Анализ и планирование трудовых показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям на современном этапе развития нашей страны ставит важные задачи относительно перестройки экономико-аналитической работы по изучению занятости трудовых ресурсов, перераспределению рабочей силы, переподготовки кадров, рынка труда и т.п. При этом следует подчеркнуть, что работа, наличие и эффективное использование трудовых ресурсов, повышение производительности работы играют решающую роль в процессе производства продукции или услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota_Kotegova_UP-11B.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Кафедра Менеджмента и маркетинга                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине «Экономика и социология труда»

 

на тему: «Анализ и планирование трудовых показателей»

 

 

 

 


                                                           

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013 
Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Переход к рыночным отношениям на современном этапе развития нашей страны ставит важные задачи относительно перестройки экономико-аналитической работы по изучению занятости трудовых ресурсов, перераспределению рабочей силы, переподготовки кадров, рынка труда и т.п. При этом следует подчеркнуть, что работа, наличие и эффективное использование трудовых ресурсов, повышение производительности работы играют решающую роль в процессе производства продукции или услуг.

В связи с этим, большое значение приобретает анализ трудовых показателей, который включает: анализ труда, оценку эффективности его использования в производственном процессе, изучение влияния отдельных трудовых факторов (численность работников, их структура, продолжительность рабочего периода и рабочего дня одного работника, производительность труда и др.) на смену конечных результатов деятельности анализируемого предприятия, оценку фондов оплаты труда и заработной платы.

 

1 Трудовые показатели и Факторы, их определяющие

 

Трудовые показатели - это совокупность качественных и количественных измерителей степени эффективности использования живого труда в процессе производства. Они напрямую влияют на конечные результаты деятельности предприятия, а именно на объем производства, себестоимость, прибыль, рентабельность. Поэтому анализ трудовых показателей имеет чрезвычайно важное значение при планировании экономического и социального развития предприятия.

С целью выявления резервов эффективности использования трудовых ресурсов, необходимо определить факторы, оказывающие влияние на трудовые показатели. Данные факторы можно разделить на две группы:

1) факторы внешней среды организации

2) факторы внутренней среды организации.

К факторам внешней среды организации относятся макроэкономические и региональные факторы:

  • этап развития социально-экономической системы,
  • хозяйственные механизмы,
  • воспроизводство населения,
  • подготовка квалифицированной рабочей силы, 
  • трудовое законодательство,
  • распределение рабочей силы по отраслям и регионам,
  • природно-климатические условия,
  • развитость социально-бытовой инфраструктуры,
  • состояние регионального рынка труда,
  • мобильность населения.

К факторам внутренней среды организации, влияющих на трудовые показатели, относятся внутриорганизационные и социально-психологические факторы:

  • отраслевая принадлежность,
  • размер и организационно-правовая форма,
  • система управления,
  • организация труда,
  • условия труда,
  • нормирование труда,
  • оплата и стимулирование труда,
  • половозрастная и квалификационная структура персонала,
  • образовательная структура персонала,
  • мотивы трудовой деятельности.

 

2 Анализ и оценка трудовых ресурсов организации

(на  примере КГАОУ СПО «пермский  радиотехнический колледж им. а. с. попова»)

 

Рациональное использование персонала предприятия – непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. Для целей анализа весь персонал следует разделить на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию.

Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих. В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих (конторский учётный и т.п. персонал). Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных. В анализе трудовых ресурсов предприятия можно выделить три направления:

1. Анализ использования рабочей  силы.

1.1. Анализ обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами.

1.2. Анализ уровня квалификации  персонала.

1.3. Анализ форм, динамики и причин  движения персонала.

1.4. Анализ использования рабочего времени.

2. Анализ производительности труда.

2.1. Анализ выполнения плана по росту производительности труда и определение прироста продукции за счёт этого фактора.

2.2. Факторный анализ производительности  труда.

2.3. Резервы роста производительности  труда.

3. Анализ оплаты труда.

3.1. Анализ состава и динамики  фонда заработной платы.

3.2. Факторный анализ фонда заработной  платы.

3.3. Анализ эффективности использования  фонда заработной платы.

 

2.1 Краткая характеристика организации

 

Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» (далее КГАОУ СПО ПРК) является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, имеет статус юридического лица и находится в ведении Министерства и науки Пермского края.

Юридический и фактический адрес колледжа: 614022, г. Пермь,  
ул. Танкистов, 46.

В соответствии с Уставом учреждение:

  1. самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Имеет самостоятельный баланс, смету, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, а также имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, печать с полным наименованием учреждения, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его деятельности;
  2. заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации договоры от своего имени, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, выступает истцом и ответчиков в суде, в установленном порядке отвечает по своим обязательствам;
  3. имеет в своей структуре отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, структурные подразделения дополнительного профессионального образования;
  4. самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов;
  5. своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Пермского края «Об образовании в Пермском крае» иными федеральными и областными законами, Типовым положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (средним специальном учебном заведении), иным нормативным правовым актами в сфере образования, Уставом колледжа.

Целью деятельности КГАОУ СПО «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» является реализация конституционных прав граждан на получение начального и среднего профессионального образования, совершенствование их деловых качеств, подготовка их к выполнению новых трудовых функций.

Основными принципами деятельности КГАОУ СПО «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» являются:

  1. постоянная оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  2. эффективное сочетание традиционных и новейших форм и методов обучения на основе оценки образовательных потребностей обучающихся, стимуляции их познавательной деятельности, личностно-ориентированных подходов в обучении;
  3. постоянное совершенствование методического обеспечения учебно- воспитательного процесса и повышение профессиональной квалификации преподавателей, руководителей и других работников колледжа.

Основными задачами деятельности КГАОУ СПО «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» являются:

  1. удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения начального и среднего профессионального образования;
  2. удовлетворение потребностей общества в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием;
  3. формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности;
  4. сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества;
  5. организация и проведение методических, научно-методических, а также творческих работ и исследований;
  6. распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

Колледж несет ответственность за:

  1. невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  2. реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с государственным стандартом образования;
  3. качество подготовки выпускников;
  4. жизнь и здоровье обучающихся и работников колледжа во время образовательного процесса;
  5. нарушение прав и свобод обучающихся и работников колледжа;
  6. иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  7. предоставление недостоверной информации по запросу Учредителя.

КГАОУ СПО «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» является единственным в регионе многоуровневым, многопрофильным учебным заведением, которое готовит специалистов по образовательных программам очной, очно-заочной, заочной и курсовой формам обучения в области радиоэлектроники, связи, телекоммуникаций, вычислительной техники и машиностроения.

Колледж является учреждением краевого подчинения, реализующее основные профессиональные образовательные программы базового и повышенного уровня и дополнительные профессиональные программы. Колледж имеет право на ведение образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования по следующим специальностям:

  • Сети связи и системы коммутации;
  • Многоканальные телекоммуникационные системы;
  • Радиосвязь, радиовещание и телевидение;
  • Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям);
  • Компьютерные системы и комплексы;
  • Документационное обеспечение управления и архивоведение;
  • Радиоаппаратостроение;
  • Аудиовизуальная техника;
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
  • Технология машиностроения;
  • Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования;
  • Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
  • Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

Колледж является двухуровневым образовательным учреждением, в нем ведется подготовка специалистов по специальностям среднего профессионального образования

В колледже есть реальная возможность дополнительно получить рабочие профессии, чтобы студенты смогли реализовать себя в выбранной профессиональной деятельности, повысить свой образовательный уровень.

В процессе своей деятельности коллеж развивает сотрудничество с высшими учебными заведениями, такими как Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермская академия искусства и культуры по организации непрерывной подготовки специалистов с высшим образованием.

2.2 Анализ и оценка трудовых ресурсов

 

Трудовым ресурсом образовательного учреждения являются преподаватели. Проанализируем показатели преподавательского состава

Персонал КГАОУ СПО ПРК можно охарактеризовать по нескольким параметрам: возраст, пол, образование.

Распределение персонала по половому признаку представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение персонала по половому признаку

На данный момент в колледже работают 40 человек, из них 27 женщин, что составляет 67,5% и 13 мужчин, что составляет 32,5% от общей численности персонала.

 

Рисунок  2 - Возрастной состав персонала

 

Анализ возрастной структуры (рисунок 2) показал, что самую большую долю составляют работники, возраст которых превышает 55 лет – 27,5%.

Вторая по численности группа это работники до 30 лет – 20%

Равные доли, а это 17,5% имеют категории: от 31 до 40 лет; от 41 до 50 лет; от 51 до 55 лет.

В настоящее время в учреждении делается упор на привлечение молодых специалистов. По данным штатного расписания на 2011 год в составе анализируемого нами учреждения работает 8 молодых работников в возрасте до 30 лет, что составляет 20% от общего количества работников. Средний возраст работающих составляет 46 лет.

Преимущественное значение в анализе персонала имеет характеристика персонала по уровню образования (рис. 3).

 

Рисунок 3 - Уровень образования персонала КГАОУ СПО ПРК

Уровень образования персонала достаточно высок, значительную долю составляют работники, имеющие высшее профессиональное образование.

Это объясняется тем, что значительную часть работников составляют преподаватели.

Характеристикой определяющей состояние кадров является стаж работы в колледже. Анализ стажа работы персонала показан на рис. 4.

Рисунок 4 - Стаж работы персонала КГАОУ СПО ПРК

Анализ показал, что значительное число работников 43% работает в колледже свыше 10 лет, а так же большое число работников работает от 1 года до 5 лет – 32%.

Информация о работе Анализ и планирование трудовых показателей