Эффективное функционирование предприятий в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предприятия. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу институт предприятия, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его развитие и самореализация, важно проследить не только развитие российских предприятий и его состояние на современном этапе, но и проанализировать реалии опыта, накопленного отечественными предпринимателями за всю историю своего существования, а также влияние условий и факторов внутренней и внешней среды деятельности предприятия.
Предприятие как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, но и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида.

Содержание

Введение……………………...………………………………..3
1 Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения……………………5
2 Основные цели и функции предприятия в условиях рынка…………………………………………..……………………..20
3 Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка………………………………...…23
Заключение……………………………………..…………...27
Список использованной литературы…………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.Эффективное функционирование предприятия в современных условиях.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………...………………………………..3

1 Сущность, роль  и особенности условий работы  предприятий до и после перехода  на рыночные отношения……………………5

2 Основные цели и функции предприятия в условиях рынка…………………………………………..……………………..20

3 Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка………………………………...…23

Заключение……………………………………..…………...27

Список использованной литературы…………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рыночные отношения  приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предприятия. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу институт предприятия, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его развитие и самореализация, важно проследить не только развитие российских предприятий и его состояние на современном этапе, но и проанализировать реалии опыта, накопленного отечественными предпринимателями за всю историю своего существования, а также влияние условий и факторов внутренней и внешней среды деятельности предприятия.

Предприятие как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению  материального и духовного потенциала общества, но и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида.

Актуальность темы состоит  в том, что институт предприятия  вместе со своей историей развития становится естественной составной  частью экономики Казахстана, свидетельствуя о ее продвижении к рыночным формам и методам хозяйствования.

Сегодня основным источником экономического роста для Казахстана является эксплуатация сырьевого потенциала страны. Кстати, по сравнению с 1985 годом  объем добычи углеводородного сырья  увеличился на 225 процентов, тогда как  во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза. Но рост добычи и экспорта не цель, а средство достижения конкурентоспособности. Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан. А возможно это лишь тогда, когда нация и экономика станут конкурентоспособными.

Казахстан с успехом  использует опыт реформ и современное  движение передовых, индустриально  развитых стран. Одной из таких стран  является Финляндия, которая по индексу  конкурентоспособности занимает первое место в мире. Долгосрочная задача Казахстана - построение высокотехнологичной экономики, способной производить современные продукты с высокой добавленной стоимостью.

Исходя из этого, Казахстан  начал реализацию Индустриально-инновационной  стратегии, направленную на диверсификацию экономики. Это - государственная программа, обращенная в будущее. Выбрана модель экономики с приоритетными отраслями, имеющими высокий потенциал повышения конкурентоспособности. В своем Послании Президент Назарбаев выделил семь ключевых направлений, развитию которых будет уделено особое внимание. Это - туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные материалы. Они и определят долгосрочную специализацию экономики страны в несырьевых отраслях.

В сущности, речь идет о  создании принципиально новой системы  управления экономическим развитием - Национальной инновационной системы, которая должна послужить проводником  в мир новых технологий и новой экономики. Сейчас уже сформирована инфраструктура индустриально-инновационного развития. Созданы государственные институты развития, которые выступят операторами перспективных инновационных проектов. Их капитализация на начало года составила 730 миллионов долларов, портфель инвестиционных проектов превышает 1 миллиард 200 миллионов долларов. За 2011-2012 год в стране реализовано 204 инвестиционных проекта.

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность, роль  и особенности условий работы  предприятий до и после перехода  на рыночные отношения

 

Сердцевиной любой экономики  составляет производство, создание экономического продукта.

Без производства не может  быть потребления, можно только проедать производственное. Именно предприятия  выпускают продукцию, выполняют  работы и услуги, т.е. создают основу национального богатства.

Экономику государства  упрощенно можно рассматривать  как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, коммерческой и другой взаимосвязи  между собой и государством.

От того, насколько  эффективно работают предприятия, какого их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием является предприятие. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроенные. вторичные явления.

Любые изменения в  системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия. При любой форме хозяйствования предприятие как субъект рыночной экономики играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:

1) увеличения национального дохода, ВВП, ВНП;

2) возможности существования  всего государства и выполнения  им своих функций. Это связано  с тем, что значительная часть  государственного бюджета формируется  за счет налогов и сборов  с предприятием;

3) обеспечение обороноспособности государства;

4) простого и расширенного  воспроизводства;

5) развитие национальной  науки и ускорения НТП;

6) повышения материального  благосостояния всех слоев граждан  страны;

7) развитие медицины, образования и культуры;

8) решения проблемы занятости;

9) решения любых других  социальных проблем.

Эту роль предприятия  могут выполнять только в том  случае, если они эффективно функционируют. Вся история развития общественного  производства свидетельствует и  доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционирую в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровой конкуренции, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребления по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты. Плановая и административно-командная экономика не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятия прежде всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действия в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятий и других причин. В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента, исходя из годового плана, который в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана. Под этот план предприятия доводили необходимые ресурсы и конкретные поставщики, а также указывались идеальными, так как предприятию не нужно беспокоится, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию – все решалось государством в лице Госплана и Госснаба.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:

При этой схеме основой  являются ресурсы; именно они являлись ограничением объема выпуска продукции. Таким образом, объем выпуска продукции на предприятии в условиях плановой экономики в основном зависел от возможностей государства обеспечить предприятие необходимыми ресурсами.

Но, в связи с тем, что пятилетние планы систематически не выполнялись, предприятия всегда испытывали острую нужду в ресурсах. Поэтому основной заботой первых руководителей предприятий при плановой экономики было любой ценой выбить (получить) ресурсы у государства.

В условиях плановой экономики  предприятия не были особо заинтересованы в выпуске высококачественной продукции, так как практически отсутствовала конкуренция, и предприятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован.

У предприятий отсутствовала  свобода выбора предприятий-поставщиков  – все планировалось Госпланом и Госснабом.

Предприятия не стремились снижать издержки на производство и  реализацию продукции за счет внедрения  новой техники и технологии. лучшей организации производства, так как  цены устанавливались на основе фактических  издержек и нормативной прибыли. Кроме того, предприятиям никогда не грозило стать банкротом.

Кроме того предприятия  в материальном аспекте не были заинтересованы в повышении эффективности производства и всегда оставляли существенный резерв для выполнения плана, чтобы его всегда можно было выполнить без особых усилий.

Выполнение плана при  административно-командной системе  являлось самым важным критерием  при оценке работы предприятия. По этому  критерию оценивалась и деятельность руководителя предприятия. Система  премирования работников предприятия также была тесно увязана с выполнением плана. При плановой экономике всегда имел место дефицит , особенно товаров народного потребления, а также преимущество производителя над потребителем. В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улучшать качество продукции и насыщать рынок товарами и услугами.

С переходом казахстанских предприятий на рыночные отношения ситуация изменилась.

Предприятия были вынуждены  работать по совершенно иной схеме:

 

 

В этой схеме основой  является спрос покупателя, то есть возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Многие ответственные предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

1) многие руководители  предприятий не были способны  работать по этой схеме, а  некоторые из них не верили  в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике;

2) Распад СССР привел  к нарушению производственных  и кооперированных связей;

3) неконкурентоспособность  многих отечественных предприятий;

4) переход на рыночные  отношения сопровождался инфляцией  и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения предприятий оборотными средствами;

5) многие предприятия  так и не сумели адаптироваться  к рыночным отношениям;

6) насыщение казахстанского рынка импортными товарами;

7) государство на переходном  этапе не создало необходимые  условия для функционирования  рынка в Казахстане. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает система банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраструктура.

Все эти другие причины  в конечном итоге привели к  ухудшению финансового положения  многих предприятий и к затяжному  экономическому кризису в стране. Переходный период в Казахстане от плановой экономики к рыночной затянулся.

Этот затяжной переходный период обусловлен также политической и социальной напряженностью в стране. Многие граждане в стране особенно среднего и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесценивание вкладов населения) , так и в социальном плане.

Становление Казахстана как независимого государства с  рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий. В начальной  стадии рыночных преобразований (1992-1994 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.

Основные действия Правительства на этапе либерализации экономики заключались в оперативном принятии решений в области:

- отмены государственного регулирования  уровня цен по большинству  видов продукции и услуг; 

- упразднения государственных  органов, в функции которых  входили планово-распределительные функции (Госплан, Госснаб, Госстрой), ограничения государственного вмешательства в дела хозяйствующих субъектов,

- снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров; 

- организации банковской  системы и таможенной службы;

- привлечения иностранного  капитала для наполнения рынка  товарами и услугами.

Либерализация экономики  по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после  развала СССР не имел возможности  поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в Казахстана, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики.

В 1993 году была принята  Программа неотложных антикризисных  мер и углубления социально-экономических реформ. Разработчиками этой программы были Высший экономический Совет, Аппарат Президента и Правительства Республики Казахстан. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:

Информация о работе Эффективное функционирование предприятий в современных условиях