АНАТО́МИЯ (лат. anatomica от греч. anatome — "рассечение")
— наука о внутреннем строении человеческого
тела. В художественной практике и обучении искусству важное значение имеет пластическая анатомия — знание органов тела, которые
определяют характер его внешней поверхности:
скелета — этот раздел анатомии называют остеологией, мышечной системы — миологии. Иногда специально изучается сравнительная
анатомия животных, что необходимо для
работы художников анималистов, баталистов, скульпторов, создающих конные памятники. Предмет пластической анатомии был введен в учебную программу первых европейских Академий XVI—XVII вв. (рис. 253). Пластическая анатомия
дает художнику не только знания строения
тела, но учит формообразованию и развивает чувство формы, пластики, пластического (зрительного) движения — так же, какперспектива воспитывает чувство пространства. Поэтому особенно важно, чтобы пластическую
анатомию преподавали не медики, а художники
(см.преподавание искусства; преподавание рисунка). Древние греки не изучали практическую
анатомию, но античное искусство показывает абсолютноезнание пластики тела человека. Отсюда термин: наблюдательная анатомия (аналогично
наблюдательной перспективе). В Средневековьесуществовала сравнительная анатомия
(опыты проводили на животных). Экспериментально
анатомию человека с 1470-х гг. изучали художникиИтальянского Возрождения: А. Верроккьо, Б. Гоццоли, А. Поллайоло.
Леонардо да Винчи собственноручно рассек
более тридцати трупов и сделал выдающиеся
анатомические зарисовки1. Но в изображении тела человека границы объемов не совпадают с внутренним анатомическим
строением. В изобразительном искусстве
особое значение имеют так называемые
"замко́вые зоны" — места "заходов
форм" в области суставов, соединений
торса и таза, бедра и голени, плеча и предплечья.
Подчеркивание этих зон обеспечивает
зрительную слитность, целостность формы. Эти сопряжения отсутствуют в
анатомии, но проявляются в работе художника, "мыслящего формой". Возникающие при этом качества связности, направленности форм создают ни с чем не сравнимое ощущение
подвижной, динамической гармонии (см. "квадратные
фигуры"; пропорционирование; S-образная линия;хиазм). В изобразительном искусстве чередование
"зон покоя", не участвующих в движении,
и пластических акцентов, напряжений и пауз, неизбежно ведет
к отступлениям от анатомической точности.
Это особенно заметно в рисунках и скульптурах Микеланжело, рисунках Рубенса, произведениях
Родена. Приемы многократного усиления "охватывающих" и внутренних связующих линий, "пластического согласования"
деталей и ритмическихакцентов становятся средством художественной
выразительности, придают разный смысл форме в зависимости от идеи изображения
(рис. 254). В большинстве же академических
учебников пластической анатомии о пластике
не говорится ни слова, кроме как в названии.
Академизм и здесь демонстрирует выхолащивание
художественности и композиционного мышления. Пластичности недостает рисункам
опытных рисовальщиков-анатомов, таких
как Г. Баммес2. Редкими исключениями являются выдающееся
пособие английского скульптора и педагога
Эдуарда Лантери (1848—1917)3, учителя многих художников, в том числе
О. Родена, книга М. Дюваля4, разработки русского скульптора и педагога
В. В. Владимирова5.
1 Тикотин М. Леонардо да Винчи в истории
анатомии и физиологии. Л.: Медгиз, 1957. С. 17—19,
28, 34—38. См. также: Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные
произведения. М.: АН СССР, 1955. Терновский В. Андрей Везалий. М.: Наука,
1965.
2 Bammes G. Der nackte Mensch. Dresden, 1969. Bammes G. Sehen und Verstehen. Berlin, 1988.
3 Lanteri E. Modelling. Vol 1—3. London, 1904—1922. На
рус. яз.: Лантери Э. Лепка. М.: Изд. Акад. художеств
СССР, 1963.
4 Дюваль М. Анатомия для художников.
М.; Л.: Искусство, 1940.
5 Владимиров В. О принципах пластической
организации объема и пространства в учебном
рисунке // Совершенствование подготовки
учителей изобразительного искусства.
Л., 1974. С. 3—18.