Правовой режим земель, предоставленных для недропользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Согласно ее ст. 15 законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. К нормативным правовым актам РФ относятся законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств РФ (приказы, инструкции, правила, наставления, положения и т.д.).

Содержание

I. Правовой режим земель, предоставленных для недропользования…….3
1. Правовой режим земель, предоставленных для недропользования…...3
II. Защита земельных прав…………………………………………………..12
1.Защита земельных прав, способы защиты земельных прав…………...12
2.Рассмотрение земельных споров………………………………………..27
Литература……………………………………………………..…………….34
III. Задача…………………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное Агентство  по образованию

НОУ «Институт социальных и гуманитарных знаний»

юридический факультет

кафедра юридических дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по земельному праву

название темы: «I.Правовой режим земель,

предоставленных для недропользования.

II.Защита земельных прав».

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса 

специальность «Юриспруденция»

Кантуганова М.М.

 

Преподаватель:

 Марданов Д.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань - 2009г

 

 

Содержание.

 

I. Правовой режим земель, предоставленных для недропользования…….3

  1. Правовой режим земель, предоставленных для недропользования…...3

II. Защита земельных прав…………………………………………………..12

  1.Защита земельных прав, способы защиты земельных прав…………...12

2.Рассмотрение  земельных споров………………………………………..27

Литература……………………………………………………..…………….34

 III. Задача…………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Правовой режим земель, предоставленных

  для недропользования.

 

1.Правовой режим земель, предоставленных для недропользования.

       Правовой режим использования недр, а также земель, предоставленных для разработки недр регулируется Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. От 29.05.02), федеральными законами и другими нормативно – правовыми актами РФ и ее субъектов.

Земельное законодательство взаимодействует с международным, гражданским, административным, финансовым, санитарным и другим законодательством.

       Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Согласно ее ст. 15 законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить         Конституции РФ. К нормативным правовым актам РФ относятся законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств РФ (приказы, инструкции, правила, наставления, положения и т.д.).

Аналогично строится иерархия актов субъектов РФ - конституции, уставы, законы, указы президентов и постановления глав администраций и правительств субъектов РФ, акты государственных органов субъектов РФ.

Ряд положений Российской Конституции прямо относится к регулированию недропользования:

- об использовании и охране природных ресурсов в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; - о возможности нахождения природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9);

- о свободном осуществлении владения, пользования и распоряжения природными ресурсами их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); (в связи с этой нормой уместно напомнить об обязанности государства - собственника недр соблюдать права и интересы недропользователей - физических и юридических лиц. Это правило вытекает также из положений ст. 15 Конституции - "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы");

- о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42) (приходится констатировать тот факт, что эти нормы остались во многом декларативными);

- обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) и др.

Трудно представить, что пользование недрами возможно без занятия соответствующего земельного участка. Необходимость в земельном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недра для тех или иных нужд. Без получения земельного участка право пользования недрами практически не может быть реализовано. Землепользование служит тому, чтобы создать условия для осуществления права пользования недрами.

Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, является то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельного фонда России, не ограничиваются от других земель по непосредственному целевому назначению.

Земли, предоставленные для разработки недр, отнесены к землям специального назначения (промышленности, транспорта, связи и иного назначения). Поэтому на них распространяются общие положения, определяющие правовой режим этой категории земель. Однако указанные земли имеют значительную специфику в правовом режиме, которая определяется особенностью недр как самостоятельного объекта права федеральной собственности российского государства.

В соответствии со ст. 6 закона «О недрах» в состав земель для пользования недрами входят:

    • Земельные участки для регионального геологического изучения недр;
    • Земли, используемые для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
    • Земли для проведения разведки и добычи полезных ископаемых и для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
    • Земли, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    • Земли, предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
    • Земли, предоставленные для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользования: землепользованием и недропользованием, то есть совместным с земельно-горным правовым регулированием. Недропользовние в этом случае является основным, ведущим по отношению к землепользованию. Необходимость в земельном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недра для тех или иных нужд, то есть землепользование служит тому, чтобы создать условия для осуществления права недропользования.

Правовой режим земельных участков, предоставленных для недропользования, характеризуется целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены основаниями возникновения прав на земельные участки, когда в соответствии с лицензией недропользователь получает участок недр в виде горного отвода, который является основанием для земельного отвода.

Горный отвод предоставляется органам Гостехнадзора для не общераспространенных полезных ископаемых или органами исполнительной власти субъектов РФ для общераспространенных полезных ископаемых.

Пользование землей и пользование недрами связаны самым тесным образом, хотя их зависимость в разных ситуациях неодинакова. В одних случаях, пользование земельным участком является лишь предпосылкой, необходимым условием для осуществления права недропользования. Так, горнодобывающее предприятие не может быть сооружено и нормально, функционировать, без занятия определенного земельного участка. Данное предприятие является, прежде всего, пользователем недр. Землепользование в этом случае по отношению к пользованию недрами, хотя и является самостоятельным, но носит как бы подчиненный, вспомогательный характер.

После отвода земельного участка в натуре (на местности), государственной регистрации земельного участка в регистрационной палате по месту его нахождения и получения лицензии право недропользования считается возникшим для его осуществления.

Предоставление земельного участка в пользование недропользователям – процесс, состоящий из ряда установленных в законе процедур (стадий): получение лицензии (разрешения), дающей право на предоставление недр в пользование; выделение горного отвода для реализации поставленной цели; предоставление земельного отвода; государственная регистрация земельного участка.

Размеры земельных участков для пользования недрами законом определены. Их размер определяется проектом и всей проектно – технической документацией. Особенность состоит в том, что земля при разработке недр необходима не только для добычи полезных ископаемых, но и для добычи полезных ископаемых, но и для ведения работ, земельные участки делятся на безусловно и условно необходимые.

Безусловно, необходимыми признаются такие участки, без которых ведение работ становится или вовсе невозможным, или экономически нецелесообразным, или не соответствующим техническим нормам ведения горных работ. Условно необходимые участки – это участки, которые есть или их нет, это не влечет за собой невозможности ведения горных работ.

В Законе РФ «О недрах» сказано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубины доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью, объединены в Государственный фонд. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Субъектами пользования недрами могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если это не противоречит закону. Однако наряду с ними, субъектами недропользования могут быть кооперативные организации, акционерные общества и другие структуры. В отдельных случаях субъектами недропользования могут быть только государственные предприятия, например, для добычи радиоактивного сырья.

Добыча не общераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленная, она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и частными предприятиями.

Горнодобывающими предприятиями могут быть комбинаты, шахты, разрезы и другие. Их строительство осуществляется на основании лицензии.

Пользование недрами бывает срочным и бессрочным. Для геологического изучения недра предоставляются на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых и в целях не связанных с добычей – до 20 лет, платежи за право пользования недрами; разовые и регулярные платежи за право пользования недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; плата за геологическую информацию; сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Помимо этого пользователи недр уплачивают общие для всех хозяйствующих субъектов налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Пользователям недр необходимо помнить о том, что после окончания работ, связанных с недропользованием, участки, отведенные в пользование, будут возвращены прежним пользователям земли, а значит, в обязанность субъектов недропользования входит приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для последующего использования (рекультивация земель).

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Задачей же государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, а также охране недр.

Основными пользователями недр в РФ является горнодобывающие предприятия и предприятия нефтяной и газовой промышленности, которые имеют специфические особенности в правовом режиме предоставленных им земельных участков для целей недропользования.

Право пользования недрами может быть приобретено пользователем недр на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона и по другим основаниям (ст.10.1 Закона «О недрах»).

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока или соблюдения им заранее оговоренных условий.

Информация о работе Правовой режим земель, предоставленных для недропользования