Минусом данных 
методов заключается в том, что 
применение этих двух методов только 
одновременно позволяет создать 
более реальную картину при определении 
того или иного прогнозируемого 
показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее 
точен результат; в методе заложен субъективизм 
оценки эксперта (знания, умения, практика), 
который весьма сложно учесть; точность 
среднего значения результата зависит 
от числа экспертов5.
  - Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе. Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.
 
Математические 
методы экстраполирования сводятся 
к определению того, какие значения 
будет принимать та или иная переменная 
величина, если известен ряд ее значений 
в прошлые моменты времени.
В узком смысле слова экстраполяция 
– это нахождение по ряду данных функции 
других ее значений, находящихся вне этого 
ряда. Применяется при изучении временных 
рядов и представляет собой нахождение 
значений функции за пределами области 
ее определения с использованием информации 
о поведении данной функции в некоторых 
точках, принадлежащих области ее определения6.
  - Метод моделирования предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию7
  
 
  - Метод экономического анализа является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях. При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается экономика в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Финансовое 
планирование на общегосударственном 
и территориальных уровнях обеспечивается 
системой финансовых планов, которые увязываются 
с материальными и трудовыми балансами 
в стоимостном выражении. Каждый финансовый 
план решает задачи организации и управления 
финансами в конкретном звене управления.
Главная задача разработки проекта бюджета 
– определение объема денежных средств, 
централизуемых в бюджете с целью финансового 
обеспечения функций, возложенных на органы 
государственной власти и органы местного 
самоуправления, и мероприятий, предусмотренных 
прогнозом экономического и социального 
развития государства и территории.
 Проекты бюджетов составляются 
с учетом необходимости достижения минимальных 
государственных социальных стандартов 
на основе нормативов финансовых затрат 
на предоставление государственных или 
муниципальных услуг, а также в соответствии 
с другими нормами (нормативами), установленными 
законодательством РФ, субъекта РФ, нормативными 
правовыми актами органов местного самоуправления.
В принципах 
бюджетного прогнозирования и планирования 
заложены основные исходные положения, 
правила формирования, обоснования и организации 
разработки плановых документов. Суть 
принципов изменяется, совершенствуется 
и дополняется новым содержанием.
Методы бюджетного 
планирования  представляют собой совокупность 
способов и приемов, с помощью которых 
обеспечивается разработка и обоснование 
плановых документов. Не смотря на то, 
что некоторые методы довольно тесно связаны 
друг с другом, они дают возможность произвести 
анализ имеющихся данных и составить прогноз 
(план) различными способами, что позволит 
получить наиболее точный вариант.
 
Список литературы
 
  - Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ // Консультант+.
 
  - Александров И.М. Бюджетная система РФ учебник, 2-е издание М.: Дашков и Ко. – 2007. – 483 с.
 
  - Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2004. - 232 с.
 
  - Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации. – М.: МЦФЭР, 2005. – 815 с.
 
  - Бушмин Е.В. Бюджетные процедуры и эффективность. М.: Альтернатива, 2006. – 200 с.
 
  - Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. –М: Юрайт, 2008.
 
  - Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2007.
 
  - Государственные и муниципальные финансы / Под ред. И.Д. Мацкуляка – М.: Юрайт, 2007.
 
  - Литовченко В. П. Финансы: Учебник/В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпо-рина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2006.
 
  - Островецкий В.И. Планирование и прогнозирование доходов бюджета, - К.: Эльга, 2007. – 126 с.
 
  - Поляк Г.Б. Финансы, -М.: ЮНИТИ,  2007. – 208 с. 
 
  - Поляк Г. Территориальные финансы: Учебное пособие. Москва: Вузовский учебник. 2006. – 178 с
 
  - Прогнозирование и планирование экономики: Учебник / Под ред. В.И. Борисевича. – Мн.: ЭКО, 2007.
 
  - Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник/М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-издат, 2006, с. 113.
 
  - Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2007.- С. 282.
 
  - Аветисан И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов.//Финансы.- №2. – 2007, с. 84-87
 
  - Свиридова Е.В., Савцова А.В. О внедрении изменений в бюджетный процесс и дальнейшем его совершенствовании. // Финансы. - №7, с.23.
 
1 Свиридова Е.В., Савцова А.В. 
О внедрении изменений в бюджетный процесс 
и дальнейшем его совершенствовании. // 
Финансы. - №7, с.23.
2 Романовский М.В. Финансы и 
кредит: Учебник/М. В. Романовский, Н. Н. 
Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. 
Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: 
Юрайт-издат, 2006, с. 113.
3 Аветисан И.А. Об эффективности 
государственного бюджета и бюджетных 
расходов.//Финансы.- №2. – 2007, с. 84-87
4 Литовченко В. П. Финансы: Учебник/В. 
П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. 
В. Подпо-рина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. 
– М.: Дашков и Ко, 2006, с. 243.
5 Александров И.М. Бюджетная 
система РФ учебник, 2-е издание М.: Дашков 
и Ко. – 2007, с. 356.
6 Александров И.М. Бюджетная 
система РФ учебник, 2-е издание М.: Дашков 
и Ко. – 2007, с. 358.
7 Балдина С.В. Бюджетный учет 
в Российской Федерации. – М.: МЦФЭР, 2005, 
с. 58.