Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:16, реферат
При рассмотрении особенностей технического мышления можно выделить несколько тенденций. Первая тенденция -- выделение отдельных признаков (или разных их сочетаний), характеризующих выполнение практической деятельности: самостоятельность в составлении и решении практических задач, большое разнообразие решаемых задач, творческий характер их решения, выполнение с пониманием функциональных зависимостей между видимыми и.невидимыми процессами и т. д.
Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно - технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский 
Кафедра: «Педагогика и методика профессионального обучения»
Дисциплина: «Психология»
Статья
Психологические особенности «технического мышления»
Выполнила: студентка группы
ЭМФ-101 Кущева А.О.
Проверила: Золотых Н.В.
Волгоград 2013 г.
Психологические особенности «технического мышления»
При рассмотрении особенностей 
технического мышления можно выделить 
несколько тенденций. Первая тенденция 
-- выделение отдельных признаков 
(или разных их сочетаний), характеризующих 
выполнение практической деятельности: 
самостоятельность в 
Инженерное мышление специалиста 
XXI в. представляет собой сложное 
системное образование 
Техническая деятельность складывается 
из проектирования техники и изготовления, 
эксплуатации техники. Если традиционное 
проектирование следует принципам: 
1) реализуемости проекта, 2) конструктивной 
целостности, оптимальности, 4) экономической 
рентабельности, то для современного 
проектирования актуальны дополнительные 
принципы: минимизации экологического 
ущерба; эргономического учета 
Психологические отрасли 
науки способны благотворно влиять 
на разные аспекты формирования личности 
инженера. Так проблемы эффективного 
взаимодействия человека и техники 
изучаются в инженерной психологии 
и эргономике; закономерности конструктивной 
деятельности инженера раскрываются в 
психологии мышления и творчества, 
эвристике и инженерной психологии; 
закономерности принятия технических 
и инженерно-управленческих решений 
анализируются в психологии управления, 
социальной психологии и эвристике; 
проблемы эффективного взаимодействия 
инженера с людьми, специалистами 
раскрываются в социальной психологии, 
психологии общения, психодиагностике, 
психотерапии и конфликтологии; специфика 
деятельности инженера в условиях рыночной 
экономики рассматривается в 
экономической психологии и психологии 
менеджмента; необходимость постоянного 
обучения и повышения квалификации 
современного инженера базируется на 
принципах педагогической психологии; 
и наконец, современный инженер 
должен уметь управлять своей 
деятельностью, поведением, психическим 
состоянием* вследствие чего ему необходимы 
знания общей психологии, психологии 
личности, психологии переживаний и 
стресса, психологии саморегуляции. Психологическое 
сопровождение всей подготовки современных 
инженерных работников становиться 
актуализированной 
В XXI в. ответственность каждого 
специалиста за судьбы общества, за 
судьбы всего человечества настолько, 
возрастает, что встает задача формирования 
социального, общечеловеческого, общефилософского, 
экзистенциального подхода 
Характер, особенности, условия 
профессиональных задач задают направление, 
в котором развертывается сам 
процесс мышления как решение 
задачи. И хотя этот процесс оказывается 
опосредованным внутренними условиями 
(исходными знаниями, способностями, 
особенностями нервной системы)
Психологические механизмы мышления П. Я. Гальперин усматривает в его ориентировочной функции как деятельности, имеющей специфические задачи ориентирования утилитарной, в частности практической, деятельности. Как строится умственный образ, ориентирующий решение задач (практических и теоретических) и как он используется, функционирует, это и раскрывает психологический механизм мышления. Рассмотрение мышления как ориентировочной деятельности и составляет его собственно психологический аспект. Что касается «качества» сформированного ориентировочного образа, то он определяется возможным на его основе типом ориентировки субъекта в предмете деятельности и ее условиях, что в свою очередь и определяет характер решаемых задач. Отражение предмета в образе может быть разным, это зависит от того, как образ «строился», при каких условиях он формировался. В одном случае объект в образе может быть «представлен» свойствами, не связанными между собой, часто случайными, несущественными, в другом случае имеющими закономерное «строение», но при этом оно выступает в своих специфических индивидуальных особенностях. В третьем случае он отражает строение индивидуального объекта через призму общих законов организации объектов данной природы. Так что при одном и том же объективном содержании предмета деятельности его отражение может быть разным и ориентировка на его основе в реальной ситуации решения задачи происходит тоже по-разному.
Мышление - одна из форм ориентировки. Специфические особенности мышления, как отмечает П. Я. Гальперин, состоят не в том, что оно есть деятельность по решению задач «в уме», а в том, что эта деятельность регулируется ориентировкой в понятийной форме, открывающей субъекту новую действительность, благодаря чему и становится возможным решение «мыслительных» задач. Уровни абстракции и обобщения общественно фиксируются разными системами понятий. Их усвоение и переход субъекта от ориентировки в одной системе понятий к другой -- системе более высоких абстракций -- означает овладение им все более широкой действительностью, раздвигающей горизонты его возможностей по решению мыслительных задач, другими словами, переход к новому уровню интеллектуального развития.
Эта концепция Гальперина позволяет усматривать психологические основы профессиональной деятельности в особенностях ориентировки специалиста в предмете своей деятельности. Все описываемые характеристики технического мышления являются выражением сформированного в профессиональной деятельности типа ориентировки. Особенностями ориентировки (ориентировочной основы деятельности) можно объяснить и психологические различия в мышлении широкопрофильного и многопрофильного специалиста: многообразие профессиональных задач решается на основе разного способа отражения их предмета. Широкопрофильный специалист отражает предмет в его общем основании и многообразии конкретных форм его выражения в разных задачах. Многопрофильный специалист общего основания и предмета не видит, и каждый вариант предмета выступает для него как разные предметы. Эти особенности ориентировки важно иметь в виду при организации профессиональной подготовки широкопрофильного специалиста, при задаче формирования его политехнического мышления. В процессе обучения предмет деятельности должен быть раскрыт ему в инвариантном виде и его многообразных вариантах - конкретных формах существования, в которых он и выступает в разных задачах. Так, технические объекты разного назначения, с разными принципами функционирования должны выступить в общем основании - прежде всего их системной организации, общем типе структуры и разнообразии видов этого типа в разных технических объектах.
Широкопрофильные профессии - это не совмещение прежних профессий, а новый тип профессиональной деятельности, с другим содержанием, функциями и требующий нового способа ориентировки в предмете своей деятельности. Для широкопрофильного работника характерен, такой способ организации познавательной деятельности, который позволяет ему на единой ориентировочной основе решать разнотипные профессиональные задачи: проектирование, конструирование, производство, эксплуатацию технических систем.
Политехнизм как «качество» 
широкопрофильного работника 
Учебный предмет должен раскрываться учащимся многомерно: в своих существенных характеристиках, в статике и динамике, в инвариантном содержании и конкретных вариантах, в единстве внешних и внутренних связей. Учебный предмет описывается на разных уровнях абстракции и обобщения, выражая единство общего особенного и единичного. Для дифференциации этих уровней предмет описывается тремя системами понятий. Всеобщая его форма как предмета науки вообще описывается понятиями системного анализа, как особенный предмет (конкретной науки) - понятиями данной науки, как ее единичный предмет - понятиями соответствующего раздела конкретной науки
Важной характеристикой 
эффективных учебных программ является 
и то, что учебный предмет 
В логике системного анализа не только излагается лекционный курс, но и строится деятельность учащихся но усвоению его содержания в форме решения системы познавательных задач, которая организуется по ходу лекционного курса на семинарских и практических занятиях.
Усвоение этих действий, 
воспроизводящих определенное содержание 
знаний об объекте, происходит в заданиях 
двух типов. Один тип -- «аналитический», 
он предполагает анализ какого-либо одного 
аспекта системы, например, выделение 
свойств системы как целого и 
их анализ или выделение структуры 
какого-либо из уровней строения и 
т. д. Другой тип заданий называют 
«синтезирующим», он требует синтеза 
нескольких приемов анализа или 
всей совокупности действий системного 
анализа, например, сочетания таких 
приемов, как выделение уровней 
строения системы и анализ структур 
каждого уровня. В случаях, когда 
требуется последовательное осуществление 
приемов системного анализа в 
целом, это могут быть задания 
по предсказанию появления новых 
свойств системы при некоторых 
изменениях в ее структуре или 
задания на конструирование вариантов 
системы с темя или иными особенностями 
ее свойств и др. Задания могут 
выполняться как в 
В условиях современного научно-технического 
прогресса требования к специалисту 
нового типа в любой области 
В свою очередь попытки 
«профессионализировать» 
Список использованной литературы
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. 7 Под ред. А.А.Бодалева и др. -- М., 1980.
Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. -- М.: ММИ-ЭИФП. 2002. -- 264 с. -
Андреев А.А. и др. Основы открытого образования. Т.1 / Под ред. В.И. Солдаткина. - М.: НИИЦ РАО, 2002
Андреев А. А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. - М.: РЙЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002.
Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3.
Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980.
Безрукова В. С. Педагогика. - Екатеринбург, 1994.
Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 1990. № 10.
БершадскийА.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ. -- Пенза, 1997. С. 55.
Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. - М., 1990.
Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. -- Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.
Высокие интеллектуальные технологии 
образования и науки. Материалы III 
Международной научно-
Информация о работе Психологичекие особенности технического мышления