Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести комплексный анализ функций современного государства.
Задачи:
- раскрыть содержание функций государства;
- рассмотреть основные функции государства;
- определить основные формы и методы реализации функций современного государства.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и сущность функций государства 5
1.1. Понятие функций государства 5
1.2. Содержание функций государства 6
I.I. Виды функций государства 11
2.1. Основания классификации функций государства 11
2.2. Внутренние функции государства 13
2.3. Внешние функции государства 23
III. Проблемы реализации охранительной функции государства в условиях глобализации 27
Заключение 35
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

КурсФункции.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Если в сохранении общемировых  ценностей каждое государство может  лишь участвовать, дополняя коллективные усилия, то охрана интересов общества, олицетворением которого оно выступает, становится главным проявлением его социального назначения. В условиях глобализации общемировые ценности подвержены деструктивным изменениям в меньшей степени, нежели внутригосударственные. В связи с этим национальные интересы должны на равных конкурировать с общемировыми (глобальными) задачами и симметрично определять стратегию и тактику реализации охранительной функции Российского государства, образуя ее ценностно-смысловые основания на современном этапе.7

Концепция охранительной функции Российского государства, в том числе ее научно-идеологическая и целевая составляющие, должна основываться на различении естественной глобализации, имеющей в своей основе объективную необходимость в коллективном решении наличных, а не мнимых проблем, и искусственной, навязываемой апологетами идеалов "западной цивилизации". Главной целью охранительной функции Российского государства должна выступать безопасность общества во всем многообразии ее сторон.

2) Структура охранительной функции Российского государства. Воплощая сущность государства - явления сложного по своей структуре, функции государства - не менее сложное образование, характеризующееся собственной структурной организацией.

В качестве важнейших элементов  охранительной функции Российского государства следует рассматривать ее подфункции, критерием обособления которых целесообразно выступают приоритетные охранительные задачи, решаемые государством в различных сферах.

Сегодня трудно найти комплекс социальных связей, свободный от воздействия глобальных процессов. Данное обстоятельство необходимо принять во внимание при анализе предметной направленности охранительного воздействия государства. Сложность и комплексность предметной обусловленности охранительной функции Российского государства подчеркивают ее социальную значимость, способность противостоять угрозам в самых различных сферах социального общения. На современном этапе в ее составе необходимо рассматривать следующие подфункции.

Охрана суверенитета. Суверенитет выступает необходимым условием существования государства, гарантом развития общества и личности, является неотъемлемой и необходимой константой в условиях глобализации. Между тем глобализация оказывает влияние на сущностные свойства государства, основным из которых выступает суверенитет.

Вне государственного суверенитета как  явления при его отсутствии у  государства теряет всякий смысл  разговор, например, о самостоятельности  и самодостаточности самого государства, независимости государственной  власти, защищенности ее, равно как и народа, нации, проживающих на территории данного государства, от экономического, политического, военного и иного воздействия извне.

Существенной особенностью деятельности Российского государства по охране суверенитета следует считать то, что Россия, богатейшая ресурсами страна, способна обеспечить национальные интересы на основе своего геополитического потенциала. Реализация охранительной функции Российского государства должна строиться на основе сочетания гибкости и прагматичности международной политики с непреклонностью в охране и защите национальных интересов, обеспечение которых возможно только в условиях суверенной государственности. В данном случае охранительной функции Российского государства как бы уравновешивает тенденцию "глобальной уступчивости" государства.

Охрана прав и свобод человека на современном этапе выступает  центральным элементом в содержании охранительной функции Российского государства. Однако права и свободы приобрели характер первоочередной заботы государства далеко не сразу. Так, по мере классовой поляризации общества права постепенно сосредоточились в руках экономически господствующего класса, в то время как обязанности были возложены на представителей неимущих классов. Многие принципы прав человека, такие как неотчуждаемость, равенство и всеобщность, государственные гарантии, на ранних этапах не были сформированы и стали результатом длительного, полного драматизма исторического развития.8

Оставляя за рамками статьи историю  вопроса, отметим, что своим лидерством в иерархии правовых ценностей права и свободы человека во многом обязаны либеральным идеям, повлиявшим на развитие политической и правовой системы России благодаря интеграционным процессам.

Для Российского государства рассматриваемая  подфункция "де-юре" приобрела характер приоритетного направления после провозглашения человека высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), хотя "де-факто" весьма успешно осуществлялась в период социалистического строительства. "Социально-экономические права, - отмечал акад.

К сожалению, культурно-духовная сфера российского общества не является главным объектом государственной заботы. В более "выигрышной" ситуации оказываются экономическая (модернизация) и политическая.

Вместе с тем, в мировом сознании постепенно утверждается убежденность в том, что политические, экономические и юридические технологии оказываются бессильными перед лицом возникающих глобальных проблем, и только культура обладает неисчерпаемым потенциалом для их решения, а культурная политика выступает орудием смягчения имеющихся конфликтов.

Роль государства, государственно-правового  регулирования в духовно-культурной сфере начинает меняться. Так, "Стратегия  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г., определяет главный приоритет в содержании ОФГ - признание первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации. Будучи официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, Стратегия обеспечивает долгосрочную перспективу проблемам реализации ОФГ в духовно-культурной сфере.

Сохранение культурного потенциала общества во всем многообразии его сторон и свойств должно стать воплощением социального назначения государства. Культура как исторически достигнутый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, как все, что создано предшественниками, должна стать объектом особой государственной охраны и заботы всего общества.

В сфере культуры не должно быть ломки  духовных традиций. Культурное наследие, представляющее некую целостность, не может предаваться забвению в силу конъюнктурных соображений, а наоборот, должно быть сохранено и преумножено.

Таким образом, применительно к  рассматриваемой сфере содержанием  охранительной функции Российского государства в целом должна стать деятельность по сохранению социального опыта для его творческого освоения и наращивания новациями.

Охрана окружающей среды как компонент охранительной функции Российского государства в условиях глобализации во многом обусловлена тем, что, несмотря на единодушие в необходимости охраны окружающей среды, меры, предпринимаемые государствами коллективно и в одиночку, не приводят к кардинальному улучшению состояния окружающей среды.

Успешное решение важнейших  эколого-охранительных задач в современных условиях требует участия каждого государства, пусть и с учетом существенно отличающегося потенциала, которым они обладают.

Использование структурного подхода  к исследованию особенностей реализации ОФГ в условиях глобализации в целом позволяет обозначить следующие выводы.

Во-первых, рассмотренные выше структурные  элементы (подфункции) ОФГ, их содержание, характер взаимосвязи, соотношение  по мере интенсификации процессов глобализации не могут рассматриваться в качестве постоянных величин. Непрерывное и поступательное развитие человеческой цивилизации, каждого государства в отдельности всегда будет выступать в качестве факторов и закономерностей, оказывающих воздействие на структурную организацию охранительной функции Российского государства.

Во-вторых, каждый из элементов структуры  охранительной функции Российского государства в условиях глобализации характеризуется наличием прямых и обратных связей, проявлением взаимных переходов из одного качественного состояния в другое. Это обусловлено системностью процессов глобализации и целью охранительной функции Российского государства, выступающей по отношению к рассматриваемой функции генеральной, смыслообразующей. Речь идет о национальной безопасности. При этом решение каждой охранительной задачи по мере реализации той или иной подфункции в составе охранительной функции Российского государства не может приобретать характера самодостаточной деятельности.

3) Методы реализации охранительной функции. Российского государства Многообразие и комплексный характер сфер, охваченных глобальными процессами и обусловливающих особенности реализации охранительной функции Российского государства, не единственное обстоятельство, заслуживающее внимания. Глобализация оказывает воздействие на методы реализации функций государства.

Как известно, главными методами осуществления  государственной власти выступают  убеждение и принуждение, а их комбинации и соотношение в реализации функций государства во многом обусловлены  целями и задачами государства, а  также социально-политическими условиями.

Охранительная функция немыслима  без принуждения, использование  которого составляет публичную прерогативу  государства. Осуществляя охрану общественных отношений, государство неизбежно  прибегает к использованию принуждения  в целях предупреждения и пресечения посягательств, восстановления нарушенного права, привлечения к юридической ответственности виновных. Ценностно-смысловые основания государственного принуждения тесно связаны с необходимостью оградить общество от всевозможных угроз, прежде всего от тех, которые посягают на правовой порядок.

В условиях глобализации приходится решать непростой вопрос о соответствии объема государственного принуждения  неуклонно растущему количеству ситуаций, объективно требующих его  использования. Глобализация преступности становится реальным признаком глобализации мира в целом. Причем криминогенность глобализации намного превышает ее антикриминогенный потенциал.

В этой связи стоит критически отнестись  к мнению авторов, рассматривающих  сокращение круга субъектов принуждения, а значит, и его объема в качестве должного.9

Объективно оценивая и отдавая  должное многовековому европейскому опыту, стоит присмотреться к  тем политическим и правовым системам, в которых идеалы западной цивилизации  уступают место традиционным ценностям. Успехи в решении охранительных задач в некоторых восточных государствах позволяют, во-первых, усомниться в тотальности и неизбежности глобальной экспансии; во-вторых, подталкивают к критическому анализу возможностей использования правоохранительного опыта в российских условиях, преимущественно ориентированного на западные модели.

Нельзя не заметить и того обстоятельства, что чрезмерный интерес и политическая "забота" ряда международных и  правозащитных организаций о  состоянии дел в развивающихся странах в России превращают принуждение в инструмент исключительно "хирургического вмешательства", нередко оборачивающегося для государства политическими и экономическими издержками.

В заключение отметим, что анализ сущностных свойств современного государства и его функций должен сопровождаться осознанием того факта, что экономические, правовые, политические, информационные, экологические и иные процессы создания глобального пространства перешагнули национальные границы государств, опередив теоретическое осмысление вызываемых ими последствий. По мнению некоторых авторов, государство как способ существования общества со временем уступит место новой форме - общепланетарной цивилизации. При этом глобализация является детерминантом и катализатором данного процесса. Но этот процесс находится в первоначальной стадии реализации. Если принять во внимание то, что идеи правят миром и имеют свойство материализовываться, то, вполне возможно, эти предсказания когда-нибудь сбудутся.

 

 

Заключение

Функции государства — это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. Существенными признаками функций государства являются: устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества; непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства; направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе; особые формы реализации функций государства, обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти.

Общепринятой является классификация  функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внешние  и внутренние функции тесно связаны  между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. 

Выделяются внутренние функции: экономическая; политическая, или функция безопасности; социальная; экологическая. И внешние - функция интеграции в мировую экономику; функция обороны; функция сотрудничества с другими государствами; функция сотрудничества с другими государствами.

Государство осуществляет свои функции  в особых формах и посредством  специфических методов.

В правовой литературе под формами  осуществления функций государства  понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Информация о работе Функции государства