Анализ финансового состояния фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача всех органов управления акционерного общества - обеспечение его устойчивости, выживаемости в условиях острой конкуренции, а также достаточного уровня эффективности, рентабельности. Достижение этих элементарных целей предполагает четкую организацию деятельности общества, всех его структурных подразделений, высокий уровень внутрифирменного планирования. Обязательной предпосылкой эффективной организации деятельности любой фирмы, разработки действенных планов и программ является систематически проводимый анализ или диагностика деятельности фирмы, ее фактических результатов и факторов, определяющих уровень и динамику этих результатов.

Содержание

Введение

Глава1
Теория финансового анализа
* Диагностика деятельности акционерного общества
* Чистые активы предприятия

Глава 2
Анализ финансового состояния ЗАО "ПМФ "Спецсервис"
1 Формирование аналитического баланса
2 Анализ динамики показателей прибыльности
2 Оценка удовлетворительности структуры баланса
3 Анализ финансового состояния
* анализ показателей ликвидности
* анализ показателей финансовой устойчивости
4 Оценка эффективности производства
* анализ показателей рентабельности
5 Вывод
Список использованной литературы
Приложения
* Форма 1 (Баланс)
* Форма 2 (Отчет о прибылях и убытках)

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 668.92 Кб (Скачать файл)

При анализе динамики объема реализации продукции необходимо отделить влияние ценностного фактора от количественного. Для этого необходимо анализировать динамику объема реализации продукции в фактических, действующих ценах и в сопоставимых ценах, т.е. одинаковых для обоих сравниваемых периодов. Когда речь идет о сравнении объемов реализации продукции двух смежных периодов (текущего квартала с предыдущим или текущего года с предыдущим), то не имеет большого значения, какие именно цены применяются в качестве сопоставимых - цены отчетного или предыдущего периода, хотя теоретически правильнее пользоваться ценами предыдущего периода. Если, например, объем реализованной продукции предприятия в текущих ценах составил 34 млрд руб., а в соответствующем периоде прошлого года - 29 млрд руб., то при индексе цен, равном 109,6% (т.е. при росте цен в текущем периоде по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9,6%) физический или реальный объем реализованной продукции в сопоставимых ценах возрос на 6,8%:

1) объем реализованной продукции соответствующего периода прошлого года в ценах текущего периода

29,0 млрд руб. х 1,096 = 31,784 млрд руб.;

2) динамика объема реализованной продукции текущего периода по отношению к ее объему в соответствующем периоде прошлого года в сопоставимых ценах

34000 млн руб. : 31784 млн руб. = 1,07, или 107%, т.е. в сопоставимых ценах объем реализованной продукции возрос на 7%, в то время как в текущих ценах каждого периода он увеличился на 17,2% (34 млрд руб. : 29 млрд руб. = 1,172).

Чтобы было видно влияние на объем реализованной продукции и его динамику изменения количества и цен отдельных видов реализованных товаров или их ассортиментных групп, можно произвести расчет по примерной схеме, приведенной в табл. 1.

Расчет влияния количества и отпускных цен реализованных товаров на объем выручки от  реализации продукции

Товары

Реализовано, тыс. ед.

Отпускная цена единицы, тыс. руб.

Выручка от реализации продукции, млн руб.

Выручка от реализации продукци и в 1996 г. в ценах 1995 г. Ч.Р"

 

1995

1996

1995

1996

1995

1996

 
 

q0

q1

Р0

P1

qlpO

qlpl

 

А

32

36

160

175

5120

6300

5760

Б

16

18

240

250

3840

4500

4320

В

50

48

120

130

6000

6240

5760

Итого

 

-

-

-

14960

17040

15840


Теперь по приведенным данным рассчитаем производные показатели:

1) динамика выручки от реализации продукции в текущих ценах

Cyммa(q,p,)/Cyммa(q„p„) = 17040/14960 = 1,139, или 113,9%

Объем реализованной продукции в текущих ценах увеличился в 1996 г. по сравнению с 1995 г. на 13,9%, или на 2080 млн руб. в абсолютном выражении (17040 - 14960 = 2080 млн руб.);

2) динамика количества реализованных товаров (физического объема реализованной продукции в сопоставимых ценах)

Сумма(ч,р(,)/Сумма((1„р„) = 15840/14960 = 1,059, или 105,9%

В натуральном выражении объем реализации данной группы товаров увеличился за год на 5,9%; это средний показатель, по отдельным товарам динамика будет иной: по товару "А" рост реализации на 12,5% (36 : 32 = 1,125), такой же рост по товару "Б" (18 : 16 = 1,125) при снижении реализации по товару "В" на 4% (48 : 50 = 0,96), причина которого требует отдельного анализа.

Объем реализованной продукции в неизменных ценах (ценах прошлого года) увеличился на 880 млн руб. (15840 млн руб. - 14960 млн руб.);

3) динамика отпускных цен реализованных товаров

Сумма(р,я,)/Сумма(рд,) = 17040/15840 = 1,076, или 107,6%

Цены возросли в среднем на 7,6%, что привело к увеличению объема реализации на 1200 млн руб. (17040 млн руб. - 15840 млн руб.).

Таким образом, общий прирост выручки от реализации продукции на 2080 млн руб. явился результатом влияния двух факторов: увеличение количества реализованных товаров привело к росту объема реализации на 880 млн руб., а повышение цен привело к росту объема реализации на 1200 млн руб.:

880 + 1200 = 2080 млн руб. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства включает анализ организации производства и труда, технического развития предприятия, оценку технико-организационного уровня производства, условий природопользования и других факторов.

Анализ затрат на производство и реализацию продукции предусматривает в первую очередь сравнение фактической себестоимости отдельных изделий и всей реализованной продукции со сметной, нормативной или плановой в зависимости от принятого на предприятии порядка управления затратами на производство и реализацию продукции. При этом необходимо следить за тем, чтобы относимые на себестоимость продукции затраты соответствовали Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденному постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. No 552 с обязательным учетом изменений и дополнений, внесенных в указанное Положение постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. No 661. Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что ряд затрат, величина которых регламентируется при расчетах налога на прибыль, в себестоимость продукции во всех остальных случаях (для определения фактической прибыли, для целей ценообразования, для анализа) включается полностью, в фактически сложившихся размерах (расходы на рекламу, представительские расходы и др.).

По каждому изделию его фактическая себестоимость сравнивается с нормативной или сметной, после чего устанавливаются причины сложившихся отклонений: удорожание материалов и энергоресурсов, изменение затрат на оплату труда, увеличение коммерческих расходов и др.

Особое внимание уделяется анализу использования материальных ресурсов ввиду высокого удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции. Фактически сложившиеся удельные материальные затраты сравниваются с нормативными, с предусмотренными в сметах и внутрифирменных планах, определяются отклонения от нормативов и устанавливаются их причины. Одновременно анализируются и стоимостные показатели материалоемкости, отражающие не только изменение удельных расходов материалов, но и движение цен, а по группам товаров и всей реализованной продукции также и структурные сдвиги в ассортименте и номенклатуре товаров. В последнее время на многих предприятиях отмечается рост материалоемкости продукции. В большинстве случаев он объясняется тем, что рост цен на приобретаемые материалы опережает их рост на производимую и реализуемую продукцию. Так, по данным выборочного обследования 150 российских промышленных предприятий в ноябре 1996 г. ожидалось повышение цен производимой ими продукции на 5%, а приобретаемых материалов, комплектующих изделий и др. - на 13%. В октябре 1996 г. на 25% подорожал металл, потребляемый АО "АвтоВАЗ", в то время как существенное повышение отпускных цен на автомобили невозможно. Естественно, что в таких ситуациях материалоемкость реализованной продукции повышается.

С учетом этих обстоятельств динамика материалоемкости реализованной продукции анализируется в двух разрезах: в фактически сложившихся производственных условиях, отражающих изменения цен как на реализуемые товары, так и на потребляемые    материальные    и    топливно-энергетические ресурсы (материальные затраты); в сопоставимых ценах, когда отражается влияние изменения цен и тарифов, т.е. только внутрипроизводственных и структурных факторов. Анализ может проводиться по примерной схеме, представленной в табл. 2.

Таблица 2

Расчет материалоемкости реализованной продукции в

действующих и сопоставимых ценах

 

Объем реализованной продукции, млн руб.

Материальные затраты на производство и реализацию продукции, млн руб.

Материалоемкость реализованной продукции

1995 г.

1996 г.

1995 г.

1996 г.

1995 г.

1996 г.

 

в действ отпускных ценах

в ценах 1995 г.

 

 в действ отпускных ценах

в ценах 1995 г.

 

в действ отпускных ценах

в ценах 1995 г.

14960

17040

15840

9425

11246

10165

0,630

0,660

0,642


 

Материалоемкость реализованной продукции определена как отношение материальных затрат к ее объему:

1995 г. - 9425/14960 = 0,630, или 63 руб. на 100 руб. реализованной продукции 1996 г.

а) в фактических ценах 11246/17040 = 0,660, или 66 руб. на 100 руб. реализованной продукции;

б) в сопоставимых ценах 1995 г. 10165/15840 = 0,642, или 64,2 руб. на 100 руб. реализованной продукции.

В расчете на 100 руб. реализованной продукции   затраты   материальных   и   топливно-энергетических ресурсов возросли в реальных условиях производства и реализации на 3 руб., это значительный рост, при фактически сложившемся объеме реализованной продукции он означает перерасход затрат на материальные ресурсы более чем на 500 млн руб. (в расчете на равный объем реализации). Конечно, здесь сказался опережающий рост цен на приобретаемые материальные ресурсы, если бы эти цены не изменились, то при фактических отпускных ценах материалоемкость не только бы не возросла, но даже снизилась бы и составила 60 руб. на 100 руб. реализованной продукции:

10165/17040 = 0,66, или 66 руб. на 100 руб. реализованной продукции.

Однако реальное использование материальных ресурсов на предприятии ухудшилось, так как нельзя ориентироваться на такую "тепличную" ситуацию, когда предприятие имеет возможность повышать свои отпускные цены при неизменности цен на приобретаемые сырье, материалы, топливо. Расчет показывает, что если бы не изменились цены ни на изготовляемые предприятием товары, ни на приобретаемые им материальные ресурсы, то материалоемкость продукции возросла бы на 1,2 руб. в расчете на 100 руб. объема реализации. Даже без сложных расчетов видно, что использование материальных ресурсов ухудшилось: при росте объема реализации в сопоставимых ценах на 5,9% (15840 : 14960 = 1,059), материальные затраты, также в сопоставимых ценах, увеличились на 7,9% (10165 : 9425^1,079).

Центральное место в диагностике деятельности акционерных обществ в современных условиях занимает финансовый анализ, включающий расчет балансовой, валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, определение порога безубыточности и его превышения, показателей рентабельности, оценку финансового состояния общества, оборачиваемости оборотного капитала и др. Основой расчета и анализа финансовых показателей является бухгалтерский баланс и приложения к нему. Содержание баланса и других отчетных документов не зависит от формы собственности или организационо-правовой формы хозяйствования, но анализ их в условиях акционерных обществ имеет ряд существенных особенностей.

Исходные данные для расчета аналитических показателей содержатся в бухгалтерском балансе предприятия и приложениях к нему. В качестве примера приведем извлечение из баланса открытого акционерного общества "Пищевик".

Прежде всего определяется соответствие ряда показателей АО установленным законодательством нормативным требованиям:

а) соответствие уставного капитала общества установленному законодательством минимальному размеру: для открытого акционерного общества -тысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату регистрации общества, а для закрытого - стократной сумме минимального размера месячной оплаты труда. В обоих случаях минимальный размер оплаты труда принимается в сумме, установленной на дату регистрации общества, а не на дату проведения анализа (в ноябре 1996 г., например, она была равна 75900 руб.).

В ОАО "Пищевик" уставный капитал составляет 2 млрд 690 млн руб., следовательно, рассматриваемое требование законодательства обществом соблюдено;

б) соответствие резервного фонда размерам, установленным законодательством и уставом общества.

резервный фонд создается в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15% его уставного капитала. В ОАО "Пищевик" уставом предусмотрено формирование резервного фонда в размере 25% уставного капитала. На момент проведения анализа это составляет

2690 млн руб. х 15% = 403,5 млн руб.

 Фактический размер резервного фонда - 670 млн руб., следовательно, требование законодательства и в этом отношении соблюдено. Но требование законодательства в отношении размера резервного фонда не было бы нарушено и при меньшем его размере (допустим, он составлял бы 300 млн руб., т.е. меньше установленного минимального размера) при условии, что соблюдено другое требование закона - размер ежегодных отчислений в резервный фонд общества не может быть менее 5% чистой прибыли (до достижения размера, предусмотренного уставом общества). Это вполне естественно, так как от вновь созданного АО нельзя требовать, чтобы оно сформировало резервный фонд в полном объеме в первый же год работы;

в) следующее требование касается размеров чистых активов акционерного общества. Дело в том, что уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. А такие гарантии реальны только в том случае, если уставный капитал обеспечен собственными активами общества, его собственным имуществом, свободным от долговых обязательств.

Чистые активы общества - это и есть стоимость его имущества, свободного от долговых обязательств. Чистые активы предприятий любых организационно-правовых форм государственных предприятий, хозяйственных товариществ и др. (кроме акционерных обществ) определяются в соответствии с разделом 3 приказа МФ РФ от 28 июля 1995 г. No 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации". На акционерные общества раздел 3 данного приказа ("0 чистых активах организации") не распространяется. Оценка стоимости чистых активов акционерных обществ производится в соответствии с приказом МФ РФ от 5.08.96 г. No 71 "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ". Особенности определения стоимости чистых активов в акционерных обществах состоят в том, что к чистым активам не относятся собственные акции, выкупленные у акционеров, а также задолженность учредителей (участников) общества по взносам в его уставный капитал.

Информация о работе Анализ финансового состояния фирмы