Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:02, контрольная работа
Историческое развитие института банкротства было по началу таково, что разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Так Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление.
1.1 История развитие 
законодательства о 
Историческое развитие института банкротства было по началу таково, что разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Так Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление.
Уже в дореволюционной 
России была создана целая система 
норм о банкротстве, которые образовывали 
конкурсное право. Гражданско-правовое 
регулирование банкротства 
Терминология понятийного аппарата банкротства отталкивался от понятий иностранного права. Так, например, в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, дается такое понятие банкротства: - это юридический термин торгового права, означающий "неоплатность лица, производящего торговлю, происшедшую от его вины"[1]. Однако уже в то время выделяли следующие признаки банкротства:
1. Банкротство - есть неоплатность, 
т. е. такое состояние 
2. Субъектом банкротства, 
то есть банкротом, является 
лишь лицо, производящее торговлю, 
в противоположность прочим 
3. Неоплатность должна происходить от вины должника.
Такое понятие банкротства было заимствовано Россией из Французского торгового права, так, французское законодательство относило банкротство к преступлениям, рассматривая его как социально-торговое преступления. Российская система о банкротстве строилась схожим образом.
В 1891 году в России действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в главе XII которого (ст. 1163-1165) "О нарушении постановлений о кредите" в качестве наказания за "злоупотребление доверием", выносилось в виде тюремного заключения (вплоть до высылки в Сибирь) и лишения права торговли. Однако эти наказания, если и приносили моральное удовлетворение заимодавцам, то уж не гарантировали возврата денежных средств.
Законодательство о 
Современный этап развития 
гражданского права, в том числе 
проблема гражданско-правового 
Коснемся и современной 
правовой реформы. При подготовке ныне 
действующего Федерального закона выбор 
у законодателя был невелик. Все 
существующие в законодательстве различных 
стран подходы к определению 
несостоятельности должника можно 
свести к двум вариантам: в основе 
признания должника банкротом предусматриваются 
либо принцип его 
Следует отметить, что в законодательстве некоторых государств используется такой критерий, как неоплатность, требующий анализа баланса должника (например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должника наряду с неплатежеспособностью признается и "сверхзадолженность", то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, - ликвидационной или реабилитационной.
По этому же пути пошел и новый российский Закон о несостоятельности (банкротстве): должник - юридическое лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления. В отношении же несостоятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет применяться принцип неоплатности, то есть превышения кредиторской задолженности над стоимостью их имущества.
Итак, в январе 1998 года юридическая общественность, российские предприниматели получили для изучения новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Он был подписан Президентом РФ 8 января 1998 г. и опубликован в "Российской газете" 20 и 21 января. С марта 1998 года этот Закон уже применяться на практике.
Действующий Федеральный 
закон "О несостоятельности (банкротстве)" 
значительно отличается от ранее 
применявшегося Закона РФ "О несостоятельности 
(банкротстве) предприятий" и включает 
в себя целый ряд положений, являющихся 
новыми для российского 
По сравнению с Законом от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" объем его вырос более чем в три раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений процессуального характера, появилось много принципиально новых норм материального права.
По структуре новый 
Закон содержательнее и последовательнее 
прежнего. «Нет сегодня тех смешений 
процессуальных и материальных норм, 
которые были характерны для Закона 
от 19 ноября 1992 г. Например, нормы глав 
1, 2, 4 направлены на урегулирование материально-правовых 
вопросов. Глава 3 "Разбирательство 
дел о банкротстве в 
Действующий Закон в отдельных 
параграфах отразил особенности 
процедуры банкротства для 
Другая характеристика, о 
которой необходимо сказать, касается 
понятийного аппарата. Основные понятия 
содержит ст.2 нового Закона. Уточнения 
коснулись, например, арбитражного управляющего, 
который сегодня может 
Сама формулировка представляется более совершенной и отточенной по сравнению с той, которая содержалась в ст.1 Закона от 19 ноября 1992 г.
Кроме самого определения, новый Закон (ст.3) содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента наступления даты исполнения). Кроме того, для гражданина вводится дополнительный признак: превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. Еще один признак, имеющий содержательное значение, сформулирован в ст.5. Он касается размеров задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее 500, а к должнику - гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность.
Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей.
Претерпели изменение и нормы, касающиеся процедуры банкротства, или так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов "реорганизация" и "ликвидация". Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл.4).
Ныне действующий закон подробно останавливается на процедуре конкурсного производства. Достаточно внимания новый Закон уделил и мировому соглашению. Ему посвящена глава 7, включающая десять статей, подробно раскрывающих форму, содержание и правовые последствия заключенного мирового соглашения.
В настоящее время нужно констатировать новый этап по развитию законодательства о несостоятельности (банкротстве). Так, 24 декабря 2001 года Правительство Российской Федерации издало распоряжение о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации данной редакции проекта Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (новая редакция), подготовленной Минэкономразвития РФ с учетом замечаний ФСФО (Федеральная служба финансового оздоровления) России.
В пояснительной записке 
к проекту Федерального закона "О 
несостоятельности (банкротстве)" указывается, 
что практика применения Федерального 
закона "О несостоятельности (банкротстве)" 
(ныне действующей редакции) выявила 
недостаточную защиту прав и законных 
интересов различных лиц, участвующих 
в процедуре банкротства, а также 
пробелы, позволяющие использовать 
законодательство о несостоятельности 
(банкротстве) как механизм для избавления 
от конкурентов, ухода от налогообложения, 
необоснованного 
Подчеркивается, что в настоящее время актуальными являются следующие проблемы в сфере несостоятельности (банкротства):
1) нарушение прав должника 
и учредителей должника - возбуждение 
процедуры банкротства по 
2) нарушение прав миноритарных 
кредиторов при проведении 
3) нарушение прав государства 
как кредитора по налоговым 
платежам;4) непрозрачность процедур 
банкротства, недостаточная 
5) вывод активов должника 
в интересах определенного 
7) Приведенный перечень 
проблем не является 
Информация о работе Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве)