Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 18:15, реферат
Нефть, нефтепродукты и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом. 
Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются по степени развития и регионального размещения, по уровню технической оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных грузопотоков по пропускной и провозной способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям и другим данным.
Введение……………………………………………………………………...3 – 4 
1.   Зарождение и развитие трубопроводного транспорта в России (СССР)………………………………………………………………...............4 – 6 
Нефть………………………………………………………………………….6 – 7 
2.   Бурение и область применения, классификация способов бурения…..7 – 9 
3.   Вращательное и ударное бурение………………………………………10 
4.   Бурильная колона…………………………………………………….......10 
4.1  Назначение бурильной колоны……………………………………..10 – 11 
     4.2  Состав бурильной колоны…………………………………………..11 – 13 
5.  Бурильные трубы…………………………………………………….…...13 – 14 
      5.1  Непрерывные бурильные трубы…………………………………...14 – 17
    
      5.2  Буровые долота………………………………………………..….....17 – 18 
6.  Магистральный транспорт……………………………………………….18 – 21
7.  Список используемой литературы…………………………………….....22
Министерство образования и науки Российской федерации
Самарский государственный технический университет
РЕФЕРАТ
                              
                     
Тема: Нефть, бурение, 
Выполнил: студент II-ЗФ-17 Белоусов А.В.
Проверил: Артюшкин В.Н.
                              
                              
                              
Введение…………………………………………………………
1.   Зарождение и развитие 
трубопроводного транспорта в России 
(СССР)………………………………………………………………
Нефть…………………………………………………………………
2. Бурение и область применения, классификация способов бурения…..7 – 9
3.   Вращательное и 
ударное бурение………………………………………
4.   Бурильная колона……………………………………………………....
4.1 Назначение бурильной колоны……………………………………..10 – 11
4.2 Состав бурильной колоны…………………………………………..11 – 13
5.  Бурильные трубы…………………………………………………….…...
5.1 Непрерывные бурильные трубы…………………………………...14 – 17
      5.2  Буровые долота………………………………………………..…...
6.  Магистральный транспорт…………………
7.  Список используемой 
литературы…………………………………….....
                              
 
      Нефть, нефтепродукты 
и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, 
морским, речным и автомобильным транспортом.  
Все эти виды транспорта имеют свои особенности. 
Они различаются по степени развития и 
регионального размещения, по уровню технической 
оснащённости и условиям эксплуатации, 
возможностями освоения различных грузопотоков 
по пропускной и провозной способности 
на отдельных направлениях и участках, 
по техническим параметрам и технико-экономическим 
показателям и другим данным.  
Трубопроводный транспорт довольно необычен. 
Он не имеет транспортных средств, вернее, 
сама инфраструктура "по совместительству" 
является транспортным средством. Движение 
груза осуществляют насосные станции. 
Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного 
и даже водного. Он не требует большого 
персонала.  
Не каждый, к сожалению, знает, что значит 
словосочетание "трубопроводный транспорт", 
хотя он играет важную роль в нашей обычной 
жизни. Например, самый повседневный вид 
трубопроводного транспорта — водопровод 
и канализация.  
Во-первых, не секрет, что Россия является 
одним из крупнейших экспортёров нефти 
и газа в мире, а также в нашей стране проходит 
немало магистральных трубопроводов.  
Во-вторых, трубопроводный транспорт обладает 
большим количеством достоинств:  
1.  Магистральные трубопроводы позволяют 
обеспечить возможность подачи практически 
неограниченного потока нефти, автобензинов, 
дизельных и реактивных топлив в любом 
направлении;  
2.  По магистральным трубопроводам можно 
осуществлять последовательную перекачку 
нефти разных сортов или нефтепродуктов 
различных видов, а также разных газов;  
3.  Работа магистральных трубопроводов 
непрерывна, планомерна в течение года, 
месяца, суток и не зависит от климатических, 
природных, географических и других условий, 
что гарантирует бесперебойное обеспечение 
потребителей;  
4.  Трубопровод может быть проложен практически 
во всех районах РФ, направлениях, в любых 
инженерно-геологических, топографических 
и климатических условиях;  
5.  Трасса трубопровода — это кратчайший 
путь между начальным и конечным пунктами 
следования и может быть значительно короче, 
чем трассы других видов транспорта;  
6.  Сооружение трубопроводов проводят в 
сравнительно непродолжительные сроки, 
что обеспечивает быстрое освоение нефтяных 
и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих 
заводов;  
7.  На магистральных трубопроводах может 
быть обеспечено применение частично 
или полностью автоматизированных систем 
управления технологическими процессами 
(АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов 
и газа;  
8.  Трубопроводный транспорт имеет лучшие 
технико-экономические показатели по 
сравнению с другими видами транспорта 
нефтяных грузов, а для транспорта природного 
газа, находящегося в газообразном состоянии, 
является единственно возможным.  
Возможность значительной автоматизации 
и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного 
управления технологическими процессами 
способствует поддержанию оптимальных 
режимов эксплуатации трубопроводных 
систем, сокращению расхода электроэнергии, 
а также потерь нефти, нефтепродуктов 
и газа при перекачке, сокращению численности 
обслуживающего персонала.  
Однако несмотря на упомянутые преимущества, 
нужно отметить и два существенных недостатка: 
большой расход металла и "жёсткость" 
трассы перевозок, то есть невозможность 
изменения направления перевозок нефти, 
нефтепродуктов или газа после постройки 
трубопровода.
1.  ЗАРОЖДЕНИЕ 
И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА 
В РОССИИ (СССР)  
 
   Трубопроводный транспорт 
России имеет более чем вековую историю. 
У истоков создания трубопроводного транспорта 
был Д.И. Менделеев, считавший, что только 
строительство трубопроводов обеспечит 
надежную основу развития нефтяной промышленности 
и выведет российскую нефть на мировой 
рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного 
транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, 
К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, 
И.П. Илимов и многие другие русские ученые, 
инженеры и изобретатели. 
Появление трубопроводного транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах.
С 70-х годов бурдюки 
были вытеснены деревянными бочками 
емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки 
был чрезвычайно дорогим. Еще 
в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении 
Баку рекомендовал построить трубопровод 
для перекачки нефти с 
В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера, предприимчивого организатора технического производства, Александра Вениаминовича Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании "Братья Нобель" Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.
Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. После подписания контракта 25-летний В.Г. Шухов получает полную свободу действий по проектированию и строительству этого трубопровода. Ему предстояло впервые в России спроектировать полный комплекс сооружений трубопровода и воплотить проект в жизнь.
Поездка В.Г. Шухова в Америку накануне прибытия в Баку, безусловно, оказала влияние на эту работу. Ведь американцы практически осуществили идею Д.И. Менделеева, считавшего, что "необходимо, и даже крайне, проложить трубы и по ним вести сырую нефть до морских судов или до заводов, расположенных на море". Несколько позже Д.И. Менделеев писал по этому поводу: "Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути".
Шухов активно приступает к организационным работам по подготовке к прокладке трубопровода. Трубы для нефтепровода были выписаны из Америки, поскольку по качеству, низкой цене, быстроте поставок они были вне конкуренции. Строительство трубопровода сопровождалось постоянным противодействием его противников - владельцев бондарных предприятий, контор по перевозке нефти и самих возчиков. Поджог строительного склада в Балаханах, нарушение целостности труб, множество других помех при строительстве вынуждают Л.Нобеля прибегнуть к таким мерам, как охрана трассы, перекупка возчиков.
Трудности не сломили В.Г. 
Шухова, трубопровод был построен, 
и 1878 год вошел в историю как 
год строительства первого 
В 1881 году В.Г. Шухов публикует свою работу "Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности", которая на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. К 1883 году общая длина нефтепроводов в Бакинском районе составила 96 км с общей пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в сутки. Трубопроводы практически вытеснили все другие виды перевозок нефти.
Одновременно со строительством 
промысловых трубопроводов 
К концу 1914 года общая протяженность нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278,7 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14,000 км, в том числе магистральных 7,000 км. Уровень развития трубопроводного транспорта был явно не в пользу России, хотя уровень технической оснащенности был примерно одинаков.
События, последовавшие после 1914 года, не были созидательными. Война, революция, вновь война, но уже гражданская, не способствовали строительству трубопроводов.
С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный лад. Фронт и тыл надо было обеспечить горючим, для этого следовало: во-первых, всемерно увеличить добычу нефти в старых нефтяных районах; во-вторых, резко повысить добычу нефти в новых нефтяных районах и, прежде всего, между Волгой и Уралом, а также на востоке.
Особое место в истории трубопроводного транспорта занимает прокладка бензопровода по дну Ладожского озера. Этот трубопровод помог ленинградцам выдержать блокаду. Проект был подготовлен в сжатые сроки, поэтому многие узлы и элементы строили по эскизам. Он был сооружен за 43 дня – с 5 мая по 16 июня 1942 года. Ежедневно трубопровод подавал 400-600 тонн топлива в Ленинград. Бензопровод проработал без аварий более двадцати месяцев и отключен после снятия блокады.
После войны интенсивный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Строятся новые нефтепроводы.
К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства новых магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах - лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит российской нефти.
Происходит полная реорганизация нефтяной промышленности и в России. 1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России.
Нефть – это природная горючая маслянистая жидкость, которая состоит из смеси углеводородов самого разнообразного строения. Их молекулы представляют собой и короткие цепи атомов углерода, и длинные, и нормальные, и разветвленные, и замкнутые в кольца, и многокольчатые. Кроме углеводородов нефть содержит небольшие количества кислородных и сернистых соединений и совсем немного азотистых. Нефть и горючий газ встречаются в земных недрах как вместе, так и раздельно. Очень интересна история добычи и переработки нефти. Как и многие другие источники органических веществ, она была известна многим древним народам. Раскопки на берегах Евфрата установили, что за 6000—4000 лет до н. э. нефть применяли как топливо. Есть сведения, что у нас на Кавказе нефть использовалась 2000 лет тому назад. Арабский историк Истархи, живший в Х в., свидетельствует, что с древних времен бакинцы вместо дров жгли землю, пропитанную нефтью. Нефть издавна вывозили из Баку в качестве осветительного материала.
Бурение скважин и промышленная добыча нефти началась, однако, гораздо позже. В 50—60-х годах XX в. на первый план среди горючих ископаемых выдвинулись нефть и газ.
Работа автомобилей и 
Природный горючий газ состоит из газообразный углеводородов – метана, этана, пропана.
Нефть и горючий газ накапливаются в пористых породах, называемых коллекторами. Хорошим коллектором является пласт песчаника, заключенный среди непроницаемых пород, таких, как глины или глинистые сланцы, препятствующие утечке нефти и газа из природных резервуаров. Наиболее благоприятные условия для образования месторождений нефти и газа возникают в тех случаях, когда пласт песчаника изогнут в складку, обращенную сводом кверху. При этом верхняя часть такого купола бывает заполнена газом, ниже располагается нефть, а еще ниже — вода.
О том, как образовались месторождения нефти и горючего газа, ученые много спорят. Одни геологи — сторонники гипотезы неорганического происхождения — утверждают, что нефтяные и газовые месторождения образовались вследствие просачивания из глубин Земли углерода и водорода, их объединения в форме углеводородов и накопления в породах — коллекторах.
Другие геологи, их большинство, полагают, что нефть, подобно углю, возникла из органической массы, погребенной на глубину под морские осадки, где из нее выделялись горючие жидкость и газ. Это органическая гипотеза происхождения нефти и горючего газа. Обе эти гипотезы объясняют часть фактов, но оставляют без ответа другую их часть.
Полная разработка теории образования нефти и горючего газа еще ждет своих будущих исследователей.
Группы нефтяных и газовых месторождений, подобно месторождениям ископаемого угля, образуют газонефтеносные бассейны. Они, как правило, приурочены к прогибам земной коры, в которых залегают осадочные породы; в их составе имеются пласты хороших коллекторов.
В нашей стране давно известен Каспийский нефтеносный бассейн, разработка которого началась в районе Баку. В 20-х годах был открыт Волго-Уральский бассейн, который назвали Вторым Баку. В 50-х годах был выявлен величайший в мире Западно-Сибирский бассейн нефти и газа. Крупные бассейны, кроме того, известны и в других районах страны — от берегов Ледовитого океана до пустынь Средней Азии. Они распространены как на материках, так и под дном морей. Нефть, например, добывается со дна Каспийского моря.
Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам нефти и газа. Большое преимущество этих полезных ископаемых — сравнительное удобство их транспортировки. По трубопроводам нефть и газ поступают за тысячи километров на фабрики, заводы и электростанции, где используются как топливо, как сырье для производства бензина, керосина, масел и для химической промышленности.
2. БУРЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ БУРЕНИЯ
Бурение - процесс сооружения горной выработки цилиндрической формы - скважины, шпура или шахтного ствола - путём разрушения горных пород на забое. Бурение осуществляется, как правило, в земной коре, реже в искусственных материалах (бетоне, асфальте и др.). В ряде случаев процесс бурения включает крепление стенок скважин (как правило, глубоких) обсадными трубами с закачкой цементного раствора в кольцевой зазор между трубами и стенками скважин.
Область применения бурения многогранна: поиски и разведка полезных ископаемых; изучение свойств горных пород; добыча жидких, газообразных и твёрдых (при выщелачивании и выплавлении) полезных ископаемых через эксплуатационные скважины; производство взрывных работ; выемка твёрдых полезных ископаемых; искусственное закрепление горных пород (замораживание, битумизация, цементация и др.); осушение обводнённых месторождений полезных ископаемых и заболоченных районов; вскрытие месторождений; прокладка подземных коммуникаций: сооружение свайных фундаментов и др.
Информация о работе Нефть, бурение, трубопроводный транспорт