Шпаргалка по "Политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Политика там, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.В политике всегда задействованы классы, различные социальные группы, народы и нации с их интересами, не зависящими от воли любых политических лидеров или партий.Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. ее формами могут быть не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а и борьба за власть, ее использование в интересах тех или иных групп и прочее.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ ОТВЕТЫ.docx

— 170.30 Кб (Скачать файл)

 

10.НРАВСТВЕННЫЙ  АСПЕКТ ПОЛИТИКИ 
Новые аспекты политикИ 
Можно суммировать достижения в области политических исследований, полученные за время популярности теории естественного нрава, т.е. примерно за сто лет, следующим образом: 
1. Стремление к сравнению разных типов политических идей, институтов, процессов, к изучению их сходства и различия. 
2. Стремление к более глубокому анализу экономических сил и их отношения к политическим процессам, порой вплоть до экономической интерпретации всех политических явлений. 
3. Стремление к рассмотрению социальных сил в их связи с политическими процессами. Временами это принимает форму социальной интерпретации всех политических фактов. 
4. Стремление к исследованию географической среды и ее влияния на политические феномены и процессы. 
5. Стремление к более глубокому изучению массы фактов этнического и биологического характера и их отношения к политическим силам. 
6. Взятые вместе, эти устремления устанавливают другое отношение между политическими феноменами и всем их окружением, как социальным, так и физическим. Аналогичные исследования были предприняты в свое время Боденом и Монтескье, однако они носили более упрощенный характер по сравнению с предыдущими, более детальными и тщательными разработками. 
7. Стремление к изучению происхождения политических идей и институтов. Это совместный продукт истории и биологии с присущим обеим признанием важности исторического роста и развития в эволюционной теории жизни. С середины девятнадцатого века она господствует над всей политической мыслью. 
8. Общее стремление соединить исследование с позиций окружающей среды (экономической, социальной, физической), взятой в целом, генетическим или эволюционным подходом может реализоваться в глубоком и, по сути, революционном изменении политического мышления. 
9. Стремление к более широкому использованию количественного измерения политических явлений. В некотором отношении измерение приняло форму статистики или математического анализа политических процессов. Важнейшее мероприятие, посредством которого это измерение осуществлялось, — перепись, давшая исследователю и аналитику огромную массу материала. Можно назвать две дисциплины, в которых количественные методы применялись с особым успехом. Это антропология и психология, где в данном отношении достигнуты заметные результаты. 
10. Политическая психология была предзнаменованием, но не получила за все это время соответствующего развития. 
Все эти тенденции, взятые вместе, составляют наиболее важные изменения в природе политического мышления вплоть до сегодняшнего дня. Основные трудности в продвижении по пути научного изучения состоят в следующем: 
1. Недостаток исчерпывающего набора данных о политических явлениях с соответствующей их классификацией и анализом. 
2. Склонность к расовому, классовому, националистическому уклону в интерпретации доступных данных. 
3. Нехватка достаточно четких стандартов измерения и точного знания о последовательности процессов. 
Думается, мы стоим на пороге весьма важных изменений в масштабах и методах исследования политики, а возможно, общественных наук в целом.

 

11. ПРОИСХОЖДЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА

Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. В разных теориях высказываются различные причины возникновения государства: в теологической — Божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической—социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т.д.В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения, прежде всего социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Формирование государства  — длительный процесс, у различных  народов мира он шел разными путями.На Востоке наибольшее распространение получила такая форма возникновения государства, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя.В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые другие'государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю)

12ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления  государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.     При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями: власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменять конституцию, а его власть символична; правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства; правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом. 

В современных государствах преобладают две основные разновидности  республиканской формы правления: парламентская (Германия, Израиль, Индия, Италия); президентская республика (Аргентина, Мексика, США). Каждая из них предполагает собственную модель разделения властей. Парламентская республика. В основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент является формальным главой государства, но его самостоятельная роль невелика. Фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Существенное место в балансе ветвей власти принадлежит парламенту: он назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может высказывать ему недоверие. В то же время президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента. 
 
Президентская республика. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий. Президент назначает правительство и определяет его состав. По отношению к высшему представительному органу президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты. В исключительных случаях парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности.  В ряде стран сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные "чистые" формы. Их называют смешанными. Эти модели могут быть самыми разнообразными: одни из них тяготеют к парламентским формам правления, другие - к президентским.

 
13.ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Рассматривая второй вопрос, необходимо, прежде всего раскрыть понятиеправового государства, которое представляет собой такую политическуюорганизацию общества, при которой осуществляется максимально возможнаясоциальная и политико-юридическая защищенность интересов и прав каждогочеловека, гарантируется и охраняется нормальное функционированиегражданского общества. Главное в правовом государстве - верховенство законаво всех сферах общественной жизни и связанность государства и его органовзаконами.Следует выделить такие основные принципы правового государства, как 1)верховенство права; 2) подчиненность государства обществу; 3) соблюдениедемократической процедуры разработки и принятия законов; 4) суверенностьличности, взаимная ответственность государства и личности на основе закона;5) обеспечение и охрана прав человека; 6)подконтрольность всех органов

публичной власти; 7) разделение властей на законодательную, исполнительную,судебную; 8) высокий уровень правосознания граждан, эффективная формаконтроля за осуществлением законов.Право есть механизм, форма регулирования поведения людей, социальныхобщностей, которые устанавливаются государством в целях достижения иосуществления общественной стабильности и порядка. Правовое государствоможно определить как правовую форму организации и деятельности политическойвласти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Оновыступает основой взаимной социальной ответственности личности и общества,Гражданское общество - это совокупность неполитических отношений людей,социальных общностей, находящихся вне государственных структур и отражающихих частные общественные интересы. Специфика гражданского общества состоит втом, что оно основано на самостоятельной инициативе граждан. Властныеполномочия гражданское общество передает государственным органам, но оновоздействует на них и приводит в соответствие со своими интересами,опираясь на демократический механизм государственной власти (выборы ит.д.). Вместе с тем решение важнейших жизненных вопросов остается загражданским обществом, для чего используются референдумы (всенародноеголосование) и другие демократические формы.Гражданское общество - это такой способ социальной организации, прикотором вмешательство государства в жизнь граждан сведено к минимуму, а

функции его ограничены теми--сферами, в которых сами граждане не но своейволе делегируют, перепоручают государству часть своих прав и свобод. Тем неменее гражданское общество испытывает на себе регламентирующее влияние

государства и чем более  оно контролирует государство, тем  более общество

является демократическим, а государство - правовым. Государство должносоздавать нормальные условия для развития и функционирования гражданскогообщества, но не поглощать, заменять его, призвано учитывать исоответствовать интересам гражданского общества, выражать и защищать их,Гражданское общество - это система социальных связей, обеспечивающих

жизнедеятельность социокультурных  и общественно-политических институтов,независимых от государства. В этой системе экономические, профессиональные,культурные, религиозные, идеологические, частные интересы реализуются черезтакие институты гражданского общества, как семья, церковь, системаобразования, научные, профессиональные, культурные союзы, ассоциации, не

являющиеся элементами политической системы.3. Пути реформирования государственной власти в Российской Федерации

14.ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО 
Категория гражданского общества – одна из ключевых категорий современного обществознания и современной политологической науки. Особую актуальность она приобрела в последние полтора-два десятилетия. Это объясняется дальнейшим возрастанием влияния либеральной демократии, распространением демократических ценностей, принципов и институтов на новые страны. Со всей остротой встает вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах его возрождения и укрепления как необходимого условия демократии. 
В теоретических исследованиях гражданское общество, его сущность, интерпретируется по-разному. Одни авторы используют понятие “гражданское общество” в качестве характеристики определенного состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере социума – сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создает те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на ее жизнь.  
Что же такое гражданское общество и какое место занимает оно в жизнедеятельности людей вообще и в общественно-политической системе в частности?  
Прежде чем говорить о сущности гражданского общества, необходимо остановиться на некоторых вехах формирования концепции гражданского общества. 
Вопрос о времени возникновения гражданского общества во многом остается дискуссионным по сей день. Существует несколько кардинально отличных точек зрения по этому поводу: 
1. Гражданское общество возникло вместе с возникновением государства как такового, т.е. можно говорить о существовании гражданского общества и в древности, и в средние века. 
2. Гражданское общество характерно только для частнокапиталистического либерального этапа развития (XVIII-XIX вв.). В современных условиях граница между гражданским обществом и государством стерлись, следовательно, говорить о гражданском обществе в современном государстве неправомочно. 
 
3. Гражданское общество является историческим феноменом, возникающим на определенном этапе развития человеческого общества. Сообщество людей и гражданское общество – не одно и то же. Появление собственно гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод. Со временем, с развитием правового государства граница между гражданским обществом и государством не только не стирается, но становится еще более ощутимой. Именно эта точка зрения наиболее конструктивная, на наш взгляд. 
Понятие гражданское общество восходит своими корнями к понятиям полиса Аристотеля, Цицерона и идеям так называемого естественного права. Согласно данной традиции это понятие выступает как синоним понятия “политическое общество” и, стало быть, государство. “Гражданское общество” и “политическое общество” в смысле “государство” были взаимозаменяемыми терминами. Так, у древнегреческих мыслителей понятие “политическое” охватывало все важнейшие сферы жизни общества – семью, религию, образование, художественную культуру, искусство и т.д. В античности, так же как и при феодализме, общество имело политический характер. Отдельный человек не мыслил себя как самостоятельная, отдельная от государства личность. Вся жизнь в обществ была пронизана государственным, политическим началом. Вплоть до XVIII в. в сознании большинства исследователей и в первую очередь обывателей общество еще слито с государством, воплощается в нем; отсутствует понятие права, предшествующего политическому строю и стоящего выше его. Таким образом, отсутствует сама идея индивидуальных прав человека, которые должны ограничивать государственную власть. 
Положение начало несколько изменяться в XVIII в., при переходе от феодализма к Новому времени, но интересно то, что даже такие известные мыслители нового времени, как Локк, Руссо, Кант, много сделавшие для развития идей личной свободы и гражданского состояния, тем не менее использовали понятия “гражданского общество” и “государство” как синонимы. 
Так, у Руссо гражданское общество и государство выступало в неразрывности. По его мнению законную силу имеет только та система правления, которая основывается на участии каждого гражданина в решении любого вопроса, касающегося его собственной жизни и благополучия всех членов общества. Потому он не видел различий между сферой властных отношений и другими сферами жизнедеятельности общества. 
Согласно Локку общество предшествует государству. Государство же представляет собой некое “новое тело” с комплексом прав, которые превосходят права отдельных лиц, составляющих его. Государство образуется на основе естественно сложившихся общественных отношений, и если по каким-либо причинам правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми естественными законами и правами. Государство не может поглотить общество, главная его цель – защита общества. Общество – голова, государство – головной убор. 
Период перехода от средневековья к новому времени со всей остротой поставил проблему индивидуальной свободы, а вместе с ней вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства. В этот период окончательно складывается гражданское общество и соответственно выделяются различия между общественными и сугубо государственными институтами. Вслед за этим, особенно со второй половины XIX в., традиционная концепция единого общества государства стала подвергаться эрозии. Теперь гражданское общество противопоставляется государству. Эта тема получила наибольшее распространение в работах Спенса, Ходжскина, Сиейеса, а особенно в программном документе Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина и Декларации независимости США. 
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Г. Гегелю. Гражданское общество, по Гегелю, появляется “посередине” между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственности, социальной дифференциации и многообразии интересов, взаимодействии индивидов и групп. Оно внутренне противоречиво, плюралистично, в этом обществе каждый свободный человек - цель для себя, а другие для него – ничто. Для согласования многообразных интересов требуется высший арбитр в лице государства, которое выражает всеобщий интерес. Общество становится “гражданским” в силу того, что оно управляется государством. 
Данный подход воспринял К. Маркс. Но он упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя последнее фактически к сфере труда, производства и обмена. Содержанием гражданского общества, по Марксу, выступают институты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства. Гражданское общество в марксизме является синонимом “буржуазного общества”, основанного на частной собственности.  
Такая точка зрения характеризуется приматом политического, апофеозом государства – акцент ставится на политическое решение общественных вопросов, т.е. решение их государством. Эта линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической традиции, которой присуще стремление к справедливости и равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление. 
ЛИберальная линия развития концепции гражданского общества центр тяжести переносит на свободу как высшую ценность, на саморегулятивную функцию гражданского общества как защиту от посягательств государства. Дискуссия о взаимоотношениях государства и гражданского общества продолжается и по сей день. 
Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.  
Таким образом, гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных – индивидуальных или коллективных – интересов и потребностей.  
Интересы и потребности людей выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д., трудовые коллективы, социальные слои и т.д.  
В центре гражданского общества находится индивид. Ведь общество это прежде всего союз личностей, без них оно лишено всякого смысла. Гражданское общество таким образом должно обеспечивать условия для полного проявления творческих возможностей каждого индивида, содействовать всесторонней реализации личности, ее интересов, целей, устремлений. Основа гражданского общества – полноправный индивид, личность, с его неотъемлемыми правами человека и гражданина. При этом гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство – права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае речь идет о правах отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью, то во втором – ее политические права. Наряду с политическими правами и свободами, каждый индивид обладает и свободой экономической. Идея индивидуальной свободы основана на отождествлении личной свободы и частной собственности. Как показал исторический опыт, не может быть свободы отдельного индивида там, где нет свободы экономического выбора. Такой выбор возможен только при сохранении частной собственности. 
 
Среди функций, характеризующих гражданское общество, можно выделить следующие: 
продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией;  
образование среды, в которой формируется социальный индивид;  
всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;  
обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной эКономики;  
осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни.  
При том, что основополагающей доминантой гражданского общества является отдельно взятая личность, составными его элементами являются все те институты, организации и группы, которые способствуют самореализации человека. Разумеется на первом месте в данной системе стоит семья. 
Значительное место в гражданском обществе занимают так называемы группы. 
Группа – совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения, объединенные любым общим признаком: общим пространственным или временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и др. характеристиками. 
Группы делятся на первичные и вторичные. 
^ Первичные группы - относительно немногочисленная группа, члены которой поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения (семья, группа друзей, родственников и т.д. )  
^ Вторичные группы – более многочисленные по отношению к первичным группы, члены которой опосредованно связаны совместной деятельность для достижения общей цели. Одна из форм вторичной группы – заинтересованные группы, которые представляют собой разного рода организации и ассоциации, члены которых объединены общностью интересов.  
Гражданское общество включает и ряд так называемых промежуточных институтов, которые выступают одновременно как несущие конструкции и самого общества, и мира политического. Речь идет, например, о политических партиях, организациях, объединениях, СМИ и т.д. 
Особенность гражданского общества является разделение политической и социальных сфер, политических и социальных функций. Отдельный индивид одновременно и частное лицо и гражданин общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав освобождена от политического контроля.  
Главным предназначением гражданского общества является достижение консенсуса, согласия между различными социальными силами и интересами. Оно призвано определить нормы и границы сосуществования человеческого сообщества. Т.е. гражданское общество само, без вмешательства государства, располагает средствами, с помощью которых оно может заставить отдельного индивида соблюдать общепризнанные нравственные нормы. Именно институты гражданского общества, а также национальные, религиозные традиции, обычаи, мифы, символы, стереотипы поведения, морально-этические нормы, ценности, которые также являются составной частью гражданского общества, способны играть данную роль. В принципе данная роль присуща только гражданскому обществу и государство выполняет ее только в том случае, если институты гражданского общества демонстрируют свою неспособность выполнять их.

Информация о работе Шпаргалка по "Политике"