Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
социальная инженерия 
- уровень практического 
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная.
Социология — 
наука о жизни общества, и она 
тесно взаимосвязана с другими общественными 
науками, отражающими его сложную многогранную 
жизнедеятельность. 
с самого начала 
своего развития социология выступила 
теорией эволюционных изменений, лишенных 
«изломов», социальных катаклизмов, «анархии 
умов». В целом позиция Конта 
в социальной теории была обозначена 
им же самим как «позитивистская», то есть 
делавшая упор не на радикальной революционности 
и низвержении существующих структур, 
а на их «позитивной» перестройке. Позитивная 
стадия развития общечеловеческого интеллекта, 
по мысли Конта, венчает эволюцию человечества 
в целом – это есть стадия овладения наукой 
социального познания и социального управления. 
3) Социология 
как наука об обществе ведет 
свое происхождение с середины 
XIX века. Основы социологии были 
заложены в произведениях 
Марксизм 
Многие идеи 
Карла Маркса (1818–1883) являются основополагающими 
в социологии. Основной целью общественного 
прогресса, по его мнению, является создание 
условий для становления многомерного 
человека, богатой личности. Причиной 
социальной дифференциации, социального 
противостояния в обществе, согласно Марксу, 
является частная собственность. Основное 
достижение Маркса в обществоведении 
заключается в том, что он применил диалектику 
Гегеля для анализа исторического развития, 
охарактеризовав общество как динамично 
развивающуюся в историческом времени 
структуру. Он показал причины возникновения 
социального неравенства, социальных 
конфликтов в общественном развитии. 
Структурный функционализм 
В направлении 
структурно-функционального 
С именем Макса 
Вебера (1864–1920) связывается создание 
методологии социального 
4) В современной 
социологии выделяются два основных подхода 
к анализу социальных структур: объективистский 
и субъективистский. 
Объективистский 
подход к анализу социальных структур: 
структурный функционализм, теории 
обмена и теории конфликта. 
Структурный функционализм. 
В работах классика структурного 
функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) 
сформулированы основные принципы консенсусного 
подхода к изучению общества. Сами 
понятия «функция», «функциональность» 
говорят о том, что в обществе разнородные 
элементы (институты и социальные роли) 
должны действовать как части хорошо отлаженного 
механизма. Социальная деятельность как 
на уровне индивида, так и на уровне группы 
оказывается направленной на поддержание 
стабильности социальной системы. Функционалисты 
внесли большой вклад в развитие системного 
анализа общества. 
Концепция социального 
обмена была создана американским социологом 
Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес 
структурному функционализму. Концепция 
объясняет такие понятия социологии, как 
«роль», «статус», «конформизм», «власть» 
и др., не действием макросоциальных структур, 
как это принято в функционализме, а с 
точки зрения порождающих их социальных 
отношений. Суть этих отношений Хоманс 
видит в стремлении людей к получению 
наград и выгод и взаимному обмену ими. 
5) Хотя социология 
проникла в Россию с Запада, 
русская социологическая мысль 
быстро стала принимать 
Предпосылки появления в России новой науки были связаны в первую очередь с капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии.
Появление социологии 
на русской культурной арене имело 
как гносеологическое значение, связанное 
с изобретением новой формы мысли, 
так и более широкий социальный 
смысл. Социология теоретически отражала 
в самой различной форме требования 
буржуазной модернизации существующих 
порядков в России. Одной из основных особенностей 
русской общественной жизни тех лет было 
сохранение в стране пережитков крепостничества. 
Переплетение нового и старого придавало 
особую историческую специфику и остроту 
многим противоречиям страны. Важнейшее 
место в социологической мысли принадлежит 
социолого-юридическому направлению. 
Это направление развивали ученые, работающие 
в области права и социологии: Н. М. Коркунов 
(1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. 
Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский 
(1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало 
взаимодействие социальных, физиологических 
и биологических причин в праве. Петражицкий 
выступал против традиционных подходов 
в учении о государстве, праве и морали 
в обществе, уделив пристальное внимание 
юридическим и политическим институтам. 
18) Социализация 
личности представляет собой 
процесс формирования личности 
в определенных социальных 
Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Стадия первичной 
социализации – охватывает 
2. Стадия индивидуализации 
– соответствует подростковому 
и юношескому возрасту. В подростковом 
возрасте, когда мировоззрение и 
характер человека еще 
3. Стадия интеграции 
– характеризуется желанием 
– индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом;
– индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;
– конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия 
– охватывает весь период 
Эпигенетическая теория развития личности Эриксона
Эрик Эриксон (1902–1994) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если потребности ребенка удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то, наоборот, недоверие к нему.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.
Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.
Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа – рождение детей – отдых».
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».
Восьмой кризис 
переживается во время старения. Он знаменует 
собой завершение предшествующего жизненного 
пути, а выход из кризиса зависит от того, 
как этот путь был пройден. Достижение 
человеком цельности основывается на 
подведении им итогов своей прошлой жизни 
и осознании ее как единого целого, в котором 
уже ничего нельзя изменить. Если человек 
не может свести свои прошлые поступки 
в единое целое, он завершает свою жизнь 
в страхе перед смертью и в отчаянии от 
невозможности начать жизнь заново. 
6) Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.
Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: 
на этом этапе происходит 
2. Основной: включает 
в себя проведение самого 
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.
Виды исследований:
1. Разведывательное 
исследование: небольшое, наиболее 
простое исследование, имеющее небольшое 
количество респондентов и