Российское предпринимательство на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:08, реферат

Краткое описание

Следует заметить, что властные структуры, понимая значимость предпринимательского фактора, в своих решениях и действиях стремятся проводить комплекс мер по стимулированию предпринимательства, в который включены и антимонопольная политика, и поддержка конкуренции, и снижение административных барьеров, и стимулирование инновационного направления, и поддержка малого бизнеса.
В своей работе, я постараюсь кратко изложить мысли по развитию предпринимательства в конце XX начало XXI вв.

Содержание

1. Введение ……………………………………………….………………………... 3
2. Виды предпринимательства …………………………………….…………….. 4
3. Российское предпринимательство на современном этапе ………………..…. 6
4. Заключение ………………………………………………………………..…… 9
5. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История российского пред-ва.docx

— 36.48 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

1. Введение ……………………………………………….………………………... 3
2. Виды  предпринимательства …………………………………….…………….. 4
3. Российское  предпринимательство на современном  этапе ………………..…. 6
4. Заключение ………………………………………………………………..…… 9
5. Список  литературы ………………..…………………………………………… 10

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

     Следует уяснить главные различия всего  того многообразия традиционной предпринимательской  деятельности, которое можно классифицировать по нескольким признакам: по виду или  назначению; по формам собственности; по количеству собственников; по количественным критериям.

     Однако  формы предпринимательства можно  также подразделить и на организационно-правовые: товарищества, общества (в том числе  акционерные), кооперативы; и организационно-экономические: концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

     Необходимо  показать, что в реальной экономической  жизни России существуют различные  формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества; хозяйственные  общества (с различной степенью ответственности); производственные кооперативы (артели); государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д.

     Во  всем этом многообразии не просто выделить и оценить приоритеты. Однако мировая  практика свидетельствует, что в  любой стране с рыночной экономикой необходимо развивать в первую очередь  малое предпринимательство (МП), которое  является своеобразным индикатором  для определения уровня рыночных отношений.

     Формально вниманием со стороны властей  малый бизнес в нашей стране не обойден. Однако государственная поддержка  малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу,

пока, к  сожалению, не оказывает эффективного влияния на его развитие.

     Следует заметить, что властные структуры, понимая значимость предпринимательского фактора, в своих решениях и действиях стремятся проводить комплекс мер по стимулированию предпринимательства, в который включены и антимонопольная политика, и поддержка конкуренции, и снижение административных барьеров, и стимулирование инновационного направления, и поддержка малого бизнеса.

     В своей работе, я постараюсь кратко изложить мысли по развитию предпринимательства  в конце XX начало XXI вв.

 

     Виды  предпринимательства 

     Виды  предпринимательства зависят от направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов.

Выделяют  следующие виды предпринимательства:

  • производственное;
  • коммерческо-торговое;
  • финансово-кредитное;
  • страховое;
  • посредническое.

     Производственное  предпринимательство — это процесс производства конкретных товаров, осуществления работы и оказания услуг для их реализации потребителям (покупателям). Производственное предпринимательство осуществляется в материальной сфере. Соответственно выделяется предпринимательство по подотраслям (например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т. д.).

     С народнохозяйственной точки зрения производственное предпринимательство — самый важный и определяющий вид предпринимательства, так как в производственных организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции и товаров массового потребления. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей (населения, предпринимательских фирм, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства.

     Производственное  предпринимательство в России —  наиболее рисковое занятие. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.

     Коммерческо-торговое предпринимательство — основной вид российского предпринимательства. Предприниматель здесь выступает в качестве непосредственного торговца, доводя готовые товары до конкретных потребителей. Для успешного занятия этим видом предпринимательства необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать на изменения спроса, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Для его развития необходимы как минимум два условия; относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска (особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования).

     В финансово-кредитном предпринимательстве предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валюта и национальные деньги. Этот вид предпринимательства осуществляется через коммерческие банки, финансово-кредитные компании, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций в России регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации.

     При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором страхования гарантируют страхователям возмещение ущерба от потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь. При заключении договора страхования страховые компании получают соответствующую плату, то есть компенсируют свои издержки, вероятность риска и получения прибыли. Страховое предпринимательство — один из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страховая компания дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) на получение ими компенсации при наступлении в их деятельности страхового случая, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

     Посредническая  предпринимательская  деятельность — это вид предпринимательской деятельности, при котором субъекты экономической деятельности непосредственно не производят и не продают товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями. Посредник – это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере — коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность в значительной мере рискованна, поэтому предприниматель-посредник всегда должен учитывать степень риска при осуществлении посреднических операций.

     В зависимости от предмета деятельности выделяются и такие виды предпринимательства, как консалтинг, образовательная  деятельность, предоставление банковских услуг и т. д.

 

Российское  предпринимательство

на  современном этапе 

     В настоящее время традиционное, классическое предпринимательство весьма многообразно и многолико, его главные типы можно классифицировать по нескольким признакам:

• по виду или назначению: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное (консалтинговое);

• по формам собственности: частное, государственное, муниципальное, собственность общественных объединений (организаций);

• по форме  владения собственностью: индивидуальное, коллективное;

• по количественным критериям (численности занятых  на предприятии работников, ежегодному денежному обороту, величине финансовых активов): малое, среднее, крупное.

     Формы предпринимательства подразделяют также на организационно-правовые: товарищества, общества (в том числе  акционерные), кооперативы; и организационно-экономические: концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ).

     В экономической жизни России существуют еще: хозяйственные товарищества; хозяйственные  общества (с различной степенью ответственности); производственные кооперативы (артели); государственные и муниципальные  унитарные предприятия и др. Причем все виды и формы собственности  и предпринимательства признаются и защищаются государством равным образом. Практически же в повседневных экономических  реалиях чаще приходится сталкиваться с разделением предпринимательства  на малое, среднее и крупное. Размеры  таких предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических  особенностей, действий эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой  капиталоемкостью и значительными  объемами производства, и отрасли, для  которых не требуются большие  размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются  предпочтительнее. То есть для современной  экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производственных структур.

     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические  разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. Для экономики России, начавшей переход  к рыночному этапу, характерно формирование и успешное развитие крупных предпринимательских  систем, наиболее значимо это проявляется  в ведущей сфере – промышленности. Основа крупного бизнеса – это сырьевые компании; топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия, машиностроение. В стране сейчас успешно работают такие крупные компании, как: ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Лукойл», «Сибнефть», «Роснефть», «Татнефть», ОАО «Сургутнефтегаз», РАО «Норильский никель», Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты, АВТО ВАЗ, «Ростелеком», «Мобильные телесистемы», «Русский алюминий», «Северсталь», «Интеррос» и др., причем некоторые из них имеют статус транснациональных корпораций (ТНК).

     С другой стороны, за годы российских реформ выявился небывалый рост малого и  среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Таких предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных  с производством потребительских  товаров и услуг. Практика эффективного функционирования малых и средних  форм производства определяется рядом  их преимуществ по сравнению с  крупным производством: близость к  местным рынкам и гибкая приспособляемость  к запросам клиентуры; производство небольшими партиями того, что невыгодно  крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления; возможность  дифференциации и индивидуализации спроса в сфере производственного  и личного потребления.

     Мировой опыт свидетельствует, что в любой  стране с рыночной экономикой необходимо развивать в первую очередь именно малое предпринимательство (МП), которое  является своеобразным индикатором  определения уровня рыночных отношений.

     Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, МП помогает решению  и ряда других важных для поступательного  социально-экономического движения страны задач:

− повышению  эффективности производства;

Информация о работе Российское предпринимательство на современном этапе