодательных актах.
Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причём наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6)1.
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Во-первых, гражданство - это связь двух субъектов: человека и государства. Иначе говоря, гражданство - это некое единство, которое возможно лишь при естественной и одновременно осознанной, разумной принадлежности друг другу человека и государства как лиц, обладающих определённым объёмом прав и обязанностей (ответственности).
Но связи могут быть фактические и правовые. Гражданство - это правовая связь. А это значит, что вопросы пребывания в гражданстве регулируются правом (законом, договором). Никто - ни отдельный человек, ни должностное лицо, ни государственный орган - не может договориться по вопросам гражданства фактически, если отсутствуют соответствующие нормативные правовые посылки. Для решения вопросов гражданства нужны соответствующие юридические действия. Это, во-вторых.
В-третьих, по своему характеру гражданство - это устойчивая правовая связь. А это значит, что гражданство существует постоянно. Оно не подвержено воздействию никакого автоматизма.
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (статья 15), записано2:
«1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
Соответствующие этому положению нормы получили закрепление в Конституции РФ и в Законе о гражданстве РФ.
В-четвертых, по своему юридическому содержанию гражданство представляет собой совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
В-пятых, гражданство — это такая устойчивая правовая связь человека с государством, которая имеет определённую нравственную отражённость; она основана на признании и уважении достоинства человека.
Достоинство — это такое свойство сознания, которое характеризует особое отношение человека к самому себе, а также со стороны других, общества, в котором признаётся ценность человека. С одной стороны, гражданство предполагает, чтобы в человеке достаточно хорошо были развиты самосознание и самоконтроль, известная требовательность лица к самому себе. Человек не должен совершать поступков, роняющих, порочащих его достоинство, и вместе с тем он вправе требовать того же и от других. С другой стороны, гражданство требует, чтобы государство, а также общество, проявляли уважение к человеку, признавали за ним определённые права и обязанности.
Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за её пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.3
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соответствующих законодательных актах.
Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
     Если 
исходить из гуманистических и 
По общему правилу, в России не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Только в порядке исключения они могут быть ограничены, но лишь на основе федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения защиты прав и свободы человека и гражданина, защиты конституционного строя. В частности, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, но в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Конституция РФ (ст. 88) правом введения чрезвычайного положения наделила Президента. Однако ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.