Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:11, дипломная работа
Целью работы является исследование обслуживания физических лиц в Крымском отделении Сбербанка № 1850 и выработка направлений по их совершенствованию. В соответствии с поставленной целью предполагалось решить следующие задачи: 
- изучить сущность понятия банковской услуги;
- уточнить классификацию банковских услуг; 
- оценить качество банковской услуги; 
- проанализировать процесс предоставления кредита; 
- дать оценку платежеспособности заемщика; 
- исследовать особенности современных технологий по банковскому обслуживанию населения; 
- предложить комплекс рекомендаций по совершенствованию банковского обслуживания физических лиц.
Введение	4
1.Банковские услуги: классификация и характеристика.	7
1.1.Понятие банковской услуги и их виды.	7
1.2. Характеристика услуг банка.	12
1.3 Оценка качества банковских услуг	22
2.Анализ кредитования физических лиц Крымского Отделения Сбербанка	38
№ 1850	38
2.1. Порядок предоставления кредита	38
Оформление кредитной документации.	38
2.2.Оценка платежеспособности заемщиков Крымского Отделения  Сбербанка № 1850	50
2.3.Сопровождение  кредита (мониторинг).	53
3. Направления совершенствования обслуживания физических лиц.	68
3.1. Перспективы развития различных услуг кредитования населения.	68
3.2. Направления совершенствования обслуживания физических лиц с использованием современных технологий.	75
Заключение	82
Список используемой литературы	84
Приложение № 1	87
Приложение № 2	89
Приложение №3	91
По утверждению Джозефа 
ATTITUDE модель - воспринимаемый уровень сервисного качества рассматривает как функцию:
ATTITUDEt = f (CS/Dt, ATTITUDEt-1),
где ATTITUDEt-1 - уровень качества сервисного обслуживания в предыдущем периоде;
CS (Consumer Satisfaction) - уровень потребительской удовлетворенности;
Dt (Dissatisfaction) - уровень потребительской неудовлетворенности.
Эта модель послужила базой для создания описательной связи между параметром «удовлетворенности» и «уровнем качества»:
SERVQUAL = f (CS/Dt, Disconfirmation), где
CS/Dt = f' (Disconfirmation, E, Performance).
Критерии качества банковской услуги
Исследования показали, 
что потребители оценивают 
Таблица 4.Измерения качества услуг в модели SERVQUAL
Измерение:  | 
  Краткое описание измерения:  | 
Материальность (Tangibles)  | 
  Восприятие помещений, оборудования, внешнего вида персонала и других физических свидетельств услуги  | 
Надежность (Reliability)  | 
  Способность выполнить обещанные услуги точно и основательно  | 
Отзывчивость (Responsiveness)  | 
  Желание помочь клиенту и быстрое оказание ему услуги  | 
Уверенность (Assurance)  | 
  Воспринимаемая компетентность и вежливость персонала. Формируемое доверие компании и персонала к себе. Безопасность услуг.  | 
Сопереживание (Empathy)  | 
  Доступность (физически и психологический контакт с сотрудниками должен быть легким и приятным), коммуникативность (фирма информирует потребителей об услугах на понятном им языке), понимание (стремление лучше понять специфические потребности клиента и приспособиться к ним)  | 
Методика измерения качества банковской услуги
Цели исследования:
1-й шаг. Формируются анкеты (Приложение 1, 2).
Пять коэффициентов качества «Q»:
Они являются цифровым выражением состояния качества. Каждый из пяти коэффициентов качества «Q» измеряется 5 подкритериями. Таким образом, 5 критериев качества «Q» разбиты в целом на 22 подкритерия.
Первая анкета оценивает восприятие качества полученной услуги потребителем в конкретной обследуемой организации.
Вторая анкета оценивает соответственно ожидание потребителей относительно «предпочитаемой» и «адекватной» услуги.
2-й шаг. Проводится опрос среди потребителей услуг. Респонденты отбираются из числа настоящих или недавних пользователей исследуемой услуги. Потребителей с помощью пятибалльной шкалы Лайкерта (полностью не согласен - полностью согласен) просят высказать свои специфичные восприятия тех же пяти критериев качества услуги, но уже в конкретном обследуемом банке.
Затем с помощью аналогичной шкалы потребителей просят высказать свои общие ожидания относительно пяти вышеперечисленных критериев качества банковской услуги.
3-й шаг. Проводится расчет средних оценок по каждой из пяти групп критериев.
Проводится расчет обобщенной оценки качества рассматриваемой услуги:
4-й шаг. Выдача рекомендаций относительно повышения качества исследуемой услуги.
Ожидания потребителей относительно качества либо подтверждаются, либо нет. Последнее ведет к уходу потребителей в банки-конкуренты, к более высоким затратам на маркетинг в банке для привлечения новых потребителей взамен ушедших. Подтверждение ожиданий ведет в долгосрочной лояльности потребителя к банку, что называется «маркетингом отношений». Маркетинг отношений обеспечивает долгосрочный успех банка за счет стабильной прибыльности, основанной на лояльности потребителей, и за счет сокращения расходов на маркетинг для привлечения клиентов.
Результаты исследования качества с помощью методики SERVQUAL интерпретируются следующим образом:
Успешным результатом считаются положительные и нулевые значения коэффициентов качества. Удовлетворительным результатом считаются негативные коэффициенты качества, максимально приближающиеся к нулевому значению. Неудовлетворительным результатом считаются негативные коэффициенты качества, отдаляющиеся от нулевого значения.
В таблице 5 приведены результаты одного из исследований подобного рода. По результатам исследования оказалось, что наиболее низкий коэффициент качества был получен по критерию «отзывчивость» (Q = –1,4). Наиболее высокий коэффициент качества был получен по критерию «материальность» (Q = –0,7). Глобальный коэффициент качества услуги составил –1,1 балла, что можно охарактеризовать как удовлетворительный результат.
Таблица 5.Результаты исследования качества банковских услуг
№ п/п и тип  | 
  Критерий качества  | 
  Рейтинг восприятия (Pi)  | 
  Рейтинг ожидания (Ei)  | 
  Коэффициент качества (Qi)  | 
Продолжение табл.5
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
| 
   
 М1  | 
  В банках должны быть современные оргтехника и оборудование  | 
  
   
 4,3  | 
  
   
 4,4  | 
  
   
 -0,1  | 
| 
   
 М2  | 
  Интерьеры помещений в банках должны быть в отличном состоянии  | 
  
   
 4,1  | 
  
   
 4,4  | 
  
   
 -0,3  | 
| 
   
 М3  | 
  Персонал банка должен быть приятной наружности и опрятен  | 
  
   
 3,8  | 
  
   
 4,4  | 
  
   
 -0,6  | 
| 
   
 М4  | 
  Внешний вид информационных материалов ( буклетов, проспектов) в банке должен быть привлекателен  | 
  
   
 
 3,1  | 
  
   
 
 4,8  | 
  
   
 
 -1,7  | 
Q материальность (М1-М4)  | 
  3,8  | 
  4,5  | 
  Qj=-0,7  | |
| 
   
 Н1  | 
  В банке должны выполняться обещания оказать услугу к назначенному времени  | 
  
   
 3,1  | 
  
   
 4,5  | 
  
   
 -1,4  | 
| 
   
 Н2  | 
  Если у клиентов случаются проблемы, то банк должен искренне пытаться их решить  | 
  
   
 3,2  | 
  
   
 4,7  | 
  
   
 -1,5  | 
| 
   
 Н3  | 
  У банка должна быть надежная репутация  | 
  
   
 4,0  | 
  
   
 4,4  | 
  
   
 -0,4  | 
| 
   
 Н4  | 
  Услуги банка должны предоставляться клиентам аккуратно и в срок  | 
  
   
 3,7  | 
  
   
 4,5  | 
  
   
 -0,8  | 
| 
   
 Н5  | 
  Банк должен избегать ошибок и неточностей в своих операциях  | 
  
   
 3,8  | 
  
   
 4,7  | 
  
   
 -0,9  | 
Продолжение табл.5
Q надежность (Н1-Н5)  | 
  3,6  | 
  4,6  | 
  Qj=-1,0  | |
О1  | 
  Персонал банка должен быть дисциплинированным  | 
  3,5  | 
  4,7  | 
  -1,2  | 
О2  | 
  Персонал банка должен оказывать услуги быстро и оперативно  | 
  3,4  | 
  4,6  | 
  -1,2  | 
О3  | 
  Персонал банка должен всегда помогать клиентам в решении их проблем  | 
  3,3  | 
  4,7  | 
  -1,4  | 
О4  | 
  Персонал банка должен быстро реагировать на просьбы клиентов  | 
  3,2  | 
  4,7  | 
  -1,5  | 
Q отзывчивость (О1-О4)  | 
  3,3  | 
  4,7  | 
  Qj=-1,4  | |
У1  | 
  Между клиентами и 
  персоналом банка должна существовать 
  атмосфера доверия и   | 
  
   
 3,5  | 
  
   
 4,6  | 
  
   
 -1,1  | 
У2  | 
  В отношениях с банком клиенты должны чувствовать себя безопасно  | 
  
   
 3,3  | 
  
   
 4,3  | 
  
   
 -1,0  | 
У3  | 
  Персонал банка должен быть вежливым в отношениях с клиентами  | 
  
   
 3,3  | 
  
   
 4,6  | 
  
   
 -1,3  | 
У4  | 
  Руководство банка должно оказывать всяческую поддержку персоналу для эффективного обслуживания клиентов  | 
  
   
 
 3,6  | 
  
   
 
 4,6  | 
  
   
 
 -1,0  | 
Q убежденность (У1-У4)  | 
  3,4  | 
  4,5  | 
  Qj=-1,1  | |
С1  | 
  К клиентам в банке должен проявляться индивидуальный подход  | 
  
   
 3,0  | 
  
   
 4,6  | 
  
   
 -1,6  | 
Продолжение табл.5
С2  | 
  Персонал банка должен проявлять личное участие в решении проблем клиентов  | 
  
   
 3,2  | 
  
   
 4,6  | 
  
   
 -1,4  | 
С3  | 
  Персонал банка должен знать потребности своих клиентов  | 
  
   
 3,8  | 
  
   
 4,3  | 
  
   
 -0,5  | 
С4  | 
  Персонал банка должен ориентироваться на проблемы банка  | 
  
   
 3,7  | 
  
   
 4,8  | 
  
   
 -1,1  | 
С5  | 
  Часы работы банка должны быть удобны для всех клиентов  | 
  
   
 3,1  | 
  
   
 4,4  | 
  
   
 -1,3  | 
Q сочувствие (С1-С4)  | 
  3,4  | 
  4,5  | 
  Qj=-1,2  | |
Глобальный коэффициент качества  | 
  3,5  | 
  4,6  | 
  -1,1  | |
     При принятии 
положительного решения о 
3) Договоры поручительства,
4) Договоры залога,
       5) Другие 
документы согласно 
     Все документы 
составляются в 3-х 
     Договоры 
залога составляются в 3-х 
          
При оформлении документов 
- в текстах документов все денежные суммы должны быть обозначены хотя бы один раз прописью;
- фамилии, имена, отчество, адреса, любые наименования в текстах документов должны быть написаны полностью;
- договор должен быть подписан теми лицами, которые упомянуты в преамбуле к нему;
- каждый лист договоров должен быть завизирован со стороны Заемщика (Поручителя, Залогодателя) лицом, подписавшим договор, со стороны Банка; – руководителем Банка либо уполномоченными должностными лицами в соответствии с Приказом (Распоряжением) Руководителя Банка;
- Договоры ипотеки (купли-продажи и ипотеки), подлежащие нотариальному удостоверению, подписываются в соответствии с требованиями нотариуса.
     При составлении 
Договора об открытии