Античные мифы в истории мировой художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Знакомство с содержанием античной мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю. В свое время Маркс писал: “Мужчина не сможет снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка?.. И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той ступенью, на которой оно выросло”.

Содержание

Глава 1. Чем маленькая народность могла повлиять на большую Европу?
Глава 2. Изучение античной мифологии через античную историю

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по МХК.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

 

Исключительное значение эпических поэм Гомера для культурной жизни древнегреческого общества отметил  еще живший в IV в. до н.э. древнегреческий философ Платон, писавший, что “этот поэт (Гомер) воспитал Элладу” . Но несмотря на широчайшую популярность Гомера, время его жизни, место рождения оставались неизвестными. В древней Греции семь городов спорили за право называться родиной этого замечательного поэта. Отсутствие биографических сведений о Гомере позволило некоторым европейским исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности поэта.

В конце XVIII в. немецкий филолог Вольф предложил считать “Элиаду” и “Одиссею” результатом безличного народного творчества. Вольф и его единомышленники считали поэмы механическим соединением многих песен, совершенствуемым постепенно различными аэдами. Против подобного объяснения возникновения “Элиады” и “Одиссеи” выступил Фридрих Шиллер, доказывавший художественное единство обеих поэм и отстаивавший личное авторство Гомера. Так возник “гомеровский вопрос” , являющийся неоднократной темой научных дискуссий в среде филологов и историков.

 

В XVIII и в первой половине XIX в. подавляющее большинство европейских исследователей древности рассматривало мифические повествования и содержание древнегреческих эпических поэм как чисто фантастические. Но в настоящее время благодаря археологическим открытиям это мнение не соответствует современным научным воззрениям.

 

Уже в 70-х годах XIX в. энтузиаст-археолог Г. Шлиман твердо установил нахождение древнего города Трои, а в 80-х годах произвел успешные археологические раскопки в развалинах Микен и Тиринфа. В начале XX века английский ученый А. Эванс открыл и детально обследовал огромный дворцовый комплекс на месте древнего Кносса на о. Крит. В последующие десятилетия греческие, итальянские и американские археологи открыли целый ряд древних поселений на Крите, в Пелопоннесе, в Средней Греции, на островах Эгейского архипелага. В развалинах некоторых из них (в Кноссе, Пелосе, Фивах) найдены глиняные таблички со своеобразными надписями. В 1953 г. эта древняя письменность, эта древняя письменность, так называемое линейное письмо В, была прочитана английским ученым М. Вентрисом.

 

Результаты этих археологических  открытий позволили совершенно по-новому рассматривать вопрос о возникновении  древнегреческой мифологии и  эпической поэзии. Если исследователи  истории древнегреческой культуры XVIII и первой половины XIX в. представляли развитие древнего общества и культуры лишь с конца II тысячелетия до н.э., то в настоящее время твердо установлено появление и развитие очагов классового общества с конца III тысячелетия до н.э. Так, например, с конца III тысячелетия до н.э. сложилось классовое общество на о. Крит. Основным политическим центром его стал Кносс. Критские правители установили свое господство на соседних островах и, по-видимому, в некоторых районах Балканской Греции. Критские мореплаватели совершали дальние походы. Они установили сношения с Египтом, Северной Сирией. На западе Критяне достигали островов Сицилия и Сардиния.

 

В середине XV в. до н.э. на Эгейском архипелаге произошла геологическая катастрофа. Страшное извержение вулкана на о. Фера, повлекшее за собой гибель расположенного на нем города, отразилось и на Крите. Часть населения острова погибла, часть покинула родину. Обезлюдевший Крит был колонизирован Ахейскими племенами, еще ранее заселившими Балканскую Грецию.

 

Крупнейшими центрами ахейских племен во второй половине II тысячелетия до н.э. стали Микены, Пилос, Тиринф. Здесь находились роскошные дворцы вождей племен. Стены дворцов украшали живописью. Во дворцах были большие кладовые, в которых хранились запасы зерна, масла, вина, различной посуды, бронзового оружия. В могильниках, расположенных возле дворцов, были найдены золотые украшения, свидетельствующие о большом богатстве ахейских правителей. Найдены и глиняные таблички с различными записями, которые говорят о резком имущественном неравенстве и о массовом применении труда рабов. Основным источником получения рабов были войны. Ахейцы предпринимали грабительские походы в различные районы Средиземноморского побережья. Одним из таких походов и было нападение ахейских вождей на малоазийский город Трою. По мнению современных ученых, этот поход был в середине XIII в. до н.э. (около 1260 г. до н.э.) . В надписях, сохранившихся на глиняных табличках, упоминались и почитаемые ахейские божества - Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Гермес и т.д.

 

В XII в. до н.э. с севера на Балканскую Грецию вторглись новые переселенцы - дорийские племена. Они частью покорили, частью оттеснили ахейцев. Микены, Пилос, Тиринф были сожжены. Дорийцы заняли Пелопоннес, а несколько позднее и Крит. Уцелевшие ахейцы расселились по западному берегу Малой Азии. Именно среди населения малоазийских греческих городов и сохранились воспоминания о жизни и быте ахейсских вождей, об их дальних морских походах, наконец, о нападении на Трою. Постепенно передаваемые устно рассказы о реальном ходе событий переплелись со сказаниями о подвигах вождей-героев - участников похода против Трои и других экспедиций, о чудесных событиях, вмешательстве богов в военные действия между ахейцами и троянцами.

 

Из этих сказаний и черпали  аэды сюжеты для своих песен. Вполне возможно, что один из аэдов, известный  под именем Гомера, создал “Элиаду” и “Одиссею” . Неграмотность поэта  не могла помешать его творчеству. Традиция бесписьменного, устного поэтического творчества сохранялась до XX в. Таково было поэтическое творчество Джамбула и Сулеймана Стальского. Не случайно последнего М. Горький назвал “Гомером XX века” .

 

Со временем в передававшийся устным путем первоначальный текст  “Элиады” и “Одиссеи” был внесен ряд добавлений, что не могли не заметить исследовавшие поэмы филологи.

 

У большинства российских историков вопрос об авторстве поэта, “Элиаду” и “Одиссею” , в принципе не вызывает сомнений. Однако вопрос о  том, действительно ли этот аэд носил  имя Гомер, или это было лишь его  прозвище, остается открытым; неизвестны и какие-либо биографические данные о его жизни и творчестве.

 

Из других произведений древнегреческой  литературы, в которых излагаются различные мифические сказания о  божествах и героях, следует указать  поэму “Теогония” , созданную беотийским уроженцем Гесиодом в VIII в. до н.э. Многие мифические эпизоды упоминает в своем произведении и “отец истории” Геродот (около 484-425 гг. до н.э.) .

 

Подавляющее большинство  трагедий афинских драматургов V в. до н.э. - Эсхила, Софокла, Еврипида - представляет собой художественную обработку мифических повествований о богах и героях. Мифические сказания излагали в своих произведениях и многие древнегреческие лирические поэты (Пиндар и др.) . Ряд древнегреческих мифических сказаний содержится в произведениях греческих и римских авторов, живших в эпоху Римской империи. О них упоминает географ Страбон (65 г. до н.э. - 25 г. до н.э.) в своем капитальном труде “География” . О взятии ахейцами и разрушении Трои подробно писал римский поэт Вергилий в поэме “Энеида” . Многие мифические эпизоды изложил Овидий в своих поэмах “Метаморфозы” и “Героини” . Отдельные циклы древнегреческой мифологии подробно даны в “Описании Эллады” греческого писателя Павсания (II в. до н.э.) .

 

В перечисленных выше произведениях  античных писателей сохранились  до настоящего времени целые мифические повествования; отдельные же упоминания божеств, тех или иных героев встречаются  в подавляющем большинстве произведений отдельных авторов.

 

Как отмечалось выше, образы богов и героев воспроизведены в  многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого искусства. Таким образом, “... греческая мифология  составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву...” (К. Маркс) .

Античная греко-римская  культура оказала сильнейшее влияние  на культурное развитие всех современных  европейских народов, и “... без  того фундамента, который был заложен  Грецией и Римом, не было бы и современной  Европы...” (Ф. Энгельс) .

 

Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники  и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь  привлекли внимание дворян и буржуазии. Писатели, художники и музыканты  различных европейских стран  вновь стали брать сюжетами своих  произведений эпизоды из древнегреческой  мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены  некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры) , Сандро Боттичелли (картины “Рождение  Венеры” , “Весна” ) , Тициана (картина  “Венера перед зеркалом” ) и др. Из образов древнегреческой мифологии  взял сюжет для своей замечательной  статуи Персея выдающийся итальянский  скульптор Бенвенуто Челлини.

 

В XVII-XVIII вв. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства получило широкое распространение. На сюжеты, взятые из древнегреческой мифологии, писали картины выдающиеся фламандские, французские, голландские художники: Рубенс (“Персей и Андромеда” , “Венера и Адонис” ) , Ван-Дейк (“Марс и Венера” ) , Рембрандт (“Даная, “Голова Паллады Афины” ) , Пуссен (“Эхо и Нарцисс” , “Нимфа и сатир” , “Пейзаж с Полифемом” , “Пейзаж с Гераклом” и др.) , Буше (“Аполлон и Дафна” ) - и многие другие.

 

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса  В. Шекспира “Троил и Крессида” , поэма  “Венера и Адонис” . Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях Шекспира.

 

На заимствованные из греческой  мифологии сюжеты писали произведения и выдающиеся французские драматурги второй половины XVII в. - Корнель и Расин.

 

На мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения XVI-XVII вв. Таковы первые итальянские оперы конца XVI в. -” Дафна” и “Эвридика” ; оперы композиторов XVII в.: Перселла - “Дидона и Эней” , Люлли - “Тезей” , Монтверди - “Орфей” и “Ариадна” . В XVIII в. были созданы оперы Рамо - “Кастор и Поллукс” , Глюка - “Ифигения в Авлиде” , “Орфей” и др., “Идоменей” - гениального Моцарта.

 

Русские писатели, художники  и музыканты VIII-начала XIX в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам и эпизодам древнегреческой мифологии. Одной из ранних опер, поставленных в России (1755 г.) , была опера “Цефал и Прокрис” (“Кефал и Прокрида” ) . Либретто оперы написал Сумароков, музыку - придворный композитор Арайя. Позднее Сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, создал либретто оперы “Альцеста” (“Алькеста” ) и комедии “Нарцисс” . В конце XVIII в. талантливый русский композитор Фомин создал мелодраму “Орфей” , также заимствовав сюжет из древнегреческой мифологии.

 

Выдающийся русский скульптор  Ф. Толстой создал замечательный  бюст греческого божества сна Морфея, а художник К. П. Брюллов написал  некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии (“Встреча Аполлона и Дианы” , “Сатурн и Нептун на Олимпе” ) .

 

Отдельные эпизоды древнегреческой  мифологии привлекли внимание выдающихся русских художников конца XIX-начала X в. - В. А. Серова (“Похищение Европы” , “Одиссей и Навсикая” ) , М. А. Врубеля (“Пан” ) .

 

Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв. Величественный портик колоннады Большого театра в Москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога Аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. Такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени А. С. Пушкина в Петербурге. Большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здания Адмиралтейства, Государственного Эрмитажа, аллеи Летнего сада в Петербурге, внутренние помещения и великолепные парки Пушкина, Павловска, Петродворца, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб XVIII в. - Кускова, Останкина, Архангельского, превращенных ныне в музеи.

 

Мифологические персонажи  многократно упоминаются в баснях И. А. Крылова, стихотворениях Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева и других.

 

В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, неподвидных звезд и целых  созвездий взяты из античной мифологии.

 

В XVII-XX вв. многие военные суда различных европейских стран назывались именами божеств и героев античной мифологии. Русский героический шлюп “Меркурий” , фрегат “Паллада” в XIX в., крейсеры эпохи первой мировой войны - “Аврора” , “Паллада” , “Диана” , английский корабль начала XIX века “Беллерофонт” , доставивший Наполеона на остров святой Елены, многие корабли английского флота начала XX в. (эскадренные миноносцы “Нестор” и “Мельпомена” , крейсер “Аретуза” , броненосцы “Аякс” , “Агамемнон” и т.д.) . В германском флоте крейсер “Ариадна” , во французском - “Минерва” также носили названия, заимствованные из древнегреческой мифологии.

 

Зачастую в обыденной  речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят  о “титанической борьбе” ,” гигантском размере” , “яблоке раздора” , “паническом  страхе” , “олимпийском спокойствии” , “ахиллесовой пяте” , “муках Тантала” , “сизифовом труде” . Употребляя эти  метафоры, многие не в состоянии  точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с  образами древнегреческой мифологии. Знание античной мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка  и литературы, философии, искусствоведческих дисциплин, а также студентам  соответствующих специальностей.

 

Знакомство с содержанием  античной мифологии не только расширяет  кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение  читателю. В свое время Маркс писал: “Мужчина не сможет снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность  ребенка?.. И почему детство человеческого  общества там, где оно развилось  всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как  никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески  умные дети. Многие из древних народов  принадлежат к этой категории. Нормальными  детьми были греки. Обаяние, которым  обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той  ступенью, на которой оно выросло” .


Информация о работе Античные мифы в истории мировой художественной культуры