Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 09:31, курсовая работа
Предмет исследования – экспериментирование как эффективный метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Целью работы является изучение эффективности метода экспериментирования детей 5-6 лет для формирования представлений о неживой природе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в экспериментальную деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений о неживой природе.
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет…………………...6
Комплекс знаний о неживой природе в программах ДОУ………………….12
Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе………………………………………………..21
Выводы по 1 Главе………………………………………………………….....33
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
2.1 Сформированность знаний о  неживой природе детей 5-6 лет………………34
2.2 Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования………………………………………………………..…….37
2.3 Результаты сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет …………………………………………………………………………………40
2.4 Выводы по 2 Главе……………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….45
Литература……………………
Н.А.Рыжова обращает внимание на характерную особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающуюся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации. Старший дошкольник интересуется явлениями неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты неживой природы по внешним признакам. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. В старшем дошкольном возрасте ребенок легко усваивает знания о объектах неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы.
Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что у дошкольника к 5-6 годам сформированы все психические, познавательные и мыслительные процессы необходимые для исследовательской и экспериментальной деятельности, способствующие формированию представлений о неживой природе.
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, 
направленных на экологическое воспитание 
дошкольников. Рядом психологов созданы 
авторские программы, в которых представлены 
психологические аспекты экологического 
образования  дошкольников. К комплексным 
программам относятся: «Радуга», «Детство», 
«Развитие», «Истоки», «Детский сад – 
дом радости», «Кроха», к специальным экологическим 
программам – «Семицветик», «Природа 
и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь 
вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог», 
«Лучики».  Все программы соответствуют 
новой концепции воспитания дошкольников, 
предусматривающей личностно-ориентированную 
модель воспитания, индивидуальный подход 
к развитию интеллектуальных и художественных 
способностей ребенка. В настоящее время  идет становление 
новой системы дошкольного образования. 
С введением и утверждением приказа Минобрнауки 
России от 23.11.2009 N9 655 «Федеральные государственные 
требования к структуре основной общеобразовательной 
программы дошкольного образования» появилась 
новая модель организации образовательного 
процесса, которая предусматривает решение 
программных образовательных задач в 
совместной деятельности взрослого и 
детей (непосредственно образовательная 
деятельность и режимные моменты) и самостоятельной 
деятельности дошкольников. Непосредственно 
образовательная деятельность реализуется 
через организацию различных видов детской 
деятельности (игровой, двигательной, 
коммуникативной, трудовой, познавательно-
Следует отметить программы, которые получили 
свое дальнейшее развитие в наибольшей 
степени.   Программа Н.А. Рыжовой  «Наш 
дом – природа»(1998), нацеленная на воспитание 
гуманной, социально активной и творческой 
личности. Её основная цель — воспитание 
с первых лет жизни гуманной, социально-активной, 
творческой личности, способной понимать 
и любить окружающий мир, природу и бережно 
относиться к ним. Экологическое образование 
рассматривается как неотъемлемая часть 
общего образования. Программа содержит 
базовый компонент, который конкретизируется 
с учетом местных условий: эколого-географических, 
национально-культурных, построена на 
принципах развивающего обучения и направлена 
на развитие личности ребенка в целом. 
Она ориентирует воспитателя на системный 
подход в экологическом образовании. Реализуется 
на основе принципа интеграции и системы 
детской деятельности. Программа содержит 
10 блоков; каждый из них включает обучающий 
и воспитывающий компоненты - получение 
знаний о природе и развитие у детей разных 
аспектов отношения к ней. Пять блоков 
рассматривают область неживой природы 
(вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены 
живой природе - растениям, животным и 
экосистеме леса, два - взаимодействию 
человека с природой. Все разделы связаны 
друг с другом, а завершающие темы являются 
обобщением предыдущих.  
Особенно ценно то, что программы Н.А.Рыжовой 
имеет продолжение и в начальной школе.  
Программа С. Николаевой «Юный эколог» 
(1999), созданная на основе собственной 
концепции экологического воспитания  
дошкольников и ориентированная на личностный 
подход к ребенку и всестороннее его развитие. «Юный эколог» - программа, созданная 
на основе Концепции экологического воспитания 
дошкольников,  автором которой является 
С.Н.Николаева. Программа включает две 
подпрограммы: 1) программу экологического 
воспитания дошкольников; 2) программу 
повышения квалификации дошкольных работников 
в области экологического воспитания 
детей.  Таким образом, одновременно решается 
вопрос становления начал экологической 
культуры у детей и развития ее у взрослых, 
воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное 
теоретическое и экспериментальное обоснование, 
сориентирована на личностный подход 
к ребенку и всестороннее его развитие. 
Программа экологического воспитания 
детей содержит 6 разделов. Первый – это 
элементарные сведения о мироздании, неживой 
природе Земли и ее значении в жизни живых 
существ. Следующие два посвящены раскрытию 
взаимосвязи растений и животных со средой 
обитания. Четвертый прослеживает роль 
среды обитания в процессе роста и развития 
отдельных видов растений и высших животных. 
В пятом раскрываются взаимосвязи внутри 
сообществ, жизнь которые доступна для 
наблюдения дошкольников. Шестой раздел 
показывает разные формы взаимодействия 
человека с природой.  
Усвоение материала автор предлагает 
определить по детским проявлениям, которые 
представлены во всех разделах позицией 
«отношение». 
   В основе программы Кондратьевой Н.Н. «Мы» лежит идея гуманизации, воспитания 
человека с развитой системой ценностных 
ориентаций. Содержание программы способствует 
развитию личности ребенка в целом, его 
экологического сознания, экологического 
поведения в природе, правильного отношения 
к ней. Один из авторов «Детства» - Н. Н. 
Кондратьева разработала свою парциальную 
«Программу экологического образования 
детей «Мы». Азбука экологии». 
В основе содержания программы лежат постепенно 
расширяющиеся представления о живом 
организме. В первом разделе дети знакомятся 
с растениями, животными и человеком как 
живыми существами во втором узнают о 
приспособленности живых организмов к 
среде обитания. Третий раздел посвящен 
росту, развитию и размножению живых организмов, 
а четвертый раскрывается взаимосвязь 
живых организмов в экосистемах, связь 
человека с природой, для которого она 
является средой обитания. 
Во всех разделах знания это ведущий фактор 
развития у детей экологического сознания. 
Программа «Мы» предполагает традиционные 
виды детской деятельности - наблюдение, 
моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность 
и конструирование. В каждом разделе показаны 
различные аспекты ценности природы для 
человека - познавательные, эстетические, 
нравственные и средообразующие.  Программа 
«Планета - наш дом» (1995) И. Белавиной, Н. 
Найденской освещает культурологический аспект экологического 
воспитания и ориентирована на формирование 
экологических представлений у детей, 
которое осуществляется посредствам развития 
у них положительного отношения к природе 
с помощью музыки, художественного образа, 
наблюдений, игр, опытов и рисования. Особенности 
программы: общим теоретическим принципом, 
которому должен соответствовать занятия 
по программе, является принцип многообразного 
предъявления одного и того же объекта 
темы ребенка; условия для эмоционального 
воздействия на чувства ребенка создаются 
путем использования ярких художественных 
и музыкальных образов Природы; экологические 
знания базируются на привычном детям 
мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, 
игр, опытов и рисования; программа рассчитана 
на содружество и сотворчество детей и 
взрослого и имеет продолжение в начальной 
школе. Но, к сожалению, в программе не 
в полной мере отражено осуществление 
индивидуального подхода, учет.
Рассмотрим более подробно, каким образом представлена в данные программы знакомят дошкольников с неживой природой.
В программе «Мы» Кондратьевой Н.Н. предлагаются знания о неживой природе, как источника, удовлетворяющем живую природу и условия ее существования. Опытничество как метод практически не используется. Опыты даны в виде предложений и правил: «опыты с неживыми объектами:
В опытах выявляй свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, содействия солнца. Учись пользоваться приборами в опытах: термометром, лупой, весами, магнитом… Если опыт длительный, попробуй зарисовать его этапы в виде рисунков и моделей. Об опыте и его результате расскажи сверстникам».
В программе «Планета – наш дом» Белавиной И. используется поблочное распределение занятий. Разделы:
Программа включает в себя опыты, как обязательный метод в учебно-воспитательной работе, однако опыты предложены элементарные и в малом количестве. Занятия предлагаются в системе последовательно:
Программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой в основном предусматривает как важнейшие методы в формировании экологических знаний и умений:
Предусматривается циклическая организация наблюдений и опытов с выходом на практическую деятельность – природоохранные акции. Рассматриваются отдельно темы «Вода», «Воздух», «Почва и камни». Формируются следующие знания о неживой природе.
Тема «Вода».
Знания. Вода - это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха и вкуса, поэтому она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если добавить краску; может обрести разный вкус и запах, если добавить соль, сахар, лимон и др. Вода может быть чистой и грязной: чистая - прозрачная, грязная - мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании - в пар. Лед твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить - он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые облака - это большое скопление пара. При резком сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла.
Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам - растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.
Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому.
Отношение. У детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях.
Тема «Воздух».
Знания. Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить. Воздух можно почувствовать, когда он движется - дует ветер, работает вентилятор. Некоторые животные могут летать по воздуху, они к этому приспособлены. Человек летать не может, он придумал разные приспособления для полета по воздуху: парашют, дельтаплан, самолет, воздушный шар.
Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый, свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать.
Отношение проявляется в познавательном интересе - желании детей участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по его обнаружению.
Тема «Почва и камни».
Знания. Дети знакомятся с почвами - землей, песком, глиной и их свойствами. Земля темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой; глина желтая, плохо пропускает воду, сухая - твердая, мокрая - пластичная и липкая, принимает любую форму, из нее можно лепить фигуры; песок желтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду.
Земля нужна всем растениям, они в ней растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке.
Дети знакомятся с природными камнями: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и величины; морские камни всегда гладкие и округлой формы - такими их сделало море - постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде, мокрые камни красиво блестят. Уголь черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в земле, его специально добывают шахтеры. Он хорошо горит и дает много тепла. Уголь нужен заводам и электростанциям. Мел белый, твердый и хрупкий - легко ломается, пачкается, им можно рисовать. Мел получают из горной породы. Гранит очень твердый камень, пестрый, разной окраски. Его добывают в горах, обрабатывают, шлифуют - он становится гладким, блестящим, красивым. Гранитные плиты очень прочные, долго не разрушаются, их используют в строительстве зданий, памятников.
Отношение выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам с разными почвами и камнями, в добровольном участии в коллекционировании камней, в рисовании на асфальте.
Программа Рыжовой Н.А. «Наш дом - природа» предусматривает поблочное планирование. 
Блоки: 
Блоки включают в себя:
Экспериментированию уделено большое внимание - в каждом блоке и в каждом занятии. Знания, полученные ранее, постоянно закрепляются в разнообразной деятельности: игры, беседы, изодеятельность, праздники, акции.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что во всех рассмотренных программах экологического воспитания детей дошкольного возраста, знания о неживой природе выносятся в отдельные разделы и рассматриваются с особым вниманием. Вместе с тем, хочется отметить, что не во всех программах уделяется должное внимание методу экспериментирования.
 
1.3 Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе
Задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ усложняются из года в год, совершенствуются содержание и методы обучения детей. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов деятельности. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов определен примерный объем систематизированных знаний. При этом детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны разнообразные методы обучения.
Дошкольников знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные представления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях [Ю.А.Акимова, 2007]