Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:10, дипломная работа

Краткое описание

Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6
1.1. Понятие, правовая природа и классификация института бизнес-инкубаторов 6
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом 13
Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25
2.1. Возможные организационно-правовые формы бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 25
2.2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в Российской Федерации, как элемента в системе инновационного предпринимательства 37
2.3. Основные проблемы правового регулирования создания и деятельности бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 46
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Никитиной.docx

— 123.84 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6

1.1. Понятие, правовая природа  и классификация института бизнес-инкубаторов 6

1.2. Развитие института  бизнес-инкубаторов в Российской  Федерации и за рубежом 13

Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25

2.1. Возможные организационно-правовые  формы бизнес-инкубаторов в Российской  Федерации 25

2.2. Особенности функционирования  бизнес-инкубаторов в Российской  Федерации, как элемента в системе  инновационного предпринимательства 37

2.3. Основные проблемы правового  регулирования создания и деятельности  бизнес-инкубаторов в Российской  Федерации 46

Заключение 64

Список использованной литературы 69

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу: полностью изменена старая централизованная система управления и распределения ресурсов, сформирован институт частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей. Постепенно осуществляется запуск механизма саморазвития рынка в целом, и здесь решающее значение приобретает малый и средний бизнес. Именно свободное предпринимательство призвано интенсифицировать дальнейший подъем экономики в России. Сегодня в хозяйственной практике и теоретических разработках существует значительный разброс мнений в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. Но большинство специалистов убеждены, что наряду с введением стимулирующего налогового законодательства, всевозможных льгот необходимо интенсивное формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Это тем более актуально, что в настоящее время имеется значительное отставание в темпах развития малого бизнеса и создания стабильной ее юридической основы. Данная проблема обостряется из-за практического отсутствия реальной правовой поддержки со стороны государственных, региональных органов власти и местного самоуправления, и, в первую очередь, в юридической сфере.

Одним из эффективных способов поддержки малых предприятий во всем мире являются бизнес-инкубаторы. В последнее время эта форма организации поддержки малого бизнеса получает все большее распространение в России. Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.

В науке гражданского и предпринимательского права существует небольшое количество исследований, посвященных проблемам в сфере правового регулирования бизнес-инкубаторов. Ими занимались такие ученые, как Г.В. Щукин1, Н.В. Багрова2, В. Буев3, М.Л. Щербаков4 и т.д. Работы данных правоведов были использованы в качестве основы этого исследования.

Анализируя разработанность указанных проблем, стоит отметить, что в науке конституционного права отсутствуют исследования, посвященные всестороннему и глубокому анализу предмета правового регулирования местного самоуправления в условиях постоянно изменяющихся реалий.

Актуальность исследования обусловила выбор темы дипломной работы.

Целью исследования является разработка теоретико-практических положений в сфере правового регулирования института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации.

Цель обусловила постановку следующих задач:

1) проанализировать понятие, правовую природу и классификацию  института бизнес-инкубаторов;

2) проследить развитие  института бизнес-инкубаторов в  Российской Федерации и за  рубежом;

3) возможные организационно-правовые  формы бизнес-инкубаторов в Российской  Федерации;

4) проанализировать особенности  функционирования бизнес-инкубаторов  в Российской Федерации, как элемента  в системе инновационного предпринимательства;

5) выделить основные проблемы  правового регулирования создания  и деятельности бизнес-инкубаторов  в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при создании и функционировании бизнес-инкубаторов в Российской Федерации.

Предмет исследования – гражданско-правовые нормы, регулирующие данные общественных отношений.

Теоретическую основу исследования составили действующее законодательство, а также труды ведущих цивилистов, специалистов в области банковского, финансового права и экономики.

Методологическую основу исследованиясоставилдиалектический метод познания правовых явлений, а также общенаучные ичастно-научные методы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

 

1.1. Понятие, правовая природа и  классификация института бизнес-инкубаторов

При рассмотрении правовой природы бизнес инкубатора стоит отметить, что данный институт имеет экономическую составляющую. Под бизнес-инкубатором понимают организацию, решающую задачи поддержки малых, вновь созданных предприятий и индивидуальных предпринимателей, не имеющие возможность начать свое дело5. На законодательном уровне бизнес-инкубаторы являются специально создаваемыми структурами для поддержки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий на начальном этапе их деятельности6. Поддержка осуществляется путем предоставления оборудованных помещений под офисы и производства, возможности доступа к сети реализации продукции (работ, услуг), оказания информационной и консалтинговой помощи по всем аспектам предпринимательства. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе бизнес-парков (технопарков), бизнес-центров (техноцентров).

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

    • предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений;
    • осуществление технической эксплуатации здания (части здания);
    • почтово-секретарские услуги;
    • консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерскогоучета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
    • доступ к информационным базам данных7.

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторовпроизводственного и агропромышленного назначений) должен обеспечивать следующим требованиям:

    • общая площадь нежилых помещений должна быть не менее 900 кв. м, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85%;
    • площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15% от площади, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства;
    • наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;
    • наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера и телефона с выходом на городскую и междугороднюю связь;
    • наличие не менее одной оборудованной переговорной комнаты;
    • наличие не менее одного оборудованного зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;
    • наличие интернет-канала для не менее 80% рабочих мест;
    • наличие оргтехники для коллективного доступа (факс, копировальный аппарат, сканер и т.д.)8.

Идея бизнес-инкубатора возникла в конце 50-х годов XX века, а стремительный рост их числа зафиксирован в период между 1985 и 1995 годами. За это время в мире появилось больше тысячи бизнес-инкубаторов, благодаря чему в 90-е годы малый бизнес обеспечил около 80% новых рабочих мест в Европе и США.

Бизнес-инкубаторы создавались, по большей части, как некоммерческие структуры, поддерживаемые местными администрациями или структурами, занимающимися экономическим развитием, исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Во многих случаях их целью декларировалось увеличение "социального капитала", стимулирование предпринимательства, заполнение пустующих площадей, предотвращение оттока квалифицированных трудовых ресурсов9. Мировая практика свидетельствует о том, что наряду с решением вышеуказанных проблем бизнес-инкубаторов содействуют созданию недостающих компонентов инфраструктуры, стимулируют создание дополнительных рабочих мест. Начиная примерно с 2000 г. некоммерческие бизнес-инкубаторы все более активно вытесняются коммерческими.

Один из первых бизнес-инкубаторов (технопарк) в России был создан в 1996 г. в Зеленограде. В целом опыт первого бизнес-инкубатора признан положительным: официальные налоги, выплачиваемые размещенными в нем 18 предприятиями, превысили сумму, затраченную на создание бизнес-инкубатора. В общей сложности эти предприятия предоставили 400 новых рабочих мест в регионе10.

Изначально в процессе создании бизнес-инкубатора в России наметилось две стратегических линии. Первая заключалась в перестройке старых и пустующих зданий (школы, фабрики, складские помещения) и сдаче их в аренду. Вторая также предусматривала выделение помещений, но основным в ней было предоставление всякого рода услуг и патронат фирм. В современных российских условиях, прежде всего, при крайне высоких ставках за аренду помещений, затратах на обеспечение их сохранности, даже первое направление является существенной, возможно даже, определяющей формой поддержки, при разработке стратегии бизнес-инкубирования.

Всего бизнес-инкубаторов в стране насчитывается около восьмидесяти. Объясняется это тем, что, хотя российскому движению бизнес-инкубаторов и исполнилось уже 10 лет, резкое повышение интереса к их созданию замечено только в последние два года.

В нынешней стадии развития подавляющее большинство российских бизнес-инкубаторов не являются инкубаторами в западном понимании. Это - прототипы инкубаторов. Мировая практика выработала устоявшиеся принципы формирования бизнес-инкубаторов и условия приема в них предприятий. Согласно ей попаданию в бизнес-инкубаторы предприятия должна предшествовать стадия отбора, оценки, доведения до надлежащего состояния зрелости бизнес-идей, бизнес-плана проекта, подготовки их носителей-лидеров.

Спецификой России является также то, что большинство российских бизнес-инкубаторов зарегистрировано как некоммерческие организации. Это позволяет им иметь доступ к дополнительным финансовым ресурсам, как бюджетным в рамках государственной поддержки малого предпринимательства, так и участвовать в борьбе за гранты различного рода фондов и внебюджетных источников.

В рамках Национальногосодружества бизнес-инкубаторов было проведено маркетинговое исследование работы основных российских инкубаторов малого бизнеса. На основании проведенных исследований была выявлена «усредненная» функциональная модель российского бизнес-инкубатора, которая характеризуется следующими признаками: по значимости основных функций 43% приходится на сервисное обслуживание, 24% - на учебно-методическое, 17% - финансовое, 16% - на психологическую поддержку; среди клиентов бизнес-инкубаторов большинство составляют производственные предприятия (38%) и предприятия сферы услуг (23%), далее идут научно-технические компании (15%), торговые (14%), строительные (3%) и другие (7%);среди обследованных бизнес-инкубаторов 61,5% составили инкубаторы универсального типа, 38,5% имели определенную отраслевую или социальную специфику11.

Сегодня Национальное содружество бизнес-инкубаторовобъединяет уже 85 бизнес-инкубаторов из различных регионов России12.

Для понимания концептуальной правовой сущности бизнес-инкубаторанеобходимо рассмотреть сферы его применения.

Бизнес-инкубаторы оказывают сервисную и правовую поддержку для устранения ряда проблем. Она выражается в предоставлении малым предприятиям рабочих помещений, конторских и деловых услуг, которые осуществляются практически в каждом бизнес-инкубаторе, снижая финансовые и временные затраты малого предприятия на ведение бизнеса. Первоочередной проблемой, с которой сталкиваются начинающие предприниматели, является огромное количество бюрократических процедур, связанных с организационными и оформительскими моментами, что, в свою очередь, требует большого количества трудо- и времязатрат.

Учебно-методическая поддержка позволяет решить еще одну проблему на пути начинающего предпринимателя – теоретическую неподготовленность и информационную неосведомленность. Чаще всего предприниматели сталкиваются с трудностями управления: подбор персонала, профессиональная подготовка, организационное планирование. Бизнес-инкубаторы способны консультативно помочь в решении такого рода вопросов. Стратегия партнерства между клиентами бизнес-инкубатора также способствует развитию знаний и опыта бизнесменов.

Финансовая поддержка малого бизнеса – еще одно направление деятельности бизнес-инкубаторов, так как отсутствие первоначального капитала может стать реальной угрозой становления предприятия. Однако бизнес-инкубаторы выступают чаще как посредники в предоставлении малым предприятиям услуг кредитования, лизинга, инвестирования. При осуществлении указанных действий они основываются на действующем законодательстве (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ13, Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»14, Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»15). Финансовые услуги могут быть разделены на услуги, осуществляемые самим бизнес-инкубатором, и опосредованные финансовые услуги, которые заключаются в продвижении малых предприятий к финансированию другими финансовыми институтами, предоставлении гарантий, поиске инвесторов, партнеров и пр.

Психологическая поддержка способствует поддержанию и повышению психологической устойчивости предпринимателей к адекватному восприятию трудностей, возникающих в процессе работы. Любой предприниматель, ставший клиентом бизнес-инкубатора, может рассчитывать на психологическую поддержку, которая проявляется во внимательном отношении к клиентам и их нуждам, в готовности персонала бизнес-инкубатора прийти на помощь, в создании благоприятной, доброжелательной деловой атмосферы. Этот вид услуг является необходимой частью бизнес-инкубатора, которая составляет основное отличие бизнес-инкубатора от других организаций, предоставляющих услуги или сдающих площади.

Информация о работе Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации