Формы и методы лечебной физкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

Лфк широко используется в системе комплексного лечения в больницах, поликлиниках, санаториях. Она является ведущим методом мед. реабилитации — восстановительного лечения. Правильное применение ЛФК способствует ускорению выздоровления, восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению больных к активной трудовойдеятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1Лечебная физкультура 4
2.Формы лечебной физкультуры 6
2.1.Гигиеническая гимнастика 9
2.2.Индивидуальные задания 10
2.3.Прогулки с лечебной целью 10
2.4.Массовые формы физкультуры 11
3.Методы лечебной физкультуры 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

Вложенные файлы: 1 файл

6.Формы и методы лечебной физкультуры.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1Лечебная физкультура 4

2.Формы лечебной физкультуры 6

2.1.Гигиеническая гимнастика 9

2.2.Индивидуальные задания 10

2.3.Прогулки с лечебной  целью 10

2.4.Массовые формы физкультуры 11

3.Методы лечебной физкультуры 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

 

ВВЕДЕНИЕ 

Лфк широко используется в системе комплексного лечения в больницах, поликлиниках, санаториях. Она является ведущим методом мед. реабилитации — восстановительного лечения. Правильное применение ЛФК способствует ускорению выздоровления, восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению больных к активной трудовойдеятельности. Эффективность ЛФК проверена веками. Врачи Древней Греции — Гиппократ, Асклеппад и др. считали физические упражнения обязательным и важным компонентом любого лечения. Древнеримский врач Клавдий Гален рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и винограда, прогулки, массаж. Врач и философ Средней Азии Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физнч. упражнения как важный элемент лечебной и профилактической медицины. Выдающиеся русские ученые-медики М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, П. Ф. Лесгафт и др. постоянно подчеркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии.

Как область научных знаний ЛФК в нашей стране сформировалась после Великой Октябрьской социалистической революции. Развитие леч. физкультуры в СССР неразрывно связано с успехами советского здравоохранения и массового физкультурного движения. ЦК КПСС и Советское правительство постоянно проявляют заботу о развитии массовой физической культуры и использовании ее для укрепления здоровья народа, продления сроков активного долголетия. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1966) «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» было предложено расширить использование физкультуры в лечебно-профилактической работе мед. учреждений, предусмотрено увеличить сеть кабинетов лечебной физкультуры при поликлиниках. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1977) «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» вновь обращено внимание на меры по улучшению сананитарно-гигиенического воспитания населения, повышение уровня пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта.

 

1Лечебная физкультура

 

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий  в применении физических упражнений и естественных факторов природы  к больному человеку с лечебно-профилактическими  целями. В основе этого метода лежит  использование основной биологической  функции организма — движения.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые  различные понятия. Это и дыхательная  гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе  после снятия гипсовой повязки. Это  и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется  в самых различных аспектах, обозначая  и метод лечения, и медицинскую  или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

Весь курс применения лечебной физкультуры обычно делят на 3 периода (вводный, основной, заключительный).

Вводный период преследует постепенное втягивание больного в  занятия физическими упражнениями; он носит характер «разведки», при  которой выявляют характер и степень  реакции больного на физические упражнения. Продолжительность его обычно несколько  дней.

Основной период самый  продолжительный, когда достигают  основных целей лечебной физкультуры.

Общую тренировку организма  сочетают с применением специальных  упражнений. Следует иметь в виду, что только достаточно длительное и  систематическое применение лечебной физкультуры дает лечебный эффект.

Заключительный период имеет  своей задачей закрепить достигнутые  результаты лечения и обеспечить подготовку больного для самостоятельных  занятий физическими упражнениями в домашней обстановке. Для этого  с больным разучивают рекомендуемые  упражнения, проводят подробный инструктаж, и больной овладевает необходимыми навыками для самостоятельных занятий  гимнастикой. Одновременно больного обучают  простейшим приемам самоконтроля. Обычно для этого периода бывает достаточно 7—10 дней.

Подбор упражнений проводят с учетом индивидуальных особенностей больных, состояния каждого из них  к моменту проведения занятий, в  связи с чем применение всякого рода стандартных комплексов упражнений следует считать недопустимым.

Иногда у части врачей и методистов можно наблюдать  стремление получить готовые рецепты  упражнений для применения их при  определенных заболеваниях, что вполне понятно, но в то же время неправильно. Шаблон — это самый большой  враг всякого лечения; он недопустим и в лечебной физкультуре. Занятия  физическими упражнениями— творческий процесс. Их проведение требует хорошего знания больных и педагогического мастерства. Владея част-v ной методикой лечебной физической культуры, зная методику общих и специальных упражнений, врач, инструктор (методист) или медицинская сестра, приступая к занятиям, должны учитывать происшедшие изменения в состоянии больного, его настроение и т. д. Очень часто объем занятий и примененные упражнения уже не годятся на следующий день, и занятия должны быть проведены в другом варианте и в другой дозировке. Поэтому, определяя особенности лечебной физкультуры притом или ином заболевании, обычно дают только принципиальную схему построения занятий и примерные комплексы физических упражнений.

В лечебной физкультуре очень  важно умение правильно дозировать физические упражнения, что осуществляют путем:

а) установления их необходимой  продолжительности;

б) выбора правильных исходных положений;

в) установления количества повторений отдельных упражнений и  их темпа;

г) выбора амплитуды и  ритма движений;

д) правильного чередования периодов работы и отдыха;

е) регулирования эмоционального фактора;

ж) правильного врачебно-педагогического  подхода и учета индивидуальных особенностей больного.

2.Формы лечебной физкультуры

К формам применения лечебной физкультуры относят: лечебную гимнастику, гигиеническую гимнастику, индивидуальные задания больным для самостоятельных  занятий, прогулки с лечебной целью, массовые формы физкультуры.

1.1Лечебная гимнастика  является основной формой применения  лечебной физкультуры; она предусматривает  специальное применение физических  упражнений с лечебной целью.  Наряду с применением других  методов лечения в лечебно-профилактических  учреждениях организуют занятия  лечебной гимнастикой. Это название  носит несколько условный характер. Оно не совсем точно, так  как собственно лечебной гимнастикой  можно называть только специально  подобранные гимнастические упражнения, а в занятия, помимо гимнастических  упражнений, очень часто включают  игры и всякого рода элементы  спортивного характера.

Все физические упражнения подбирают в соответствии с задачами лечения, состоянием больных, особенностями  болезненного процесса. Каждое занятие  должно быть тщательно продумано, методически  обосновано и исходить из принятых частных методик лечебной физкультуры. В зависимости от типа лечебных учреждений (больница, поликлиника, санаторий и  т. д.), характера больных, их возраста, занятия можно строить с преимущественным использованием того или иного метода применения физических упражнений (гимнастического  игрового, спортивного).

Занятия лечебной гимнастикой  могут быть:

• индивидуальные,

•  малогрупповые,

•  групповые.

Индивидуальные занятия  проводит инструктор-методист лечебной физкультуры индивидуально с  каждым больным.

Малогрупповые занятия предусматривают объединение больных в небольшие группы (3—5 человек) по принципу единого характера или стадии заболевания (терапевтические больные), локализации повреждений (хирургические больные) и т. д. Обычно индивидуальные и малогрупповые занятия проводят непосредственно в палатах при условии хорошего предварительного их проветривания. При наличии возможностей такие занятия, особенно малогрупповые, целесообразно проводить в специально оборудованном кабинете лечебной физкультуры.

Групповые занятия с численностью до 10 больных и больше следует  проводить в специальных помещениях, а летом—на открытом воздухе (площадке) или верандах.

Каждое занятие лечебной гимнастикой строят по определенному  плану, который включает 3 раздела:

• вводный,

• основной

•  заключительный.

Вводный раздел (характера  разминки) состоит в том, чтобы  постепенно втянуть занимающихся в  занятия, подготовить их 'к выполнению последующих специальных упражнений.

Основной раздел состоит  из занятий физическими упражнениями специального характера, при помощи которых достигают лечебного  успеха. Упражнения этого раздела  отражают особенности частной методики лечебной физкультуры при определенном заболевании. Упражнения специального характера обычно чередуют с упражнениями общеукрепляющими. Во время занятий  необходимо следить, чтобы нагрузка соответствовала физиологическим  возможностям больного; важно использовать методический принцип рассеивания нагрузки, под которым понимают последовательное вовлечение в работу различных групп мышц.

В основном разделе физиологическая  нагрузка достигает своего максимума.

Заключительный раздел ставит своей задачей постепенное снижение общей нагрузки и восстановление исходного состояния организма.

Нагрузку во время всего  занятия следует строго регулировать. Наибольшее увеличение нагрузки более  целесообразно производить в  середине занятия с постепенным  ее дальнейшим снижением. Регулирование  нагрузки обычно проводят при помощи так называемой физиологической кривой, которая представляет графическое изображение изменения частоты пульса, под влиянием физических упражнений. Регулирование нагрузки во время занятий обеспечивают путем умелого использования разнообразных упражнений и распределения нагрузки по разным мышечным группам. Особое значение имеют дыхательные упражнения, включение которых в комплекс всякий раз ведет к снижению физиологической кривой и тем самым к правильному регулированию всей нагрузки. В начале курса лечения физиологическая кривая должна быть более отлогой; во вторую половину курса лечения, когда достигнут определенный уровень тренированности организма, нагрузку обычно увеличивают, что находит отражение и в характере физиологической кривой.

Продолжительность одного занятия  может быть разной и зависит от поставленных задач и состояния  больного. В начале курса лечения  занятие обычно продолжается 10— 15 минут, в основной части — в среднем 25—30 минут, а для достижения поставленных задач иногда продолжительность  его может быть доведена до 45 минут  и даже до часа при многократном повторении в течение дня (в хирургической, ортопедической, неврологической и  другой практике).

2.1.Гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика является весьма распространенной формой лечебной физкультуры; она не преследует специальных  лечебных целей. Ее задача состоит в  том, чтобы, используя широкий выбор  общеукрепляющих упражнений, повысить общий тонус больных.

Таким образом, гигиеническую  гимнастику применяют с общеоздоровительной (гигиенической) целью. Ее можно применять в разное время, но чаще всего ее проводят утром — сразу после сна, и она составляет важную часть режима дня лечебно-профилактических учреждений. Утренняя гигиеническая гимнастика, помимо оздоровительного значения, играет большую роль как организующий фактор. С проведения гигиенической гимнастики у больных организованно начинается день. Гигиеническое значение утренней гимнастики заключается в том, что она выводит организм человека после ночного сна из заторможенного состояния, повышает возбудимость коры головного мозга, устраняет застойные явления, улучшает общее состояние, кровообращение, в частности кровоснабжение мозга. Человек, занимающийся утром гигиенической гимнастикой, чувствует как бы прилив бодрости, жизнерадостности, которыми он «заряжается» на весь день. Гигиеническая гимнастика весьма целесообразна для многих больных, находящихся на длительном постельном режиме, также в течение дня, особенно после дневного сна.

Многое из ранее изложенного о занятиях лечебной гимнастикой имеет отношение и к гигиенической гимнастике. К этому следует добавить, что для гигиенической гимнастики необходимо подбирать несложные и легко усвояемые упражнения. Обычно в комплексы включают 7—10 упражнений, каждое из которых повторяют 3— 7 раз. В работу должны быть вовлечены все мышцы и суставы. Повреждёнными и больными конечностями движений не производят. Каждые 7 дней следует менять комплекс упражнений. Гигиеническую гимнастику производят в хорошо проветренном помещении. В летнее время в учреждениях санаторного типа и в других лечебных учреждениях, где для этого имеются условия, гигиеническую гимнастику проводят на открытом воздухе. Общая продолжительность гимнастики не должна превышать 10—15 минут.

2.2.Индивидуальные задания

Индивидуальные задания  для самостоятельных занятий  — одна из форм лечебной физкультуры. Сущность ее заключается в том, что  для больного подбирают несколько  специальных упражнений, которые  он разучивает под руководством специалистов по лечебной физкультуре и после  этого самостоятельно выполняет  их заданное число раз. Такого рода самостоятельные занятия значительно  дополняют занятия лечебной гимнастикой  и повышают их эффективность. Особенно бывают важны такие самостоятельные занятия в хирургической и неврологической практике как необходимые мероприятия для полного восстановления функции поврежденной конечности или другого отдела опорно-двигательного аппарата. Упражнения на протяжении дня проделывают 10—20 раз, и контроль за выполнением их возлагают на медицинских сестер.

Информация о работе Формы и методы лечебной физкультуры