Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:02, реферат
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
2.3 Правоохранительная служба как вид государственной службы
Государственная служба и ее виды (автор: Романов Д.И.)
<< Назад Содержание Вперед >>
2.3 Правоохранительная служба как вид государственной службы
Правоохранительная служба 
– вид федеральной 
Правоохранительная служба характеризуется тем, что она осуществляется не любыми способами, а лишь с помощью юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения, регламентируемые законом. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.
Следующим признаком правоохранительной службы является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержания.
Характерным для правоохранительной службы является и то, что государственные служащие правоохранительных органов реализуют свои полномочия в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.
Не менее важным признаком 
правоохранительной службы является и 
то, что она может осуществляться 
лишь в специально уполномоченных государственных 
органах, комплектуемых соответствующим 
образом подготовленными 
Правоохранительная 
В настоящее время законодатель не принял самостоятельного закона о правоохранительной службе. Деятельность государственных служащих в правоохранительной сфере регулируется законами о конкретных правоохранительных органах. В связи с тем, правоохранительная деятельность носит многоплановый характер, осуществляется большим количеством органов, в данной дипломной работе будут рассмотрены лишь некоторые из правоохранительных органов, в которых проходит государственная правоохранительная служба.
Достаточно детально урегулирован вопрос правоохранительной службы в органах внутренних дел. 23 декабря 1992 года Верховный Совет РФ утвердил Положение о службе в органах внутренних дел РФ в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993; ФЗ от 30 июня 2002, с изм., внесенными ФЗ от 21 июля 1998 г.; 17 июля 1999 г.; 27 декабря 2000 г.; 30 декабря 2001 г.; 25 июля 2002 г. [1]
Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.
Правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).
Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, настоящим Положением и контрактом.
При исполнении служебных 
обязанностей сотрудник органов 
внутренних дел находится под 
защитой государства. Никто, кроме 
органов и должностных лиц, прямо 
уполномоченных на то законом, не вправе 
вмешиваться в его 
Отмена или изменение 
решения, принятого сотрудником 
органов внутренних дел при осуществлении 
служебных обязанностей, сами по себе 
не влекут его ответственности, если 
они не явились результатом 
Сотрудник органов внутренних 
дел в своей служебной 
Действие Положения о 
службе в органах внутренних дел 
распространяется на лиц рядового и 
начальствующего состава 
Кроме того, действие Положения, распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно - исполнительной системе Министерства юстиции РФ. - Федеральный закон от 21.07.1998 N 117-ФЗ.[3]
Положение, утвержденное данным документом, применяется в части, не противоречащей Закону РФ от 18.04.1991 "О милиции" в редакции Федерального закона от 17.07.1999 года.[4]
Милиция в Российской Федерации 
- система государственных 
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статье 2 закона о милиции задачами милиции являются:
обеспечение безопасности личности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
охрана общественного 
порядка и обеспечение 
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Иные задачи на милицию могут быть возложены только Законом о милиции.
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудниками милиции 
в Российской Федерации являются 
граждане Российской Федерации, состоящие 
на должностях рядового или начальствующего 
состава органов внутренних дел, 
которым в установленном 
Сотрудники милиции могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в случаях:
а) нахождения в распоряжении органов внутренних дел;
б) нахождения за штатом;
в) прикомандирования к 
органам государственной 
Сотрудникам милиции выдаются 
служебные удостоверения 
Сотрудники милиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации.
Сотрудники милиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения, указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел Российской Федерации.
Обусловленные особенностями 
службы ограничения некоторых 
Согласно статье 17.1 закона 
о милиции устанавливаются 
Специальные звания начальствующего 
состава милиции являются пожизненными. 
При прекращении службы к имеющимся 
специальным званиям 
Порядок присвоения и лишения специальных званий сотрудников милиции определяется федеральным законом.
Порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел урегулирован ст. ст. 22 - 33 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и главой 12 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и некоторыми другими нормативно-правовыми актами.
Министром внутренних дел 
РФ присваиваются первые специальные 
звания среднего и старшего начальствующего 
состава органов внутренних дел 
до полковника милиции включительно. 
Он же в установленном 
Сотрудник милиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:
- оказывать помощь, в том 
числе первую до врачебную, 
гражданам, пострадавшим от 
- в случае обращения 
к нему граждан с заявлениями 
о событиях, угрожающих личной 
или общественной безопасности, 
либо в случае 
Для выполнения служебных 
обязанностей сотрудник милиции 
может использовать права милиции, 
предусмотренные Законом о 
Сотрудник милиции, в чьи 
должностные обязанности 
Орган внутренних дел является 
органом дознания. Поэтому, будучи сотрудником 
органа внутренних дел, сотрудник милиции, 
в чьи должностные обязанности 
возложено осуществление 
Сотрудник милиции принимает меры к пресечению правонарушений независимо от территории их совершения. Одной из таких мер признается составление протокола об административном правонарушении. [7]
Полномочия сотрудников 
местной милиции, в том числе 
оперативно-начальствующего