Чрезвычайная ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

В основе воздействия аэрогидродинамического фактора, как уже отмечалось, лежат силы природы, пока еще не поддающиеся управлению человеком, хотя уже имеются технические возможности для их прогнозирования. Характерным для воздействия этих сил является наличие вторичных поражающих факторов, а также комбинированное их воздействие. Так, при наводнениях возможно затопление больших территорий, смыв зданий, сооружений, мостов, а также аварии на предприятиях, заражение СДЯВ. загазованность и другие повреждения. Следствием бурь и ураганов, кроме разрушений ударной волной, могут быть пожары, аварии с заражением местности СДЯВ и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральный закон.docx

— 67.08 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон №28-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера» от 24.12.1994г. постановление правительства РФ № 1064 от 13 сентября 1996г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Основные понятия, классификация, оповещения и действия при ЧС. Аварии , катастрофы, стихийные бедствия. Основные первичные факторы при ЧС природного характера. Защита населения от стихийных бедствий.

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации  организационно-правовые нормы в  области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан  и лиц без гражданства, находящихся  на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его  части, объектов производственного  и социального назначения, а также  окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

(в ред. Федерального закона  от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции) 

 

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а  также предприятий, учреждений и  организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения  в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

  Основные  понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся  в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или  иного бедствия, которые могут  повлечь или повлекли за собой  человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение  условий жизнедеятельности людей.

(в ред. Федерального закона  от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции) 

 

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

(в ред. Федерального закона  от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции) 

 

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при  возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни  и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и  материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных  для них опасных факторов.

(в ред. Федерального закона  от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Зона чрезвычайной ситуации - это  территория, на которой сложилась  чрезвычайная ситуация. 

 

Специализированные технические  средства оповещения и информирования населения в местах массового  пребывания людей - это специально созданные  технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

(часть пятая введена Федеральным  законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования  угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения  чрезвычайной ситуации порядок организации  деятельности органов управления и  сил единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

(часть шестая введена Федеральным  законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов  управления и сил единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и  организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

(часть седьмая введена Федеральным  законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

 

Чрезвычайные ситуации социального  характера

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

войны;

локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные  и др.)

голод;

крупные забастовки;

массовые беспорядки, погромы, поджоги  и др.

ЧС одного типа могут вызывать, в свою очередь, ЧС других типов.

По масштабу

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой  распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства  Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

Локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась  чрезвычайная ситуация и нарушены условия  жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

Муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской  территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального  ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

Межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более  поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

Регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек  либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

Межрегионального характера, в  результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального  ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

Федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального  ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или  процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться  сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.

Вторая – инициирование чрезвычайного  события, лежащего в основе ЧС.

Третья – процесс чрезвычайного  события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии  или вещества), оказывающих неблагоприятное  воздействие на население, объекты  и природную среду.

Четвёртая – стадия затухания (действием  остаточных факторов и сложившихся  чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации  чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации её прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта  фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться ещё до завершения третьей фазы. Продолжительность  этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Основные причины чрезвычайных ситуаций

Причины возникновения ЧС и сопутствующие  им условия подразделяют на внутренние и внешние.

Внутренние причины

К внутренним относятся:

сложность технологий;

недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;

проектно-конструкторские недоработки  в механизмах и оборудовании;

Внешние причины

К внешним относятся:

стихийные бедствия;

неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов (интернет);

терроризм;

войны

 

 

Поражающие факторы ЧС и их классификация

 

Как результат ЧС возникают те или  иные факторы, способные в момент возникновения или впоследствии оказать вредное или губительное  воздействие на человека, животных и растительный мир, а также объекты  народного хозяйства. Как правило, в результате их воздействия происходят гибель или серьезные, опасные для здоровья поражения людей, заметно снижающие их работоспособность, полные разрушения или снижения производительных возможностей объектов народного хозяйства.

Эти факторы принято называть поражающими. По механизму своего воздействия  они могут являться первичными или  вторичными, а также носить комбинированный  характер.

Так, в результате воздействия ударной  волны (первичный поражающий фактор) разрушаются объекты, возникают  пожары, затопления, которые будут  являться вторичными поражающими факторами. В отдельных ЧС возможно одновременное воздействие нескольких поражающих факторов (ударная волна, световое излучение, воздействие ионизирующего излучения), в таких случаях поражения людей и повреждения объектов народного хозяйства будут носить комбинированный характер.

К основным поражающим факторам ЧС относятся следующие.

Ударная волна - возникает, например, при взрывах (взрывы котлов, газопродуктопроводов, опасных грузов), а также при воздействии сейсмических волн при землетрясении.

Ионизирующее излучение. Возникновение этого поражающего фактора возможно при авариях на АЭС, взрывах ядерных боеприпасов, при нарушении технологических процессов на производстве и техники безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения. При этом возможно облучение людей в момент возникновения ЧС и при заражении радиоактивными веществами (РВ) окружающей среды, при выбросе их в атмосферу.

Так, при аварии на Чернобыльской  АЭС имело место непосредственное облучение от источников излучения  персонала и спасательных формирований в момент аварии и ее ликвидации. Кроме того, значительная часть Белоруси, Украины, часть Российской Федерации подверглись заражению РВ. И сегодня продолжается их вредное воздействие на человека, животных и растительный мир.

Заражение окружающей среды  сильнодействующими ядовитыми и  боевыми отравляющими веществами (СДЯВ).Это может иметь место при авариях на производстве, железнодорожном транспорте, при ведении боевых действий, а также в быту.

Аэрогидродинамический фактор. Как правило, этот поражающий фактор возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнения, тайфуны и ураганы, смерчи, обвалы, оползни, снежные лавины, ливни и т. п. В отдельных случаях (разрушение плотин, аварии на гидроэлектростанциях) этот фактор может иметь техногенное происхождение.

Температурный фактор - воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (пожары на производстве, воздействие светового излучения, снежные завалы, катастрофы на море и ряд других критических ситуаций).

Заражение окружающей среды  бактериальными средствами. Возникновение этого фактора возможно при грубых нарушениях санитарно-гигиенических правил эксплуатации объектов водоснабжения и канализации, режима работы отдельных учреждений, нарушении технологии в работе предприятий пищевой промышленности и в ряде других случаев.

Информация о работе Чрезвычайная ситуация