Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление роли и особенностей функционирования малых предприятий в современных условиях, и рассмотрение принципов действия данных предприятий на примере ООО «Волжаночка».

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..….. 3
1. Сущность малых предприятий и их место в современной экономике……………………………………………………………….... 5
1.1. Понятие, роль и особенности функционирования малых предприятий…………………………………………………………….... 5
1.2. Проблемы современного малого бизнеса в России…………………… 10
2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия ООО «Волжаночка», особенности его создания и функционирования…..... 14
2.1. Экономическая характеристика деятельности малого предприятия ООО «Волжаночка»……………………………………………………...14
2.2. Управление предприятием ООО «Волжаночка»……………………… 18
3. Комплекс мер по поддержке малого предпринимательства……….…. 23
Заключение………………………………………………………………. 30
Список литературы……………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях.docx

— 102.17 Кб (Скачать файл)

В то же время субъектам малого предпринимательства присущи и определённые недостатки, в частности:

  • высокий уровень предпринимательского риска, что предопределяет определённую неустойчивость их положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • нехватка финансовых ресурсов и сложности, связанные с привлечением внешних источников финансирования.

 

1.2. Проблемы современного малого бизнеса в России

Многие характерные особенности малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.

Их деятельность и развитие зависит от множества факторов, среди которых:

  • налоги;
  • законодательство;
  • экономическая ситуация в целом;
  • возможность получения кредита и его ставка;
  • платежеспособность партнёров;
  • политическая ситуация;
  • действия правительства, местных властей, Центрального Банка;
  • уровень коррупции;
  • наличие площадей и возможность их арендовать;
  • наличие информации, опыта и квалифицированных кадров;
  • криминальная обстановка;
  • общественное отношение к предпринимателям и другие.

В 2004 г. Всемирный Банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса: понимание правил». По его данным, в России не самые благоприятные условия для ведения бизнеса. Анализ возможности ведения бизнеса рассматривался по пяти позициям. Так, было учтено время и средства, необходимые для того, чтобы открыть дело, набрать и уволить рабочую силу, заключить контракт, получить кредит и закрыть дело. Для того чтобы открыть бизнес, в России необходимо пройти 12 процедур, на Украине - 14 процедур, а в Белоруссии 19. В то же время, в США необходимо пройти всего 5 процедур, а в Канаде и Австралии – лишь 2.

По данным Госкомстата, количество малых предприятий в России составляет около миллиона, общая численность занятых на них работников – порядка 13 миллионов человек. Таким образом, на 1000 жителей в России приходится в 6 раз меньше малых предприятий, чем в Германии, в 7,5 - чем в Великобритании, в 13 раз - чем в США. Более половины малых предприятий в России сосредоточено в 8 субъектах РФ, половина от этой половины - в Москве. Подавляющие большинство - в сфере торговли и общепита. Доля теневого сектора составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства в нашей стране.

Дело в том, что малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими проблемами.

Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически государству предстоит создать новый широкий сектор Народного Хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей в условиях крайнего недостатка средств, не могло образоваться резерва, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. В настоящее время предпринимаются меры для изыскания этих средств, но этого все же пока не достаточно. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они крайне трудно реализуемы из-за отсутствия у большинства из предпринимателей необходимого залогового обеспечения и кредитных историй.

Следующая проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. На практике до настоящего времени не решена проблема по устранению необоснованных административных барьеров, в первую очередь - со стороны контролирующих (надзорных) органов, сдерживающих развитие предпринимательства. В 2003 году был принят закон, устанавливающий трехлетний мораторий на проверки контролирующими органами предприятий малого бизнеса. Однако запрет не распространяется на налоговиков, таможню и милицию, а также на внеплановые проверки, от которых малый бизнес больше всего страдает.

Еще одна важная проблема — кадры. В России ощущается недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности.

Комплекс непростых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая система социальных гарантий и социального обеспечения в современных условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.

Среди важных проблем можно выделить и группу трудностей, связанных с функционированием предприятия. Сфера предпринимательства в современной России в значительной степени криминализована. Существует теневой сектор экономики, показатели которого вышли за пределы допустимых параметров вследствие большой налоговой нагрузки на малый бизнес. Известны многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям (навязывание невыгодных условий договоров, нарушение установленного порядка ценообразования, изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступу на рынок, установление монопольно низких цен).

Все эти и другие проблемы являются причиной отсутствия заметной динамики в развитии малого предпринимательства в России, свидетельствуют о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

 

 

  2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВОЛЖАНОЧКА», ОСОБЕННОСТИ ЕГО СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

2.1. Экономическая характеристика ООО «Волжаночка»

Общество с ограниченной ответственностью «Волжаночка» успешно работает на Волгоградском рынке уже более 7 лет.

Юридический адрес организации: 400002, г. Волгоград, ул. Новосибирская, 72.

ООО «Волжаночка» осуществляет свою деятельность на основании Устава, который разработан в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Соучредителями организации являются Шендакова Елена Михайловна и Фёдорова Лидия Ивановна.

Цель деятельности ООО «Волжаночка» - получение прибыли и наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных юридических и физических лиц в товарах, работах и услугах, производимых организацией в соответствии с предметом её деятельности.

Организация самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, исходя из конъюнктуры рынка, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Хозяйственная деятельность организации осуществляется на основе договоров с заказчиками и потребителями.

Прибыль, получаемая организацией в результате ее хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению по действующему законодательству и после выплаты налогов и других платежей используется для создания фондов организации, которые повышают активность деятельности.

Организация осуществляет самостоятельную деятельность по следующим направлениям:

  • сдача в аренду собственных площадей для других организаций;
  • оказание услуг химчистки и прачечной для населения и организаций;
  • выделка шкур животных;
  • пошив текстильных, меховых и изделий из кожи, как для частных клиентов, так и для организаций;
  • торговля, в том числе товарами собственного производства.

Все виды деятельности осуществляются организацией на основании соответствующих специальных разрешений, т.е., лицензий.

Деятельность ООО «Волжаночка» направлена на предоставление услуг широким слоям физических и юридических лиц и не зависит от крупных поставщиков, так как осуществляет все закупки самостоятельно.

В таблице 1 представлены показатели деятельности организации.

Таблица 1.

Показатели деятельности ООО «Волжаночка» за 2009 – 2011 гг.

Показатель

Значение показателя, в тыс. руб.

Изменение значений показателя*, %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г. от 2009 г.

2011 г. от 2010 г.

Выручка от продаж

8037

7135

6199

-12,6

-15,1

Объем товарной продукции

545

1441

1307

62,2

-10,3

Себестоимость продукции

7880

6962

5561

-13,2

-25,2

Фонд оплаты труда

197

204

360

3,4

43,3

Среднемесячная зарплата

1,4

1,3

1,8

-7,7

27,8

Прибыль

157

173

638

9,2

72,9

Численность работников

12

13

17

7,7

24


* Процентное изменение значений показателей исчисляется по следующей формуле:

Процентное отклонение = .

Исходя из данных приведенных в таблице 1, можно сказать, что в целом, в 2010 году, финансовое состояние предприятия не улучшилось. Выручка от продажи продукции в стоимостном выражении составила 7135 тыс. руб., снизившись к уровню прошлого года на 902 тыс. руб. или на 12,6%. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. так же наблюдается снижение на 15,1%.

Объем товарной продукции отражает стоимость произведенной в текущем году готовой продукции на предприятии, предназначенной для реализации. Объем товарной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 62,2%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился на 10,3%. Это обусловлено снижением себестоимости продукции.

Соответственно, себестоимость проданных товаров также снизилась: в 2010 г. – на 13,2%, а в 2011 г. – на 25,2%, что связано с уменьшением объемов производства в 2011 г.

Для фонда оплаты труда характерно увеличение на 3,4% в 2010 г., и на 43,3% в 2011 г., что связано с увеличением средней заработной платы на предприятии в 2011 г.

Среднемесячная заработная плата в 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшилась на 7,7%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросла на 27,8%.

Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Не смотря на сокращение объемов производства и реализации, прибыль с каждым годом увеличивается: в 2010 г. – на 9,2%, и в 2011 г. – на 72,9%.

Среднегодовая численность работников организации в 2010 г. выросла на 7,7%, а в 2011 г. – на 24%. Это связано с расширением деятельности ООО «Волжаночка», что потребовало увеличения штата организации.

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменении производительности труда – результирующего показателя работы предприятия, в котором отражаются как положительные стороны работы, так и все его недостатки.

Производительность труда, характеризуя эффективность затрат труда в материальном производстве, определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции. Таким образом, для расчета производительности труда используем следующую формулу:


Производительность труда = .

 

Рентабельность – показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в объединениях, отраслях экономики и в народном хозяйстве в целом. Рентабельность комплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.

Показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств.

   Показатель рентабельности рассчитываем по формуле:


Рентабельность = .

 

Рассчитав показатели рентабельности и производительности труда, используя данные таблицы 1 , получаем следующие данные:

Таблица 2

 

Показатель

Значение показателя

Изменение значений показателя, %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г. от 2009 г.

2011 г. от 2010 г.

Производительность труда

45,4

110,9

76,9

59,1

-44,2

Рентабельность

0,3

0,1

0,5

-200

80

Информация о работе Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях