Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:05, реферат
Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис. Но в то же время и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей2.
1.      Мировоззрение  и идеология
 
2.      Общечеловеческие  ценности
 
3.      Национально-государственное  самосознание и патриотизм
 
4.      Религиозный  аспект идеологии белорусского  государства
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА
ИДЕОЛОГИИ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
1. Мировоззрение и идеология
2. Общечеловеческие ценности
3. Национально-государственное самосознание и патриотизм
4. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
Мировоззрение и идеология
Применительно к отечественной 
традиции принципиальное значение приобретает 
осмысление и содержательная характеристика 
основных приоритетов идеологического 
процесса, его ценностных ориентиров 
и мировоззренческих оснований, 
сущности государственной идеологии, 
воспитательного потенциала и механизмов 
формирования политической культуры и 
политической социализации личности, 
приоритетов социально–
Подобно тому, как мировоззрение 
представляет собой систему взглядов 
на мир в целом и место человека 
в нем, идеология в обобщенной 
форме выражает систему взглядов, 
представлений и идей об основах 
социально-политического 
Идеология способствует формированию 
и развитию политического сознания 
людей (индивидуального и 
Общечеловеческие ценности
Cовременная Беларусь представляет собой трансформирующееся или транзитивное общество, в котором пока еще не сформирована аксиологически ориентированная государственность, целостная система мировоззренческих ценностей, приемлемых для людей, познавших горечь и разочарование крушения кумиров и иллюзий, тяжелое испытание Чернобыльской трагедией и человеческого бытия "на изломе", в эпоху "великих перемен". С одной стороны, возникают новые, демократические модели мировосприятия, с другой стороны, пока еще сохраняются мировоззренческие стереотипы коммунистических идеологем. Парадоксы и разочарования новых идеалов и ценностей сочетаются с непреодолимым желанием отказа от модели «жить по-старому». Но из этого не следует, что мы должны отказаться от рационального осмысления происходящего, от веры в разум, в смысл человеческой истории, в человеческую свободу, в возможность преобразования личностного и социального сознания на разумных началах, ибо разум, а значит мораль, совесть, справедливость являются значимыми для нас до тех пор, пока они определяют нашу личную и социальную позицию и поведение, ибо то, что создано разумом, может быть достойно использовано лишь в том случае, если в этом использовании разум же участвует.
Необходимость поиска новых мировоззренческих структур отношения к миру стала лейтмотивом XX Всемирного конгресса (10-16 августа 1998 г. Бостон, США) выступила идея обращения к человеческому разуму, его защиты, а через обращение к разуму — примирению человечества, его воспитанию. Просветительская тема конгресса "Пайдея: Философия в воспитании человечества" подчеркивала необходимость рационального осмысления происходящего в мире, поиска путей сосуществования в рамках альтернативных взглядов и подходов, решения глобальных проблем, воспитания человечества и особенно молодого поколения в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур и терпимости по отношению друг к другу, открытой коммуникации, веры в рациональное начало, плюрализма мнений, гибкой, а не силовой стратегии решения конфликтов и преодоления кризисов. Первый в XXI столетии XXI Всемирный философский конгресс «Философия лицом к мировым проблемам» (август 2003) также призывает человечество к рациональному переосмыслению происходящих в мире процессов и к согласию.
Права человека являются главной 
общечеловеческой ценностью гражданского 
общества. Права человека – политические, 
гражданские, социальные, экономические 
и культурные – впервые были закреплены 
в виде Всеобщей декларации прав человека 
в резолюции Генеральной 
В Конституции Республики Беларусь записано (ст. 2), что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Другим принципиальным положением Конституции в области прав человека является признание равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции и в Разделе II «Личность, общество, государство».
Закрепление прав и свобод 
человека произошло в таких законах, 
как: Закон о правах ребенка; Закон 
о свободе вероисповедания и 
религиозных организациях; Закон 
о национальных меньшинствах; Закон 
об общественных организациях и др. 
Человек, его права и свободы 
в нашей стране конституционно провозглашены 
в качестве «высшей ценности», которую 
государство обязано 
Национально-государственное самосознание и патриотизм
Фундаментальными приоритетами 
и консолидирующей идеей 
Необходимо учитывать и культурно-духовный статус белорусского народа, который определяет нравственные начала и нормы социальной жизни и поведения человека в обществе. Здесь важно осмысление геополитического положения Беларуси, располагающейся на стыке двух культур, двух цивилизаций — Востока и Запада. Восточные славяне, находясь на перекрестке мировых цивилизаций, подобно другим "контактным" государствам и обществам, занимавшим такое же положение (Древний Рим, Византия, Эллинский Восток и т. д.), находились в состоянии "дрейфующего общества", постоянного "раскачивания" между двумя космосами — Востоком и Западом, и несли болезненное и порою трагическое бремя его маятникового движения. Но отсюда и в высшей степени необходимые для сохранения современной цивилизации фундаментальные черты, например, белорусского народа — его толерантность, гибкость, уступчивость, открытость, жертвенность, доброта, совестливость, или широта, открытость, антиномичность, свойственные «русской душе».
Возможно, на современном этапе цивилизационного развития с его тенденцией к единству мирового процесса, признанием культурного плюрализма и необходимостью отказа от всякой иерархии культур, а значит и отрицанием европоцентризма, именно славянский мир сможет сыграть ведущую роль творческого посредника между Востоком и Западом, и тем самым послужит их интеграции, пониманию, а не противостоянию и желанию подчинить друг друга. Находясь же на перекрестке цивилизаций и в силу своего геополитического статуса, став местом встречи Востока и Запада уже внутри славянства Беларусь в этом процессе мирового единения может сыграть заметную роль.
В своей национальной культуре 
белорусский народ, как и другие, 
выражают свою индивидуальность, придавая 
отдельным элементам культуры общенациональный 
тон. С точки зрения общей теории 
систем, лишь достаточно сложная система, 
обладающая значительным числом элементов, 
жизнеспособна и перспективна в 
своем развитии. Поэтому развитие 
национальных культур, а на ее основе 
высшей национальной идеи и самостоятельного 
развития способствуют динамичному 
развитию мировой культуры и цивилизации 
в целом. Это не противоречит идее 
глобализации жизненного мира и современной 
истории, ставшей одной из центральных 
тем 90-х годов. Глобализация представляет 
собой сложный и многомерный 
процесс, проявляющийся в экономической, 
политической, информационной и культурной 
универсализации, когда территориальность 
исчезает как организующий принцип 
социальной и культурной жизни. Заметим, 
что в данном случае скорее следует 
говорить об осмыслении диалектики локального 
социально-культурного 
Фундаментальную роль в становлении 
белорусской государственности 
играют культурные традиции, которые 
актуализируют национальную историческую 
память, гарантирующую преемственность 
общечеловеческого и 
Белорусская культура, подобно русской, формировалась как культура синтетическая, как культура, которая достаточно легко ассимилировала в себе влияния других культур. В силу своего географического положения, она в значительной степени толерантна и восприимчива к чужой, иной позиции, а, следовательно, динамична и мобильна в своих содержательных аспектах. Беларусь, как и Россия, всегда выступала как неповторимое единство двух начал — активного и пассивного в силу своей устремленности духовными интенциями на Запад, и укорененности материальных оснований в общинных укладах Востока.
В белорусской культуре имеются реальные предпосылки для осуществления гармоничного единства восточной и западной традиций по отношению к природе. В контексте современной экологической проблематики, связанной с постчернобыльским существованием наших народов, осуществляется пересмотр существующих ценностей и идет поиск новых мировоззренческих ориентации, и в частности, отказ от использования силы по отношению к природе, характерной для западноевропейской цивилизации в отличие от восточной культуры, где воплощались идеи гармонии человека и природы, бережного к ней отношения. Такие представления о гармоничном взаимоотношении человека и природы, отказ от использования силы по отношению к природе, человеку и обществу в целом, формирование толерантности и взаимопонимания, поиск консенсуса между человеком и остальным миром, которые утверждаются в силу чернобыльской трагедии в современной культуре, могут стать ведущими аксиологическими основаниями будущего цивилизационного развития. Уникальная и неповторимая национальная культура, опирающаяся на национальные духовные принципы, способна стимулировать духовно-возвышающие человека ценности.
В становлении государственности 
важное место занимают приоритеты социально-политической 
консолидации общества, основывающиеся 
на реализации демократических принципов 
разделения законодательной, исполнительной 
и судебной ветвей власти; соблюдении 
прав и политических свобод человека; 
адаптации демократических 
Продолжение демократизации 
белорусского общества и достижение 
политической консолидации и стабильности 
предполагает постепенный переход 
к подлинному народовластию; гарантию 
свободного политического выбора, создание 
и развитие частной собственности; 
численное наращивание среднего 
класса; совершенствование 
Для формирования устойчивой 
и ценностно ориентированной 
государственности важен 
Поскольку общество является 
именно такой сложноразвивающейся 
системой, то при управлении социальными 
процессами с этой точки зрения необходимо 
учитывать, что: переход от прошлого 
к будущему совершается здесь 
через достаточное проявление случайности 
и переход от неустойчивости (хаоса) 
к устойчивости (порядку); малейшие 
(слабые) изменения структурных 
Из этого следует, что без государственного управления и регулирования сложными социальными процессами (экономическими, политическими) невозможно устойчивое динамическое состояние общества, необходим конструктивный синтез компонентов планирования с наличием демократических свобод, «степени свободы», «веера возможных выборов» развития различных сфер культуры и экономики, их многовариантного развития, а не однозначно заданного вектора. Согласно синергетике*, будущее состояние системы открыто, оно детерминировано настоящим, и вместе с тем будущее присутствует в действительности. Динамика социальных процессов определяется не только прошлым состоянием системы, но и будущим. «Память о будущем», воспоминания о будущем заложены в свойствах самой среды. Наши установки сейчас нас ориентируют, образцы процессов задаются до самих процессов. Детерминация будущим может сыграть решающую роль («Прошлое еще впереди» — пронзительно прочувствовала и отметила М. Цветаева).
Информация о работе Мировоззренческая основа идеологии Белорусского государства