Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".
Третий тип - люди 
чувства и эмоций, которые остро 
чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) 
проходит через их сердца. Это деятели 
литературы и искусства, их гениальные 
прозрения которых зачастую опережают 
самые смелые научные прогнозы и 
прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих 
поэтов и художников граничит с чудом. 
Судьба их как правило трагична. 
 
Четвертый тип - гуманисты и подвижники, 
которые видят свое предназначение в любви 
к людям и всему живому, в активной помощи 
людям. Они очень тонко чувствуют чужую 
боль и сделали делом своей жизни милосердие. 
«Спешите делать добро» - их жизненный 
принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, 
тысячи их последователей и в истории 
и нашей действительности - живые примеры 
служения людям, независимо от их расы, 
нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания 
и других признаков. Евангельская заповедь: 
«Люби ближнего твоего, как самого себя» 
находит в их деятельности непосредственное 
воплощение.
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека [1].
В современной психологии 
выделяют восемь основных подходов к 
изучению личности. Каждый подход имеет 
свою теорию, свои представления о 
свойствах и структуре 
Рассмотрим каждый подход более подробно
19. 1. Социальная структура личности
При изучении социального 
поведения личности социологам приходится 
сталкиваться с рядом сложных 
теоретических проблем, без решения 
которых невозможно построить концепцию 
личности, отвечающую научным критериям 
и потребностям современной практики. 
К числу таких проблем 
Структура любых сложных 
явлений, а к ним, безусловно, относится 
человеческая личность, представляет 
собой совокупность, иерархию и определенное 
взаимодействие различных элементов. 
Любая структура обладает определенной 
устойчивостью и в то же время 
подвержена различным изменениям - 
прогресс и регресс - вплоть до распада, 
который характеризуется 
В первом приближении личность 
может рассматриваться как 
Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.
Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.
Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")
Ид ("Оно") - источник энергии, 
направленный на получение удовольствия. 
При высвобождении энергии 
Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Суперэго - это идеализированный 
родитель, оно осуществляет нравственную 
или оценочную функцию. Суперэго 
регулирует поведение и стремится 
усовершенствовать его в 
Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:
один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;
второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.
Внутренний и внешний 
миры тесно связаны между собой. 
Однако в каждом конкретном случае 
эта связь оказывается 
наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.
Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.
Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.
Мотивационный механизм включает 
в себя взаимодействие потребностей, 
ценностных ориентации и интересов, 
конечным результатом которых является 
их преобразование в цель личности. 
Потребности выступают (применительно 
к личности) как исходные побудители 
ее деятельности, отражая объективные 
условия существования 
Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".
Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.
Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".
Другой "внутри личностный" 
механизм связан с "диспозиционной" 
структурой личности. Диспозиция личности 
- это ее предрасположенность к 
определенному поведению в 
Под мотивами принято понимать, 
как уже отмечалось чуть выше, внутренние 
непосредственные побудители к деятельности, 
в которых отражается стремление 
человека удовлетворить свои потребности 
и интересы. В отличие от мотивов 
стимулы выступают как внешние 
побудители к деятельности. Под ними 
обычно понимают многочисленные факторы 
экономического, социального, политического 
и иного характера, действующие 
в структуре среды личности. Установки 
- это общая ориентация, направленность 
сознания на то или иное явление (процесс) 
действительности. Социальные установки 
- один из наиболее важных регуляторов 
социального поведения 
Структура деятельности обусловлена 
объективной необходимостью выполнения 
тех или иных действия для воспроизводства, 
функционирования и развития личности. 
Она детерминируется (на уровне конкретной 
личности) ее демографическим, социальным, 
профессиональным положением, местом, 
занимаемым в системе общественных 
связей и отношений. Имея в виду структуру 
в ее "внешнем" выражении, она 
может выступать и как 
В социально-философском 
плане и на уровне общей социологической 
теории, в зависимости от характера 
отношения личности к окружающему 
миру, деятельность подразделяется на 
материальную и духовную, теоретическую 
и практическую. Именно в этих формах 
происходит освоение личностью окружающего 
мира. Еще одна классификация деятельности 
может быть рассмотрена в связи 
с отношением личности к объективному 
ходу исторического процесса, при 
этом выделяются прогрессивная и 
реакционная, революционная и 
С другой стороны, есть структуры 
деятельности, изучаемые, прежде всего 
на уровне специальных социологических 
теорий и эмпирических исследований 
Здесь в первую очередь нужно 
отметить структуру, основанием которой 
является дифференциация деятельности 
по определенным сферам. Это может 
быть деятельность экономическая, политическая, 
социальная, а также производственно-
Вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.
20. Функции и структура общения
Общение - специфическая 
форма взаимодействия человека с 
другими людьми как членами общества: 
в общении реализуются 
В общении выделяют три 
взаимосвязанных стороны: комму