Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2012 в 12:42, реферат
Цель работы: рассмотреть образование как социальный институт .
Задачи: изучение потребностей в образовании, качества образования, отношение общества и обучающихся  к образованию,  изучение  его  социальной ценности,понимание и  оценка его роли  в  жизни общества и личной жизни, выявление роли образования как фактора социального статуса.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время очень много дискуссий разворачивается вокруг института образования. Причину найти нетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненными обстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения – того, что социологи называют образованием.
Образование – один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие – ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. Поэтому исходя из вышесказанного, считаю данную тему реферата актуальной и многозначащей в жизни всего общества.
Цель работы: рассмотреть образование как социальный институт .
Задачи: изучение потребностей в образовании, качества образования, отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности,понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни, выявление роли образования как фактора социального статуса.
1. Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни;
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся;
5. идеология - академическая 
свобода, прогрессивное 
Образование представляет собой 
социальную подсистему, имеющую свою 
структуру. В качестве ее основных элементов 
можно выделить учебно-воспитательные 
учреждения как социальные организации, 
социальные общности (педагоги и учащиеся), 
учебный процесс как вид 
Образование – это социальный 
институт, выполняющий функции подготовки 
и включения индивида в различные 
сферы жизнедеятельности 
Более конкретно образование 
можно охарактеризовать как относительно 
самостоятельную систему, функцией 
которой является систематическое 
обучение и воспитание членов общества, 
ориентированное на овладение определенным 
знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными 
ценностями, умениями, навыками, нормами 
поведения, содержание которых определяется 
социально-экономическим и 
Подготовка к самостоятельной 
жизни сегодня, не только более продолжительное, 
чем в традиционном обществе, но 
и дорогостоящее мероприятие. Дать 
полноценное образование всем желающим, 
то есть представителям всех социальных 
слоев, человеческое общество смогло только 
в XX веке. Десятки тысяч лет оно 
накапливало для этого 
Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до трети национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.
Наиболее важная задача, выполняемая институтом образования в современном обществе - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.
Система образования как институт включает следующие компоненты:
• органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
• сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;
• творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;
• учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;
• образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;
• учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
• периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макроинститут (наряду с такими макроинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.).
К функциям образования относят:
• передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
• генерирование и хранение культуры общества;
• социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;
• определение статуса личности;
• социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;
• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
• создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.)
• социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
• социальный контроль
В социологии существует понятие формального и неформального образования. Сам термин «Формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций
(школы, училища, техникумы, 
а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;
б) нормативным требованиям 
Исходя из вышесказанного, напрашивается 
вывод, что функционирование системы 
формального образования 
В социологии объектом изучения выступает 
прежде всего система формального 
образования, отождествляемая с 
процессом образования в целом, 
поскольку образовательным 
Под «Неформальным образованием» 
понимается несистематизированное 
обучение индивида знаниям и навыкам, 
которые он стихийно осваивает в 
процессе общения с окружающей социальной 
средой (друзьями, сверстниками), или 
путем индивидуального 
2. История развития института образования
В первобытных обществах 
Вместе с расширением 
Специальную подготовку и обучение 
с использованием особой группы учителей 
получают дети из богатых семей. Обучение 
детей из других сословий осуществлялось 
в процессе ученичества, когда подростка 
на определенный срок отдавали на учебу 
в дом к торговцу, купцу, ремесленнику. 
Большая часть населения - крестьянство 
- обучала своих детей, передавая 
им знания в ходе трудового 
В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.
Несколько позже культурно-
Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.