Анатомия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:03, реферат

Краткое описание

АНАТО́МИЯ (лат. anatomica от греч. anatome — "рассечение") — наука о внутреннем строении человеческого тела. В художественной практике и обучении искусству важное значение имеет пластическая анатомия — знание органов тела, которые определяют характер его внешней поверхности: скелета — этот раздел анатомии называют остеологией, мышечной системы — миологии. Иногда специально изучается сравнительная анатомия животных, что необходимо для работы художников анималистов, баталистов, скульпторов, создающих конные памятники.

Вложенные файлы: 1 файл

Анатомия.docx

— 17.01 Кб (Скачать файл)

АНАТО́МИЯ (лат. anatomica от греч. anatome — "рассечение") — наука о внутреннем строении человеческого тела. В художественной практике и обучении искусству важное значение имеет пластическая анатомия — знание органов тела, которые определяют характер его внешней поверхности: скелета — этот раздел анатомии называют остеологией, мышечной системы — миологии. Иногда специально изучается сравнительная анатомия животных, что необходимо для работы художников анималистов, баталистов, скульпторов, создающих конные памятники. Предмет пластической анатомии был введен в учебную программу первых европейских Академий XVI—XVII вв. (рис. 253). Пластическая анатомия дает художнику не только знания строения тела, но учит формообразованию и развивает чувство формы, пластики, пластического (зрительного) движения — так же, какперспектива воспитывает чувство пространства. Поэтому особенно важно, чтобы пластическую анатомию преподавали не медики, а художники (см.преподавание искусства; преподавание рисунка). Древние греки не изучали практическую анатомию, но античное искусство показывает абсолютноезнание пластики тела человека. Отсюда термин: наблюдательная анатомия (аналогично наблюдательной перспективе). В Средневековьесуществовала сравнительная анатомия (опыты проводили на животных). Экспериментально анатомию человека с 1470-х гг. изучали художникиИтальянского Возрождения: А. Верроккьо, Б. Гоццоли, А. Поллайоло. Леонардо да Винчи собственноручно рассек более тридцати трупов и сделал выдающиеся анатомические зарисовки1. Но в изображении тела человека границы объемов не совпадают с внутренним анатомическим строением. В изобразительном искусстве особое значение имеют так называемые "замко́вые зоны" — места "заходов форм" в области суставов, соединений торса и таза, бедра и голени, плеча и предплечья. Подчеркивание этих зон обеспечивает зрительную слитность, целостность формы. Эти сопряжения отсутствуют в анатомии, но проявляются в работе художника, "мыслящего формой". Возникающие при этом качества связности, направленности форм создают ни с чем не сравнимое ощущение подвижной, динамической гармонии (см. "квадратные фигуры"; пропорционирование; S-образная линия;хиазм). В изобразительном искусстве чередование "зон покоя", не участвующих в движении, и пластических акцентов, напряжений и пауз, неизбежно ведет к отступлениям от анатомической точности. Это особенно заметно в рисунках и скульптурах Микеланжело, рисунках Рубенса, произведениях Родена. Приемы многократного усиления "охватывающих" и внутренних связующих линий, "пластического согласования" деталей и ритмическихакцентов становятся средством художественной выразительности, придают разный смысл форме в зависимости от идеи изображения (рис. 254). В большинстве же академических учебников пластической анатомии о пластике не говорится ни слова, кроме как в названии. Академизм и здесь демонстрирует выхолащивание художественности и композиционного мышления. Пластичности недостает рисункам опытных рисовальщиков-анатомов, таких как Г. Баммес2. Редкими исключениями являются выдающееся пособие английского скульптора и педагога Эдуарда Лантери (1848—1917)3, учителя многих художников, в том числе О. Родена, книга М. Дюваля4, разработки русского скульптора и педагога В. В. Владимирова5.

1  Тикотин М. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии. Л.: Медгиз, 1957. С. 17—19, 28, 34—38. См. также: Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М.: АН СССР, 1955. Терновский В. Андрей Везалий. М.: Наука, 1965.

2  Bammes G. Der nackte Mensch. Dresden, 1969. Bammes G. Sehen und Verstehen. Berlin, 1988.

3  Lanteri E. Modelling. Vol 1—3. London, 1904—1922. На рус. яз.: Лантери Э. Лепка. М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1963.

4  Дюваль М. Анатомия для художников. М.; Л.: Искусство, 1940.

5  Владимиров В. О принципах пластической организации объема и пространства в учебном рисунке // Совершенствование подготовки учителей изобразительного искусства. Л., 1974. С. 3—18.


Информация о работе Анатомия