Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 08:12, курсовая работа
«Для меня красота – это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом» . Этот парадокс Уайльда выражает центральную идею всего творчества писателя. Он был сторонником так называемого “чистого” искусства или “искусства ради искусства”. Он считал, что искусство целиком формирует человека и что не оно подражает жизни, а жизнь – искусству. Люди, говорил Уайльд, подражают любимым литературным героям, и распознавать красоту человек научается лишь благодаря художникам, которые открывают или создают ее в своих картинах. Эти темы поднимаются писателем в романе «Портрет Дориана Грея» как элементы антитезы: искусство противостоит жизни, полной грехов и пороков. 
Цель работы – исследовать проблему свободы искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: 
1.	Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
2.	Рассмотреть тему искусства и мотив грехопадения на основе фабулы и системы образов романа.
При написании работы мы пользовались статьями и исследовательскими материалами таких литературоведов, как Валова О. М., Соколянский М., Тумбина О. В. и др.
Введение	                                                                                                              4
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда	                                                                                                              6
1.1. Эстетизм в творчестве О.Уайльда	                                                 6
1.2. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»                                                                                                        10
2. Тема искусства свободного и несвободного в романе «Портрет Дориана Грея»	                                                                                                                       14
2.1. Тема искусства в романе                                                                      14
2.2. Искусство против порока                                                                    18
Заключение                                                                                                             31
Список использованной литературы                                                                   33
Содержание
Введение                      
1. Роман «Портрет Дориана Грея» 
как воплощение эстетических 
идей О. Уайльда               
1.1. Эстетизм 
в творчестве О.Уайльда        
1.2. Отражение 
эстетических принципов О.
2. Тема искусства свободного 
и несвободного в романе «
2.1. Тема искусства 
в романе                      
2.2. Искусство 
против порока                 
Заключение                    
Список использованной литературы                    
 
Споры вокруг романа «Портрет Дориана Грея» («The Picture of Dorian Gray», 1890 – журнальная публикация, 1891 – отдельное дополненное издание), возникшие сразу же после его опубликования, не утихают до сегодняшнего дня. И до сих пор в статьях, посвященных творчеству Уайльда, можно встретить мнение о «Портрете Дориана Грея» как о «романе таинственном, странном, спорном и до сих пор, возможно, до конца не разгаданном»1. Во многом именно эта загадочность, а также неоднозначность и многоплановость романа, позволяющие рассматривать его под разными углами зрения и дающие возможность для различных интерпретаций, объясняют тот интерес, который вызывает «Портрет Дориана Грея» не только у читателей, но и у литературоведов. Поэтому тема нашей работы всегда остается актуальной.
В России первые попытки осмыслить творческое наследие Оскара Уайльда можно найти уже у символистов начала XX века, ставших «главными адептами и пропагандистами Уайльда» и внесших «существенный вклад в дело его популяризации»2. С середины 1900-х годов (и вплоть до начала 1920-х годов) к творчеству Уайльда начинают обращаться критики других литературных направлений. Появляются работы З. А. Венгеровой, К. И. Чуковского, Е. А. Аничкова, Л. И. Аксельрод, Н. Я. Абрамович, A. M. Редько и других исследователей, которые рассматривали произведения Уайльда с научной точки зрения и «пытались найти в них и отражение его эстетических взглядов, и критику современного общества, и новые взгляды на искусство, и новый подход к решению вечных проблем»3.
Круг идей, интересовавших писателя, был довольно широк, но в особенности волновали его вопросы, связанные с духовным миром человека. Что дает людям высшую радость? – вот вопрос, больше всего волновавший Уайльда. Его ответ гласил: красота! Не труд, не любовь, не борьба, а именно красота.
«Для меня красота – это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом»4. Этот парадокс Уайльда выражает центральную идею всего творчества писателя. Он был сторонником так называемого “чистого” искусства или “искусства ради искусства”. Он считал, что искусство целиком формирует человека и что не оно подражает жизни, а жизнь – искусству. Люди, говорил Уайльд, подражают любимым литературным героям, и распознавать красоту человек научается лишь благодаря художникам, которые открывают или создают ее в своих картинах. Эти темы поднимаются писателем в романе «Портрет Дориана Грея» как элементы антитезы: искусство противостоит жизни, полной грехов и пороков.
Цель работы – исследовать проблему свободы искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
При написании работы мы пользовались статьями и исследовательскими материалами таких литературоведов, как Валова О. М., Соколянский М., Тумбина О. В. и др.
Оскар Уайльд 
(1854–1900) по рождению ирландец, сын знаменитого 
дублинского врача и известной 
поэтессы. Его ранние годы прошли в 
обстановке комфорта и богатства. Он 
получил университетское 
Жизнь наравне 
с литературой воспринималась Уайльдом 
как высший и труднейший вид искусства, 
выразить в котором себя в полной 
мере можно, лишь найдя соответствующую 
форму и стиль. Задачу художника, 
да и всякого человека, он видел 
в том, чтобы стать творцом 
своей жизни, и биография самого 
Уайльда поистине походит на роман, 
происшедший в 
Первые стихи начал писать ещё в Оксфорде. Он стремился внести в свою жизнь как можно больше поэзии, видя в ней – и вообще в искусстве – противоядие от прозаичного буржуазного уклада. В меру скромных средств, выделявшихся ему отцом, он начинает окружать себя красивыми вещами. В его лондонской квартире появляются ковры, картины, занятные безделушки, книги в нарядных переплётах, изящный голубой фарфор. Он отпускает себе длинные волосы, тщательно следит за своей наружностью, экстравагантно одевается: заказывает себе необыкновенный костюм из бархата и шёлка, напоминавший одежду людей эпохи Возрождения, и появляется в нём, держа в руке лилию или подсолнечник (эти цветы считались эмблемами красоты).
Антибуржуазный протест проявлялся у Уайльда в форме эстетизма – так называлось возглавляемое им движение. В нём нашёл своё воплощение призыв поклоняться красоте во всех её проявлениях в противовес уродствам бездуховного бытия в век, пропитанный утилитаризмом. Он мог с лёгкостью иронизировать над всем, но в отношении к искусству, в могущество которого он свято верил, оставался предельно серьёзным, что не помешало ему завершить преамбулу к «Дориану Грею» словами: «Всякое искусство совершенно бесполезно». Врождённый артистизм, безукоризненное чувство стиля и самобытность дарования позволяли ему в итоге оставаться оригинальным.
Оригинальность притягивала к нему людей образованных и взыскательных: Уолта Уитмена и Генри Лонгфелло, Виктора Гюго и Поля Верлена, Альфонса Доде и Эмиля Золя, Стефана Малларме и Марселя Пруста.
В теоретических работах с эффектными названиями – «Перо, карандаш и отрава», «Упадок лжи» – О.Уайльд доказывал, что искусство должно быть живым, оно должно рождать новую красоту вместо грубой повседневной правды; идейное содержание книги не имеет значения – важна лишь форма, мастерство художника, мораль должна быть отвергнута во имя красоты и наслаждения жизнью. Однако Оскар Уайльд своим творчеством постоянно опровергал создаваемые им теории.
Наиболее 
впечатляющ Оскар Уайльд был в 
жанре разговорном, на который не 
скупился тратить свой талант. Его 
остроумие было невероятным. Блёстки 
ума, расточавшиеся им, требовали 
огромного напряжения, и далеко не 
все его отточенные фразы и 
даже целые устные новеллы, притчи, 
стихотворения в прозе 
В конце 
80-х и начале 90-х годов Уайльд 
создаёт два тома сказок. Они были 
написаны под влиянием творчества Г.Х. 
Андерсена и сочетали красивую поэтическую 
форму с серьёзным 
Писатель ставит вопрос: что важнее – добро или красота? Герои уайльдовских сказок – эстеты, страстно влюблённые в красоту. Таков молодой король, любующийся статуями и картинами. Таков Счастливый принц: он всегда был весел и далёк от страданий, и после смерти ему воздвигли золотую статую; таков мальчик-звезда, оттолкнувший свою мать, так как она оказалась безобразной и старой. Но, встретившись с горем и нищетой, лучшие герои Уайльда прозревают и в своём стремлении помочь людям жертвуют всем. Золотой Счастливый принц при помощи ласточки отдаёт беднякам всё золото, которым покрыта его статуя, отдаёт и свои сапфировые глаза. Он становится слепым и безобразным, ласточка не хочет покидать его и гибнет от мороза у его ног, но им удалось внести немного тепла и радости в нищенские трущобы. Ответ в сказках Уайльда один: добро, служение людям выше и важнее красоты.
Оскар Уайльд был выдающимся драматургом, написавшим несколько трагических пьес и четыре комедии, осмеивающие великосветское общество. Пьесы «Веер леди Уиндермир», «Незначительная женщина», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным» вот уже много лет с большим успехом идут на разных сценах мира. Самое декадентское произведение О.Уайльда –его драма «Саломея». Она написана по-французски, что ещё больше должно подчеркнуть её изысканность и утончённость. Уайльд использовал в ней евангельскую легенду об иудейской царевне Саломее, потребовавшей от царя за свою пляску отрубленную голову пророка Иоканаана (Иоанна Крестителя). Этой легенде автор придал болезненно-эротическую трактовку: Саломея добивается головы Иоканаана, чтобы поцеловать её в губы. Любовь изображается Уайльдом как неестественное, извращённое чувство. Саломея отвергает красивых, здоровых юношей и влюбляется в Иоканаана именно потому, что её пугают его проклятья, его истощённое лицо. Её любовь переплетается с ужасом и ненавистью; говоря Иоканаану о своей любви, Саломея подбирает для него самые отталкивающие сравнения: «Твои волосы – как клубок змей! Твоё лицо бело, как кладбищенская стена при лунном свете! Оно бело, как кожа прокажённого!» Такая эстетизация безобразного и стремление представить чувство любви в болезненном и извращённом виде характерны для декадентской литературы.
В 1895 году Оскар Уайльд был привлечён к суду по обвинению в безнравственности и приговорён к двухлетнему тюремному заключению. В 1897-м он вышел из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком, а позже уехал во Францию. Его последним произведением стала поэма «Баллада Редингской тюрьмы» (1898).
В «Балладе 
Редингской тюрьмы» Уайльд рассказывает 
о трагической судьбе узника, приговорённого 
к смерти за убийство возлюбленной. 
Призывы к состраданию и 
Известнейшим произведением писателя, которое принесло ему всемирную славу и наиболее полно отобразило его философские и эстетичные взгляды, жизненное кредо и принципы художественного творчества, был роман «Портрет Дориана Грея» (1891). Для того чтобы проанализировать проблему свободы искусства в романе Уайльда, нам необходимо рассмотреть отражение эстетических принципов писателя в этом произведении.
Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила Орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!» И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд. Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.
Роман, написанный в 1891 году, – произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость.
Единственный роман Уайльда опирается на широкую литературную эрудицию автора. В нем исследователи легко находят общие черты с романтизмом начала ХIХ века, в частности с произведениями Гофмана (например, оригинально развязана тема двойников, существование двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемеля»). И то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это, прежде всего, «Шагреневая кожа», с которой в «Портрете Дориана Грея» слишком много перекличек.
Очень близок 
роман Уайльда неоромантической 
прозе его современников. И здесь 
в первую очередь стоит назвать 
«Странную историю доктора