Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:23, контрольная работа
Цель данной работы раскрыть все аспекты понятия «гражданское общество».
Для этого поставлены следующие  задачи:
Всесторонне рассмотреть понятие «гражданское общество»;
Выявить особенности становления гражданского общества в России;
Изучить развитие современных идей гражданского общества;
Министерство образования и науки РФ
Федеральное Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Контрольная работа
Выполнил:
Проверил:
Новосибирск 2011
Оглавление.
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа это наличие гражданского общества. Гражданское общество дает характеристику совокупности разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленной деятельностью государственных органов, и показывает уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.
Цель данной работы раскрыть 
все аспекты понятия «
Для этого поставлены следующие задачи:
Данная тема актуальна 
в настоящее время, так как 
сейчас в нашей стране, которая 
продолжительное время 
Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей интересов личности социальных групп и объединений.
Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем, немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Джон Локк, Ш. Монтескье.
«Они отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан».1
«В рамках социологического анализа гражданское общество определяется как целостная совокупность неполитических, духовных и экономических отношений в обществе; сфера жизнедеятельности людей, характеризующаяся спонтанной самореализацией прав и свобод индивидов, гарантируемых законом. Более детальный анализ позволяет высветить отдельные особо значимые смысловые грани понятия "гражданское общество". Так, например, З.Т. Голенкова считает необходимым проводить дистинкцию между теоретико-аналитической и нормативной функциями этого понятия. На теоретико-аналитическом уровне последнее можно, как указывает она, рассматривать как "агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которой являются: гражданин со своими правами и гражданские (неполитические и негосударственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты". В то же время понятие гражданского общества имеет и нормативное измерение. Можно сказать, что оно содержит в себе некую нормативную концепцию, стимулирующую формирование специфических мотиваций к социально-политической активности определенного содержания».2
«Особый подход к проблеме 
гражданского общества прослеживается 
в марксизме. По мысли К. Маркса, социальные 
структуры гражданского общества представляют 
собой формы, в которых возникло 
буржуазное общество. Причем само гражданское 
общество имеет преходящий характер, 
поскольку оно порождает 
«У основоположников марксизма речь шла о построении коммунистического общества без государства. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда. Поэтому с точки зрения применительно к будущему отношения между государством и гражданским обществом теряли всякий смысл. Где нет государства, там нет правовых отношений и правовых институтов, нет там, соответственно, и прав. В царстве свободы вы не вправе поднять вопросы о свободах».4
«Возвращаясь к приведенной выше мысли З.Т. Голенковой о нормативной составляющей понятия "гражданского общества", нельзя не усмотреть здесь связи с проблемой правовой самореализаций личности. Нормативное содержание идеи гражданского общества как типа социальной системы, становление и само существование которой впрямую зависят от правовой самореализации индивидов, от их правосознания, правовой культуры и отражающего их качества поступков, направлено на формирование адекватной идеалу гражданского общества личностной ориентации, которая бы воплощалась в конкретных мотивациях и установках, в определенных стандартах правового поведения».5
Конец 20 века был ознаменован развалом СССР и крушением коммунистической системы. Были начаты первые действия в сторону создания правового государства, рыночной экономики и гражданского общества. Однако совершить исторический прорыв не удалось. Политика изменений, осуществлявшаяся после распада СССР, базировалась на корыстных интересах и вульгарных экономических подходах, отвергнутых опытом социально-экономического и интеллектуального развития стран Европы и мира.
Отказ от принципа социальной 
справедливости привел к снижению уровня 
и ухудшению качества жизни большинства 
россиян, вытеснению значительной части 
населения за черту бедности. Возникло 
резкое социальное расслоение - признак 
отсутствия среднего класса как гаранта 
стабильной демократии. Невыполнение 
социальных обязательств перед населением 
при одновременной приватизации 
узкой группой лиц национальных 
богатств и институтов государственной 
власти раскололо общество на преуспевающее 
меньшинство и проигравшее 
В то же время государство 
отказалось от своих прямых обязанностей 
по созданию в России правовых, социальных 
и экономических институтов, соответствующих 
современному обществу. Правовой вакуум 
содействовал криминализации российской 
экономики. Произошло сращивание бизнеса 
с государственными структурами, создавшее 
почву для бурного роста 
«В настоящее время 
формирование гражданского общества в 
России рассматривается как 
В России - несколько позже, 
чем в большинстве западных стран 
- начали формироваться идеи конституционного 
права, гражданского общества, разделения 
властей, политического 
Таким образом, в отличие 
от стран Запада, где демократия, 
как правило, стала результатом 
длительного либерально-
Рассмотрение современных идей гражданского общества предполагает во-первых, характеристику их социально-философских оснований, во-вторых, учет идейно-политических предпосылок, складывающихся под влиянием политических реалий, и, в-третьих, систематизацию научных концепций гражданского общества.
В качестве исходных, базисных социально-философских теорий, в рамках которых разрабатываются модели гражданского общества, рассмотрим 2 группы концепций: первый, формационный и цивилизационный подходы; второй, концепции модернизации и постсовременности.
«Формационный подход не получил широкого распространения в концепциях западных марксистов. Он разрабатывался в основном в отечественной марксистской литературе. Как известно, развитие общества характеризуется в марксизме как естественно-исторический процесс, в ходе которого различные общественно-экономические формации сменяют друг друга. Понятие “общественно-экономическая формация” выражает исторически конкретную стадию (тип, форму) общества, основанную на определенном способе производства»7.
«Понятие “гражданское общество”, разрабатываемое сторонниками формационного подхода, относится чаще всего к характеристике буржуазного строя или капитализма. Оно употребляется вслед за Марксом как в широком смысле (для обозначения буржуазной формы общества в целом), так и в узком (для теоретического выражения конкретной социальной организации, находящейся между базисом и надстройкой, между экономикой и государством)»8.
«Разрабатывая теоретическую модель современного гражданского общества, отечественные марксисты (Заславская Т.Е., Осипов Г.В. и др.) опираются прежде всего на следующие схему марксового анализа структуры общественно-экономической формации: “производительные силы – производственные отношения – общественные отношения (гражданское общество) – политический строй – формы общественного сознания”. Гражданское общество рассматриваются ими прежде всего как сторона общественной формации, находящаяся между способом производства и политическим строем»9.
«Цивилизационный подход к исследованию гражданского общества развивается параллельно и отчасти в противовес формационному подходу. Данный подход значительно расширяет границы его познания и преобразования. Суть его заключается в том, чтобы рассматривать гражданское общество в контексте развития цивилизации, общецивилизационного процесса. При этом формирование этого общества составляет, по мнению его сторонников, едва ли не основное содержание общецивилизационного процесса. В этом смысле современная цивилизация охватывает все те общественные системы, в которых сформированы институты гражданского общества (рыночные, демократические и правовые)».
«Теоретические основания цивилизационного подхода уходят своими корнями в концепции О. Шпенглера, А. Тойнби и П. Сорокина. Согласно им, гражданское общество отличается от других общественных форм более высоким уровнем цивилизованности. Критерием же цивилизованности общества объявляется при этом сам человек, степень его свободы, возможность саморазвития и самовыражения, а также его умение жить в мире и согласии с другими людьми. Отсюда следует, что содержанием цивилизационных процессов, ведущих к построению развитого гражданского общества, становится развитие человека, реализация общечеловеческих ценностей»10.
В качестве идейного основания 
своих концепций различные 
«Исходя из данного ряда дихотомий, 
можно выделить четыре основные идейно-политические 
доктрины гражданского общества: либерально-демократическую 
(доктрина “рыночной демократии”), 
социал-демократическую (концепция 
“демократического социализма” 
и “социалистического гражданского 
общества”), авторитарно-буржуазную (доктрина 
“государственного капитализма”) и авторитарно-социалистическую 
(доктрина “государственно-
«Сторонники доктрины “государственного (авторитарного) капитализма” рассматривают гражданское общество как сферу частного бизнеса, семейно-родственных и иных негосударственных отношений, образующих в своей совокупности социально-экономическую базу капиталистического государства»12.
«Для сторонников концепции “демократического социализма” (В. Брандта, Э. Фрэнкиля и др.) гражданское общество есть совокупность общественно-политических организаций и институтов, которые наряду с демократическим государством образуют основу социальной (экономической, политической и пр.) демократии. Однако они склонны к частичному отождествлению политических и экономических структур гражданского общества»13.